Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация жариялап
2 млн. ₸ табыс табыңыз!
0 / 1
Материалға шағымдану
Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
1 бонус = 1 теңге
Бонусты сайттағы қызметтерге жұмсай аласыз. Мысалы келесі материалды жеңілдікпен алуға болады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Түсінікті
2024-2025 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
Жүктеп алғыңыз келеді ме?
Неологизм орыс тілі
Материал туралы қысқаша түсінік
Данная работа выполнена учащейся , которая хочет узнать подробнее о неологизмах ,связанных с названиями профессий,об их происхождении и употреблении в современном русском языке.Тема очень актуальна в наши дни. Стремительно развивающееся общество, постоянные изменения и нововведения в жизни не могут не отражаться в языке.Современный русский язык постоянно пополняется новыми наименованиями лиц по профессии- преимущественно заимственного характера.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады.
Толығырақ
16 Қараша 2022
388
1 рет жүктелген
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Министерство науки и образования
Кызылординская область
Направление:Лингвистика и литературоведение
Секция: Языкознание
Тема работы: Неологизмы,связанные с названиями
новых профессий
Автор: Акчурина Виктория
ученица 9 «Ә» класса средней школы №189 г Кызылорда
Научный руководитель: Ортаева Баян
учитель русского языка и литературы
средней школы №189 г Кызылорда
Консультант :Саркенова Зауреш Исабаевна
доктор филологических наук
Кызылорда 2022-2023 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение…………………………………………………………………….………..... 3
Актуальность исследования………………………………………………………...... 3
Цели и задачи исследования………….............................................................................4
Гипотеза. ………………………………………………………………………………....4
Методы исследования…………………………………………………………………...4
Глава I
Научно-исследовательская часть
1.1 Новые профессии...............................……………………………………………….5
1.2. Причины заимствований названий новых профессий...........................................5
1.3 Десятка профессий , востребованных через 10 лет…………............................. ..7
1.4 Прогнозируемые профессии через 30-50 лет…………………………………… .7
Глава II
Практическая часть.
2.1 Анкетирование школьников......................................................................................9
2.2.Люди редких и новых профессии в мире и в Казахстане......................................12
2.3. Русско-казахский словарь неологизмов ( названия профессий)………................14
III. Заключение.
Список литературы………………………………………………………………………15
Приложение……………………………………………………………………………....16
Аннотация к работе
Данная работа выполнена учащейся , которая хочет узнать подробнее о
неологизмах ,связанных с названиями профессий,об их происхождении и
употреблении в современном русском языке.Тема очень актуальна в наши дни.
Стремительно развивающееся общество, постоянные изменения и нововведения в
жизни не могут не отражаться в языке.Современный русский язык постоянно
пополняется новыми наименованиями лиц по профессии- преимущественно
заимственного характера.
В последнее время многие работодатели , владельцы компаний, фирм размещают в
средствах массовой информации объявления, в которых приглашают на работу
различных специалистов под наименованиями малоизвестных людям. Многие не
понимают ,что это за профессий и чем они занимаются. Следует отметить , что
ученица применяет разнообразные методы:изучает,сопоставляет, анализирует
делает выводы. С этой целью она провела анкетирование и интервью,
проанализировала полученные ответы, изучила литературу . Начиная
исследование, ученица поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить природу неологизмов,пути и способы их появления в современном
русском языке;
2. Рассмотреть происхождение новых профессии ,выяснить их лексическое значение;
3. Классифицировать названия профессий по группам,по популярности;
4. Провести опрос школьников;
5. Обобщить результаты проделанной работы .
В настоящем исследовании анализируются неологизмы со значением деятеля,
отобранные методом сплошной выборки из материалов средств массовой
информации, современных словарей новых слов .Новым следует считать выбор
источника материала-колонки с объявлениями о вакантных должностях в
периодических изданиях и соответствующих Интернет –сайтах
Ученица провела опрос школьников с 9 по 11 классы , который показал , к
сожалению, что многие ученики не только не знают профессиональных
обязанностей новых профессий ,но зачастую , не могут даже определить с какой
профессиональной областью связана эта профессия.
Выпускникам при выборе будущей специальности важно не потеряться в
замысловатых названиях новых профессий.
Научная новизна данной работы заключается в соединении социологического и
лингвистического анализа неологизмов –названий профессий.
Аннотация
Бұл жұмыс, мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа сөздерді ,олардың
мағынасын ,шығу тарихын зерттеп жүрген оқушының жұмысы.Қаралған
мәселелердің маңызы өте зор .Компьютер,интернет дамыған заманда жаңа сөздер
көптеп пайда болуда .Әсіресе ,мамандықтарға қатысты шетел тілінен енген сөздер.
Соңғы кездері газет-журнал беттерінде ,интернет желілерінде әр түрлі
компаниялар мен фирмалардың жұмысқа көп адамдарға беймәлім мамандық иелерін
шақырған жарнамалары қаптап кетті.Көпшілік бұл қандай мамандық және олардың
немен айналысатынын білмей делдал.
Оқушы өз жұмысында әр-түрлі әдіс-тәсілдерді қолдана білді.Мектептегі
сыныптар арасында зерттеу жүргізіп ,нәтижелерін талдап,сараптады.
Оқушылардың мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа сөздерді
қаншалықты білетінің анықтау мақсатында сауалнамалар алынды, сұхбат
жүргізілді.
Осы тақырыпты ашу мақсатында оқушы алдына мынандай міндеттер койды:
1)Жаңа мамандықтардың пайда болуы ,соған байланысты пайда болған сөздердің
лексикалық мағынасын анықтау;
2)Мамандықтардың аттарын салаларға байланысты жинақтау;
3) Оқушылардан сауалнамалар алу;
Бұл жұмыста мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа сөздер газет-журнал
беттерінен ,интернет-сайттардан алынды.
9-11 сынып оқушыларынан алынған сауалнама қорытындысы бойынша көптеген
оқушылардын жаңа мамандықтарды , олардың кай салаға қатысты және немен
айналысатынын білмейтіндігін көрсетті.Мектеп бітіруші оқушылардың заман
талабына сай мамандықтарды білуі өте қажет.
Жұмыстың ғылымилығы – мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа
сөздерге социологиялық және лингвистикалық талдау жасалды.
Annotation for work
This work was done by a pupil who wants to leam more about neologisms
associated with the names of professions ,their origin and usage in modem Russian .
The topic is very relevant today . Rapidly developing society Constant changes and
innovations in life can not be reflected in the language . Modern Russian language is
constantly updated with new names of persons by profession mostly borrowing nature
.
Recently many employers owners of companies firms place in the mass media
announcements inviting various specialists to work under the names of little –known
people .Manu do understand what kind of profession and what they do it should be
noted that the pupil uses a variety of methods of studying compares analyzes does.
To this end she conducted a survey and an interview analyzed the answers studied
literature Starting the study pupil has set itself the following.
1.To study the nature of neologisms and ways their appearance in the modern Russian
language.
2.Consider the origin of the new profession find out their lexical meaning.
3.Classify the name of the profession in groups by popularity.
4. Conduct a survey of pupil.
5.Generalize the results of the work done in the present.
Research analyzed the neologisms with the value of the figure selected by the method of
continuous sampling from media materials. The choice should be considered new the
source of the material column ads about vacant positions in the periodic izdaniyah
respective online sites.
A pupil conducted a survey with pupils 9-11 classes which showed a k sorry that many
pupils not only do not the know the professional responsibilities of the new profession
but.
Мнение
руководителя
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на
одаренность , кроме тех ,которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе
А. Н. Колмагоров
Акчурина Виктория –очень способная ученица. Она сама захотела принять
участие в научно –исследовательской работе. Виктория стремится узнать новое.
Главная цель ее работы: узнать подробнее о неологизмах, связанных с названиями
профессий ,об их происхождении и употреблении в современном русском языке.
Она считает, что учащиеся школы не имеют достаточной информации о
неологизмах ,связанных с названиями профессий ,что мешает им в своевременном
самоопределении и самореализации профессиональных предпочтений.
Выпускникам при выборе будущей специальности важно не потеряться в
замысловатых названиях новых профессий .Поэтому Виктория в своей работе
попыталась разобраться в их значении и расшифровать загадочные неологизмы в
названии новых профессий.
Виктория применяет разнообразные методы: изучает ,сопоставляет, анализирет.
Она создала свой русско-казахский словарь неологизмов , связанных с названиями
профессий.
Исследование заинтересовала Викторию и вызвало желание продолжить
исследовательскую деятельность.
Мнение учителя русского языка и литературы
Ортаева Б
Рецензия
На научно-практическую работу ученицы 9 «Ә» класса Акчуриной Виктории
по теме : «Неологизмы, связанные с названиями новых профессий»
(руководитель : Ортаева Баян-учительница русского языка)
Результаты проведенных исследований наглядно демонстрируют ,насколько
прочно и быстро новые слова , прежде всего заимствованные из других языков, вошли
в нашу речь сегодня , в век научно-технического прогресса. В данной работе ученица
рассмотрела природу неологизмов,происхождение новых профессий , а также
проанализировала , какие области деятельности в последнее время становятся
популярными, сделала попытку выяснить лексические особенности неологизмов в
названии профессий.
Ученица исследовала происхождение названий новых профессий ,сферу их
употребления и попыталась определить происхождение и значение некоторых слов.
Ознакомившись с научной литературой , словарями ,статьями Виктория отметила
следующее:большинство названий новых профессий заимствованы из английского
языка,реже-французского.Автора данной исследовательской работы волнуют
следующие вопросы :
-Почему в последнее время появилось так много профессий , названия которых
труднопроизносимы для русского языка и непонятны многим?
-Можно ли обойтись русскими словами в обозначении этих профессии (гипотеза)
Цель работы: узнать подробнее о неологизмах, связанных с названиями профессий ,об
их происхождении и употреблении в современном русском языке.
Новизна исследования данной работы заключается в соединении социологического
и лингвистического анализа неологизмов –названий профессий.
Теоретическая значимость работы выражается в том, что автор приводит и
доказывает очень много фактов, гипотез ,о том ,что не надо загружать русский язык
иностранными словами. Нужно заменять их русскими синонимами.
Практическая- дана основа для дальнейших исследований ,самостоятельно перевела
названия профессий на казахский язык и создала свой русско-казахский словарь .
При исследовании использовались различные методы: изучение информации по теме,
беседа. посещение библиотеки, анкетирование школьников ,сравнение и обобщение
результатов,интервью.
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы :
необходимо вводить в русский язык слова, которыми пользуется весь мир.Нужно
вводить иностранные слова, но делать это осторожно.Там,где можно ,обойтись
русским синонимом.
Саркенова Зауреш Исабаевна
Доктор филологических наук
Введение.
Здравствуйте, меня зовут Акчурина Виктория. Я учусь в 9 классе. Моё любимое
занятие в свободное время – чтение хороших книг. Однажды в газете я прочитала
объявление :крупная компания приглашает на работу супервайзеров, мерчандайзеров
и криэйторов.Я очень сильно удивилась , хотела поскорее узнать,что это за компания
и кого они приглашают на работу.Позвонив по телефону,я выяснила ,что это
компания ООО «Эстель»-дистрибьютер ведущих производителей кондитерских
изделий в Казахстане ,России и СНГ.А также в связи с расширением бизнеса они
объявляют конкурс на открывающиеся вышеуказанные вакансии.Но я не смогла
узнать ,чем же занимаются супервайзеры,мерчандайзеры и криэйторы .В компании
мне ответили ,что это специалисты ,которые занимаются продвижением товаров на
рынке.В интернете я узнала : Мерчандайзер –( В переводе с английского –
планирование и стимулирование сбыта)-специалист ,который выигрышно
представляет товары своей фирмы.Задача мерчандайзера :покупатель ,придя в
магазин,должен приобрести товар именно его компании.
Криэйтор –(с английского –творец,создатель)-креативный директор компании
человек ,который отвечает за разработку ,ведение и контроль рекламных проектов
В интернете я не смогла найти словари и справочники,связанные с названиями
новых профессий .Словари и справочники не успевают за изменением ситуации в
сфере экономики ,культуры и общественного сознания . И я решила начать свое
исследование ,создать свой словарь неологизмов,связанных с необыкновенными
профессиями .Я также решила самостоятельно перевести эти названия на казахский
язык .Таким образом , я создала свой русско-казахский словарь неологизмов,
связанных с названиями профессии.
Актуальность исследования
Меня взволновали следующие вопросы:
-Почему в последнее время появилось так много профессий , названия которых
труднопроизносимы для русского языка и непонятны многим?
Во время подготовки, мы с сестрой изучили материал по теме моего выступления, а
вместе с Баян Таубаевной провели анкетирование в школе по теме «Какие
профессии вам известны ?».
Итак, цель моей исследовательской работы –узнать подробнее о неологизмах,
связанных с названиями профессий ,об их происхождении и употреблении в
современном русском языке.
Объект исследования: лексические особенности неологизмов в названии профессий
Гипотеза: 1.Можно ли обойтись русскими словами в обозначении этих профессии.
2.Я считаю ,что учащиеся школы не имеют достаточной информации о
неологизмах-названиях профессий,что мешает им в современном самоопределении
самореализации профессиональных предпочтений .
Начиная исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить природу неологизмов,пути и способы их появления в современном
русском языке;
-3-
2. Рассмотреть происхождение новых профессии ,выяснить их лексическое
значение;
3. Классифицировать названия профессий по группам,по популярности;
4. Провести опрос школьников;
5. Обобщить результаты проделанной работы .
Мною использованы следующие методы исследования:
Изучение научной литературы по теме исследования;
Метод количественного анализа;
Метод опроса;
Исследовательский и пояснительный метод
Сравнение и обобщение результатов.
-4-
Глава I
Основное содержание.
1.1 Новые профессии
Стремительно развивающееся общество, постоянные изменения и нововведения в
жизни не могут не отражаться в языке .Ежедневно люди стараются жить интереснее
и удобнее, для этого они совершают открытия и изобретают, и некоторые
изобретения полностью меняют нашу жизнь. Так благодаря изобретению спутника
появился Интернет и мобильные телефоны ,что позволило нам связываться даже с
другим материком.Но многие изобретения к нам приходят из других стран, и их
названия нам не всегда понятны .
Современный русский язык постоянно пополняется новыми наименованиями лиц
по профессии-преимущественно заимствованного характера .Словари и
справочники не успевают за изменением ситуации в сфере экономики ,культуры и
общественного сознания .Работодатели и владельцы компаний ,фирм и холдингов
регулярно размещают в средствах массовой информации объявления , в которых
приглашают на работу различных специалистов под наименованиями
малоизвестными людям.
Так ,например, развитие рыночной экономики вызвало появление целого ряда слов :
супервайзер, мерчандайзер,маркетолог,логистик,промоутер, трейдер, дилер,
маклер,коучер,дистрибьютер,
Изменения коснулись и такой сферы как педагогика,казалось бы эти педагогические
профессии в современном обществе традиционно включают в себя учителей,
преподавателей ,лекторов , воспитателей и что-либо новое придумать сложно.Но
появились новые профессии современного общества-тьютеры ,коучи и
фасилитаторы.
Тьютор- обучает по индивидуальной программе ,коуч –занимается личностным
развитием ученика,мотивирует,вдохновляет, и ищет пути реализации потенциала
ученика. Фасилитатор занимается социальной адаптацией.
Появились новые современные профессии и специальности , про которые раньше не
было слышно,да и сейчас услышав название некоторых современных професии
остается гадать, что должен делать этот человек .в основном это коснулось мира
компьютерных и информационных технологий, сферы потребления .
Появились такие интересные современные профессии как контент-менеджер,
бренд-менеджер,баннермейкер,веб-девелоппер,контент-редактор,андеррайтер.
Я исследовала происхождение названий новых професссий ,сферу употребления и
попыталась определить происхождение и значение некоторых слов.Ознакомившись
с научной литературой ,словарями, статьями таких авторов ,как Григоренко О.В
Володарской Э.Ф ,Крысина Л.П, Климова Е.А, Костомарова В.Г , я отметила
следующее :
Большинство названий новых профессий заимствованы из английского языка, реже
–французского.
1.2. Причины заимствований названий новых профессий
Причины иноязычных заимствований могут быть внешними (внеязыковыми ) и
внутренними (внутриязыковыми)
-5-
Внешние причины заимствований :
1)Большинство заимствований связано с развитием науки, техники,культуры,
экономики, производственных отношений.Поскольку в наибольшей мере развивается
сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное
количество новых профессий появляется именно в этих областях : системный
администратор ,менеджер,копирайтер,промоутер.Относительно новые профессии
появляются в области информационного проектирования и обеспечения : менеджер
информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных,
инженер-системотехник,системный-аналитик,специалист по компьютерному
дизайну
Внутренние причины заимствований:
1)Тенденция к замене описательного наименования однословным:например ,
риелтор-специалист по продаже недвижимости,промоутер –представитель
компании по сбыту.
2)Заимствование новых слов обусловлено влиянием иностранной
культуры,диктуется модой на иностранные слова: например ,секьюрити-охранник.
Наиболее типичная форма влияния , обусловленного такими связями,заимствование слова вместе с заимствованием вещи или понятия Например, с
появлением у нас таких реалий, как автомобиль,конвейер, радио, кино, телевизор,
телефон,лазер и мн др в русский язык вошли и их наименования.
Другая внешняя причина заимствования –обозначение с помощью иноязычного слова
некоторого специального вида предметов или понятий ,которые до тех пор
назывались одним русским словом.Например, для обозначения слуги в гостинице в
русском языке укрепилось французское слово портье ,для обозначения особого сорта
варенья –английское джем.
Хочу остановиться на одном из характерных заимствовании современной эпохи
Коучер или коуч (от английского соасһ) Примечательно,что от немецкого кutsche
kutsher «повозка, карета» возникло и название професии кучер («работник ,который
правит лошадьми в экипаже») Внутренняя форма слова «соасһ» которое как
свидетельствует этимологический словарь,распространилось во многих языках
содержит , на наш взгляд , важную информацию,которая и послужила стимулом для
использования его для номинации профессии консультанта . Кучер ,как и соасһ , это
«ведущий» , за которым следуют ведомые.Обязанности коуча заключаются в том ,
чтобы вести за собой компанию , «не дать ей отстать». Коучер-это консультант
руководителя по созданию структуры персонала ,кадровой политике и стратегиям
кризисного менеджмента, он проводит психологические тренинги с руководителями
и персоналом компании .С помощью коучинга достигается высокая
производительность труда и эффективность работы сотрудников .Коучер
способствует развитию и координации потенциала работников в нужном для
компании направлении , приводит в действие мотивационную программу ,
составленную менеджером по персоналу или руководителями отделов.
Интересно было исследовать происхождение и значение слова « колумнист»
Мы узнали ,что колумнист-это журналист ,который регулярно сотрудничает с газетой
кто ведет на телевидении или радио программу , схожую по стилю и материалу с
колонкой , или пишет в печатном издании колонку»
-6-
1.3 Десятка профессий , востребованных через 10 лет.
Специалисты в области нанотехнологии
Специалисты в области электроники и биотехнологии
Экологи
Логисты
Маркетологи
Фасилитаторы
Вальвеологи
Медиапленеры
3Д-моделисты
Координаторы
Промоутеры
Флейвористы
Матрицоры
Климатологи
Финансовые аналитики
Биоинженеры
Имиджмейкеры
Прогнозируемые профессии через 30-50 лет
Космоботаник
Шахтер на луне
Межпланетные таксисты
Лифтер на марсе
Садовод космических растений
Строитель «умных дорог»
Проектировщик детских и медицинских роботов
Космогеолог
Урбанист –эколог
Проектировщик жизненного цикла космических сооружений
Специалист навигации в условиях Арктики
Инженер роботизированных систем
Эксперты «Сколково » отмечают ,что вскоре будут востребованы архитекторы,
способные создавать дома с использованием энергосберегающих материалов.
Наряду с интенсивным развитием IТ и эко –проектирования будет активно
развиваться сфера услуг.Аналитики предсказывают глобальную
технологизацию.Даже гуманитарные направления не смогут обойтись без основ
программирования и алгоритмизации.
В 2016 году был запущен первый российский биопринтер, который умеет печатать
живые ткани и органы. Это предвещает кардинальные изменения и в медицине. В
транспортной сфере появляются беспилотные автомобили , в экономической –
интернет –банкинг , в сельском хозяйстве- мультисенсорные датчики изучения
корней растений
-7-
2.2.Люди редких и новых профессии в мире и в Казахстане
Я очень удивалась , прочитав на страницах интернета о людях редких и
удивительных профессии.
1-е место.Переворачиватели пингвинов.
Эти люди работают в Антарктиде и спасают бедных птиц, которые засматриваются
на самолеты и падают на спину.Ведь по своей природе пингвины не способны сами
подниматься.
2-е место. Фумелье.
Фумелье отлично подберет сигару к алкогольному напитку и вашему настроению.
3-е место. Патоэколог.
Изучает остатки исторических экскрементов и паразитов в них ,чтобы определить
рацион питания наших древних предков.
4 –е место. Дояр гремучих змей.
Этот человек добывает яд из змей для медицинских целей .Вы только представьте
себе , как он рискует !Например , змея тайпан за один укус может убить 250 тысяч
мышей.
5-е место. Продавцы слез.
В азиатских странах люди привыкли сдерживать себя , поэтому похороны
обслуживают специальные плакальщики.Цены на услуги такого персонала выглядит
приблизительно так : плач-1 монета; плач с подвыванием -3 монеты; надрывной плач
с подвыванием и паданием на колени – 7 монет, рыданье с битьем себя в грудь,
разрыванием одежды и катанием по земле -20 монет.Перед началом работы
необходимо сдать тест на знание традиций , умение драматически рыдать и
моментально успокаиваться.
6-е место.Дегустатор дыхания.
Проверяет действенность жевательных резинок ,нюхая дыхание людей с больными
зубами , после употребления чеснока или алкоголя.Хорошая жвачка должна все это
заглушать.
7-е место.Чистильщик ушей.
Они работают в китайских банях.Это мужчины и женщины с ватными палочками в
руках, которые предлагают свои услуги посетителям бани.Раз –и чистильщик уже
добыл всю серу из ваших ушей , и теперь вы будете прекрасно слышать даже самый
тихий шепот.
8 –место.Лучшая в мире работа.
Как вы думаете , у кого самая лучшая работа ?
Бен Саусхол прошел конкурс в 35 тысяч человек на место ,чтобы полгода прожить
на райском острове в шикарной вилле . Его обязанности : подкармливать
черепах,присматривать за коралловыми рифами и писать в блог .Зарплата-40 тысяч
долларов в месяц.А сам конкурс так и назывался «Лучшая в мире работа»
-8-
Люди новых профессии в Казахстане
1.Парикмахер для собак
Братья наши меньшие тоже хотят быть красивыми.Ну если не сами хотят , то их
хозяева точно желают видеть питомцев ухоженными.А так как, чтобы постричь
собачку или кошку ,необходима сноровка , да еще и знания о породе, то конечно, это
дело доверяют профессионалам.
В Алматы ,например, существует несколько парикмахерских для собак и кошек,
где их не только могут постричь , но и сделать тату ,украсить стразами и рисунками,
а также провести спа-процедуры!
Игорь Цой работает вот уже 4 года года парикмахером собак и кошек.Работу свою
любит.Приходят постоянные клиенты.Хозяева животных уходят всегда
довольными работой профессионала.
2.Бондарь
Кто-то может подумать ,что это фамилия , а на самом деле , это старинная
профессия , которая сегодня встречается все реже и реже .Бондарь-это тот человек ,
который выделывает деревянные бочки ,использующиеся обычно для хранения
алкогольных напитков .Например.коньяка или вина.
В Казахстане таких специалистов очень мало.
Сергей Алексеевич Юрцев 30 лет уже занимается этим делом.Живет он в
Петропавловске.Он в молодости работал плотником ,но потом начал делать бочки.
Приходят заказы из разных уголков страны :из России, Грузии ,Эстонии и т.д
3. Гринкипер
А вот Самойленко Владимир живет в городе Шымкенте .Он работает гринкипером.
Гринкипер –это смотритель гольф-полей , в обязанности которого входит следить за
тем, чтобы поля были идеально пострижены и зелеными.В последнее время люди
часто проводят время на гольф –площадках.И мне приятно , доставлять людям
удовольствие.Стараюсь ,чтобы гольф-поля были аккуратно пострижены и чистые.
4.Брейдер
Валентина Захарчук из города Семея работает брейдером.На первый взгляд кажется,
что это необычная и редкая профессия.Но она работает в парикмахерской .Брейдерчеловек ,который профессионально занимается плетением косы. Валентина
Осиповна знает более 20-ти приемов плетения кос.Косыбабочкой,корзинка,узбечка,корона принцессы и т.д
-9-
2.1 Анкетирование школьников
В последние годы на рынках труда предлагаются новые, современные профессии,
названия которых требуют подробного толкования.
Среди учеников 9-11 классов провели анкетирование по теме : Какие профессии вам
известны?»
Ученикам предложили ответить на следующие 8 вопросов:
Опрос учащихся 9-11 классов показал ,что многим известны профессии:менеджер,
дизайнер,дилер,визажист,аудитор, а такие названия профессии хейдмейкер,
актуарий,копирайтер,пейджмейкер,андеррайтер,неонщик и другие не известны
поэтому вызывают большой интерес.
По результатам анкетирования я выяснила ,что:
Многие ученики затрудняются с выбором профессии в будущем:
-60% не знают толкования новых профессий ,встречающихся в газетах,в рекламах и
т.д
-30 %-не могут определиться из-за несоответствия таланта желаемому-10%определились.
-Лишь малая часть учеников знает ,в чем заключается работа мерчендайзера (7 из 30)
-Однако большинству известно, что входит в обязанности менеджера (22 из 30)
-Большее предпочтение учащиеся отдали менеджеру (15 из 30) и дизайнеру (10 из
30)
-Но никто не отдал предпочтение хэндмейкеру и андеррайтеру.Они не получили ни
одного голоса.
В результате проведенного мною анкетирования можно сделать: вывод:
-К сожалению ,учащиеся нашей школы не только не знают профессиональных
обязанностей новых профессий , но зачастую не могут даже определить , с какой
профессиональной сферой они связаны.
-11-
Русско-казахский словарь неологизмов ( названия профессий)
( Перевела ученица 9 класса –Муханбетжан Асылай)
Актуарий- специалист в области страховой математики , разрабатывающий
методику исчисления страховых тарифов.
Актуарий- сақтандыру математикасы саласының маманы,сақтандыру
тарифтерін есептеуші.
Андеррайтер-специалист ,который занимается составлением ,проверкой и
визированием договоров ,подготовкой заключений по рискам и убыткам.
Андеррайтер- келісім шарт жасаушы және қорытынды шығарушы.
Брейдер-человек ,который профессионально занимается плетением косы
Брейдер- кәсіби шаш өруші маман
Вальвеолог-специалист,занимающийся вопросами сохранения здоровья человека
(Вальвеология –наука о том , «как быть здоровым»)
Работает в области охраны труда ,эргономики и психогигиены.
Вальвеолог -адам денсаулыгын сақтауға қатысты сұрақтармен айналысатын
маман
Грумер-это специалист по уходу за собаками и кошками
Грумер- ит пен мысықтарға дұрыс күтім жасауды үйрететін маман
Гипполог-изучает анатомию и физиологию лошадей.Разрабатывает методики и
рекомендации по разведению ,содержанию и кормлению ,улучшению экстерьера
(внешнего вида) и использованию лошадей.
Гипполог-жылқылардың анатомиясын зерттеуші.Олардың көбею жолдарын,
дұрыс тамақтандыру және күтіп ,баптау, сырт келбетін жақсарту сияқты
мәселелермен айналысады.
Гляциолог-ученый ,специалист по льдам.
Гляциолог-мұздарды,мұздықтарды зерттеуші ғалым.
Гринкипер-смотритель гольф-полей , в обязанности которого входит следить за тем,
чтобы поля были идеально пострижены и зелеными.
Гринкипер-гольф-алаңдарын қадағалаушы,оның міндеті алаңдардың таза
қырқылған және жасыл болуы.
Джоббер-посредник на фондовой бирже .В отличие от брокера покупает и продает
акции за свой счет.Доход джоббера складывается из курсовой разницы продаваемых
и покупаемых акций и других ценных бумаг.
Джоббер-қазыналық қор биржасындағы делдал.Брокерден айырмашылығы
акцияларды өзі сатады және сатып алады.
Девелопер-специалист по операциям с недвижимостью ,заказывает проект ,покупает
или берет в аренду участок земли, «привязывает » проект к участку согласовывает
-12-
подведение всех коммуникаций ,строит объект –например большое офисное здание.
Девелопер-жылжымайтын мүліктермен жұмыс жасайтын маман ,жобаларға
тапсырыс беруші,жалға береді немесе сатып алады.
Дистрибьютер-посредник
Дистрибьютер-делдал
Имиджмейкер-специалист по профессиональному сопровождению карьеры,
созданию имиджа личности или фирмы;осуществляет имидж –сопровождение в
рекламных и предвыборных кампаниях ,участвует в повышении корпоративной
культуры организации
Имиджмейкер-жеке тұлғалардың немесе фирмалардың сырт келбетін әрлеуші,
жарнамалаушы, сайлау алдындағы жарнамалау жұмыстарымен
айналысады,мекемелердің корпорациялық мәдениетін көтеруге атсалысады
Индент-агент-агент по сбыту ,ведет за границей на комиссионной основе операции
по продаже товаров ,поступающих от иностранного поставщика.
Индент-агент-шетелдерде комиссиялық негізде зат сатушы және сатып алушы
маман.
Кавист-любители винной культуры могут стать кавистом .В отличии от сомалье –
дегустатора вин,кависту вовсе не требуется начинать свой день с порции
полусладкого. Зато нужно знать , каким образом лучше выставить продукцию на
витрину,какой напиток предложить клиенту и с каким блюдом его лучше сочетать
Кавист -келген қонақтарға шарап ұсынушы.
Коучер—это консультант руководителя по созданию структуры персонала кадровой
политике и стратегиям кризисного менеджмента. Он проводит психологические
тренинги с руководителями и персоналом компании.
Коучер- кадр саясаты жөніндегі басшының кеңесшісі
Клинер (уборщик)-специалист по уборке помещений.
Клинер-бөлмелерді тазалаушы.
Колумнист-это человек ,пищущий статьи в определенную колонку печатного
издания или интернет-сайта ,которые,как правило , посвящены злободневным темам
Колумнист- газет беттерінде немес интернет-сайттарда кунделікті
тақырыптарды арқау етіп мақала жазушы.
Коуч –занимается личностным развитием ученика,мотивирует,вдохновляет, и ищет
пути реализации потенциала ученика.
Коуч-баланың жеке дамуына көңіл бөледі,шабыт беріп,оқушыға барлық жағдайдың
жасалуын қамтамыз етеді.
Кристаллограф-специалист в области кристаллографии –науки о кристаллах, их
структуре и свойствах.
Кристаллограф –кристаллография саласының маманы-кристалдардың құрамы
мен қасиеттерін зерттейді.
-13-
Медиапленнер-специалист рекламного агенства
Он отвечает за выбор подходящих средств массовой информации для размещения
рекламных материалов,планирует и дает рекомендации по наиболее выгодному
вложению средств,выделяемых на рекламирование того или иного товара ,раскрутку
названия фирмы либо торговой марки-бренда.
Медиапленнер -жарнама агенттігінің маманы
Мерчандайзер-специалист который выигрышно представляет товары своей фирмы
Задача мерчандайзера покупатель придя в магазин должен приобрести товар именно
его компании.
Мерчандайзер-өз фирмасының тауарларын пайдасына қарай жарнамалайды Оның
міндеті сатып алушы дүкенге келгенде тек өз фирмасының тауарын сатып алуына
ықпал жасау
Райнер-уборщик посуды в ресторане.
Райнер-ресторанда ыдыс жинаушы
Рекрутер- человек ,занимающийся устройством людей на работу.
Рекрутер-халықты жұмысқа орналастырушы маман
Спичрайтер-составитель текстов речей выступлений для высокопоставленных лиц
государства ,политиков, общественных деятелей или бизнесменов
Спичрайтер -жоғарғы лауазымды мемлекет басшылары мен саясаткерлер,қоғам
қайраткерлері және кәсіпкерлер үшін баяндама жазушы
Супервайзер-лицо,занимающееся разработкой маршрутов,осуществляющее
наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.
Супервайзер-сауда серіктестерінің жобаларын бақылаушы маман
Пейджмейкер-специалист –художник ,работающий в издательствах или рекламном
бизнесе; трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения;
иллюстрирует художественные и рекламные тексты
Пейджмейкер- жарнама бизнесі мен баспаларда жұмыс жасайтын суретшімаман
Неонщик –специалист по наружной рекламе ,осуществляет конструирование и
монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр)
Неонщик -сыртқы жарнама маманы
Нанотехнолог-специалист ,который занимается научными исследованиями на
атомном и молекулярном уровне ,создает новые виды материалов.
Нанотехнолог-атом және молекула бөлшектерін зерттеп ,жаңа материалдар
ойлап табатын ғылыми маман.
Ньюсмейкер-человек ,деятельность которого предполагает намеренную или
ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ.
-
14-
Ньюсмейкер- бұл адамның міндеті арнайы немесе байқаусызда халықтың,
баспасөз мамандарының көңілін аудару,оларды өз тұлғасына деген қызығушылын
арттыру.
Трейдер-торговец оптовыми партиями товара или ценными бумагами.
Трейдер-бағалы қағаздар немесе заттарды көтерме бағамен сатушы саудагер.
Титестер- специалист по дегустации ( оценке качества по виду,вкусу и запаху )чая
Титестер-шайлардын дәмі мен сапасын анықтаушы маман (түріне, дәміне және
иісіне қарап).
Тальман- принимает и сдает экспертно-импортные , каботажные , местные грузы и
багаж в трюмах и на палубах морских и речных судов, на причалах и грузовых
складах ,участвует в погрузке и выгрузке.Обеспечивает сохранность грузов,
контролирует их маркировку и внешнее состояние.Оформляет перевозочные
документы и учетно-отчетную документацию.
Тальман-теңіздер мен өзендердегі су көліктерімен келген жүктерді қабылдап ,
жөнелтуші, жүктерді тиейді және түсіреді.Жүктердің қауіпсіздігіне жауап
береді.Тасымалдау құжаттарын жасаушы.
Тьютор- обучает по индивидуальной программе.
Тьютор- арнайы бағдарламалармен оқытушы.
Лоббист-посредник между финансовыми ,политическими или
профессиональными группами и госчиновниками ,депутатами.
Лоббист-саясаткерлер мен мемлекеттік қызметшілер және депуттар арасындағы
делдал.
Хэндмей
Кызылординская область
Направление:Лингвистика и литературоведение
Секция: Языкознание
Тема работы: Неологизмы,связанные с названиями
новых профессий
Автор: Акчурина Виктория
ученица 9 «Ә» класса средней школы №189 г Кызылорда
Научный руководитель: Ортаева Баян
учитель русского языка и литературы
средней школы №189 г Кызылорда
Консультант :Саркенова Зауреш Исабаевна
доктор филологических наук
Кызылорда 2022-2023 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение…………………………………………………………………….………..... 3
Актуальность исследования………………………………………………………...... 3
Цели и задачи исследования………….............................................................................4
Гипотеза. ………………………………………………………………………………....4
Методы исследования…………………………………………………………………...4
Глава I
Научно-исследовательская часть
1.1 Новые профессии...............................……………………………………………….5
1.2. Причины заимствований названий новых профессий...........................................5
1.3 Десятка профессий , востребованных через 10 лет…………............................. ..7
1.4 Прогнозируемые профессии через 30-50 лет…………………………………… .7
Глава II
Практическая часть.
2.1 Анкетирование школьников......................................................................................9
2.2.Люди редких и новых профессии в мире и в Казахстане......................................12
2.3. Русско-казахский словарь неологизмов ( названия профессий)………................14
III. Заключение.
Список литературы………………………………………………………………………15
Приложение……………………………………………………………………………....16
Аннотация к работе
Данная работа выполнена учащейся , которая хочет узнать подробнее о
неологизмах ,связанных с названиями профессий,об их происхождении и
употреблении в современном русском языке.Тема очень актуальна в наши дни.
Стремительно развивающееся общество, постоянные изменения и нововведения в
жизни не могут не отражаться в языке.Современный русский язык постоянно
пополняется новыми наименованиями лиц по профессии- преимущественно
заимственного характера.
В последнее время многие работодатели , владельцы компаний, фирм размещают в
средствах массовой информации объявления, в которых приглашают на работу
различных специалистов под наименованиями малоизвестных людям. Многие не
понимают ,что это за профессий и чем они занимаются. Следует отметить , что
ученица применяет разнообразные методы:изучает,сопоставляет, анализирует
делает выводы. С этой целью она провела анкетирование и интервью,
проанализировала полученные ответы, изучила литературу . Начиная
исследование, ученица поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить природу неологизмов,пути и способы их появления в современном
русском языке;
2. Рассмотреть происхождение новых профессии ,выяснить их лексическое значение;
3. Классифицировать названия профессий по группам,по популярности;
4. Провести опрос школьников;
5. Обобщить результаты проделанной работы .
В настоящем исследовании анализируются неологизмы со значением деятеля,
отобранные методом сплошной выборки из материалов средств массовой
информации, современных словарей новых слов .Новым следует считать выбор
источника материала-колонки с объявлениями о вакантных должностях в
периодических изданиях и соответствующих Интернет –сайтах
Ученица провела опрос школьников с 9 по 11 классы , который показал , к
сожалению, что многие ученики не только не знают профессиональных
обязанностей новых профессий ,но зачастую , не могут даже определить с какой
профессиональной областью связана эта профессия.
Выпускникам при выборе будущей специальности важно не потеряться в
замысловатых названиях новых профессий.
Научная новизна данной работы заключается в соединении социологического и
лингвистического анализа неологизмов –названий профессий.
Аннотация
Бұл жұмыс, мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа сөздерді ,олардың
мағынасын ,шығу тарихын зерттеп жүрген оқушының жұмысы.Қаралған
мәселелердің маңызы өте зор .Компьютер,интернет дамыған заманда жаңа сөздер
көптеп пайда болуда .Әсіресе ,мамандықтарға қатысты шетел тілінен енген сөздер.
Соңғы кездері газет-журнал беттерінде ,интернет желілерінде әр түрлі
компаниялар мен фирмалардың жұмысқа көп адамдарға беймәлім мамандық иелерін
шақырған жарнамалары қаптап кетті.Көпшілік бұл қандай мамандық және олардың
немен айналысатынын білмей делдал.
Оқушы өз жұмысында әр-түрлі әдіс-тәсілдерді қолдана білді.Мектептегі
сыныптар арасында зерттеу жүргізіп ,нәтижелерін талдап,сараптады.
Оқушылардың мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа сөздерді
қаншалықты білетінің анықтау мақсатында сауалнамалар алынды, сұхбат
жүргізілді.
Осы тақырыпты ашу мақсатында оқушы алдына мынандай міндеттер койды:
1)Жаңа мамандықтардың пайда болуы ,соған байланысты пайда болған сөздердің
лексикалық мағынасын анықтау;
2)Мамандықтардың аттарын салаларға байланысты жинақтау;
3) Оқушылардан сауалнамалар алу;
Бұл жұмыста мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа сөздер газет-журнал
беттерінен ,интернет-сайттардан алынды.
9-11 сынып оқушыларынан алынған сауалнама қорытындысы бойынша көптеген
оқушылардын жаңа мамандықтарды , олардың кай салаға қатысты және немен
айналысатынын білмейтіндігін көрсетті.Мектеп бітіруші оқушылардың заман
талабына сай мамандықтарды білуі өте қажет.
Жұмыстың ғылымилығы – мамандықтарға байланысты пайда болған жаңа
сөздерге социологиялық және лингвистикалық талдау жасалды.
Annotation for work
This work was done by a pupil who wants to leam more about neologisms
associated with the names of professions ,their origin and usage in modem Russian .
The topic is very relevant today . Rapidly developing society Constant changes and
innovations in life can not be reflected in the language . Modern Russian language is
constantly updated with new names of persons by profession mostly borrowing nature
.
Recently many employers owners of companies firms place in the mass media
announcements inviting various specialists to work under the names of little –known
people .Manu do understand what kind of profession and what they do it should be
noted that the pupil uses a variety of methods of studying compares analyzes does.
To this end she conducted a survey and an interview analyzed the answers studied
literature Starting the study pupil has set itself the following.
1.To study the nature of neologisms and ways their appearance in the modern Russian
language.
2.Consider the origin of the new profession find out their lexical meaning.
3.Classify the name of the profession in groups by popularity.
4. Conduct a survey of pupil.
5.Generalize the results of the work done in the present.
Research analyzed the neologisms with the value of the figure selected by the method of
continuous sampling from media materials. The choice should be considered new the
source of the material column ads about vacant positions in the periodic izdaniyah
respective online sites.
A pupil conducted a survey with pupils 9-11 classes which showed a k sorry that many
pupils not only do not the know the professional responsibilities of the new profession
but.
Мнение
руководителя
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на
одаренность , кроме тех ,которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе
А. Н. Колмагоров
Акчурина Виктория –очень способная ученица. Она сама захотела принять
участие в научно –исследовательской работе. Виктория стремится узнать новое.
Главная цель ее работы: узнать подробнее о неологизмах, связанных с названиями
профессий ,об их происхождении и употреблении в современном русском языке.
Она считает, что учащиеся школы не имеют достаточной информации о
неологизмах ,связанных с названиями профессий ,что мешает им в своевременном
самоопределении и самореализации профессиональных предпочтений.
Выпускникам при выборе будущей специальности важно не потеряться в
замысловатых названиях новых профессий .Поэтому Виктория в своей работе
попыталась разобраться в их значении и расшифровать загадочные неологизмы в
названии новых профессий.
Виктория применяет разнообразные методы: изучает ,сопоставляет, анализирет.
Она создала свой русско-казахский словарь неологизмов , связанных с названиями
профессий.
Исследование заинтересовала Викторию и вызвало желание продолжить
исследовательскую деятельность.
Мнение учителя русского языка и литературы
Ортаева Б
Рецензия
На научно-практическую работу ученицы 9 «Ә» класса Акчуриной Виктории
по теме : «Неологизмы, связанные с названиями новых профессий»
(руководитель : Ортаева Баян-учительница русского языка)
Результаты проведенных исследований наглядно демонстрируют ,насколько
прочно и быстро новые слова , прежде всего заимствованные из других языков, вошли
в нашу речь сегодня , в век научно-технического прогресса. В данной работе ученица
рассмотрела природу неологизмов,происхождение новых профессий , а также
проанализировала , какие области деятельности в последнее время становятся
популярными, сделала попытку выяснить лексические особенности неологизмов в
названии профессий.
Ученица исследовала происхождение названий новых профессий ,сферу их
употребления и попыталась определить происхождение и значение некоторых слов.
Ознакомившись с научной литературой , словарями ,статьями Виктория отметила
следующее:большинство названий новых профессий заимствованы из английского
языка,реже-французского.Автора данной исследовательской работы волнуют
следующие вопросы :
-Почему в последнее время появилось так много профессий , названия которых
труднопроизносимы для русского языка и непонятны многим?
-Можно ли обойтись русскими словами в обозначении этих профессии (гипотеза)
Цель работы: узнать подробнее о неологизмах, связанных с названиями профессий ,об
их происхождении и употреблении в современном русском языке.
Новизна исследования данной работы заключается в соединении социологического
и лингвистического анализа неологизмов –названий профессий.
Теоретическая значимость работы выражается в том, что автор приводит и
доказывает очень много фактов, гипотез ,о том ,что не надо загружать русский язык
иностранными словами. Нужно заменять их русскими синонимами.
Практическая- дана основа для дальнейших исследований ,самостоятельно перевела
названия профессий на казахский язык и создала свой русско-казахский словарь .
При исследовании использовались различные методы: изучение информации по теме,
беседа. посещение библиотеки, анкетирование школьников ,сравнение и обобщение
результатов,интервью.
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы :
необходимо вводить в русский язык слова, которыми пользуется весь мир.Нужно
вводить иностранные слова, но делать это осторожно.Там,где можно ,обойтись
русским синонимом.
Саркенова Зауреш Исабаевна
Доктор филологических наук
Введение.
Здравствуйте, меня зовут Акчурина Виктория. Я учусь в 9 классе. Моё любимое
занятие в свободное время – чтение хороших книг. Однажды в газете я прочитала
объявление :крупная компания приглашает на работу супервайзеров, мерчандайзеров
и криэйторов.Я очень сильно удивилась , хотела поскорее узнать,что это за компания
и кого они приглашают на работу.Позвонив по телефону,я выяснила ,что это
компания ООО «Эстель»-дистрибьютер ведущих производителей кондитерских
изделий в Казахстане ,России и СНГ.А также в связи с расширением бизнеса они
объявляют конкурс на открывающиеся вышеуказанные вакансии.Но я не смогла
узнать ,чем же занимаются супервайзеры,мерчандайзеры и криэйторы .В компании
мне ответили ,что это специалисты ,которые занимаются продвижением товаров на
рынке.В интернете я узнала : Мерчандайзер –( В переводе с английского –
планирование и стимулирование сбыта)-специалист ,который выигрышно
представляет товары своей фирмы.Задача мерчандайзера :покупатель ,придя в
магазин,должен приобрести товар именно его компании.
Криэйтор –(с английского –творец,создатель)-креативный директор компании
человек ,который отвечает за разработку ,ведение и контроль рекламных проектов
В интернете я не смогла найти словари и справочники,связанные с названиями
новых профессий .Словари и справочники не успевают за изменением ситуации в
сфере экономики ,культуры и общественного сознания . И я решила начать свое
исследование ,создать свой словарь неологизмов,связанных с необыкновенными
профессиями .Я также решила самостоятельно перевести эти названия на казахский
язык .Таким образом , я создала свой русско-казахский словарь неологизмов,
связанных с названиями профессии.
Актуальность исследования
Меня взволновали следующие вопросы:
-Почему в последнее время появилось так много профессий , названия которых
труднопроизносимы для русского языка и непонятны многим?
Во время подготовки, мы с сестрой изучили материал по теме моего выступления, а
вместе с Баян Таубаевной провели анкетирование в школе по теме «Какие
профессии вам известны ?».
Итак, цель моей исследовательской работы –узнать подробнее о неологизмах,
связанных с названиями профессий ,об их происхождении и употреблении в
современном русском языке.
Объект исследования: лексические особенности неологизмов в названии профессий
Гипотеза: 1.Можно ли обойтись русскими словами в обозначении этих профессии.
2.Я считаю ,что учащиеся школы не имеют достаточной информации о
неологизмах-названиях профессий,что мешает им в современном самоопределении
самореализации профессиональных предпочтений .
Начиная исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить природу неологизмов,пути и способы их появления в современном
русском языке;
-3-
2. Рассмотреть происхождение новых профессии ,выяснить их лексическое
значение;
3. Классифицировать названия профессий по группам,по популярности;
4. Провести опрос школьников;
5. Обобщить результаты проделанной работы .
Мною использованы следующие методы исследования:
Изучение научной литературы по теме исследования;
Метод количественного анализа;
Метод опроса;
Исследовательский и пояснительный метод
Сравнение и обобщение результатов.
-4-
Глава I
Основное содержание.
1.1 Новые профессии
Стремительно развивающееся общество, постоянные изменения и нововведения в
жизни не могут не отражаться в языке .Ежедневно люди стараются жить интереснее
и удобнее, для этого они совершают открытия и изобретают, и некоторые
изобретения полностью меняют нашу жизнь. Так благодаря изобретению спутника
появился Интернет и мобильные телефоны ,что позволило нам связываться даже с
другим материком.Но многие изобретения к нам приходят из других стран, и их
названия нам не всегда понятны .
Современный русский язык постоянно пополняется новыми наименованиями лиц
по профессии-преимущественно заимствованного характера .Словари и
справочники не успевают за изменением ситуации в сфере экономики ,культуры и
общественного сознания .Работодатели и владельцы компаний ,фирм и холдингов
регулярно размещают в средствах массовой информации объявления , в которых
приглашают на работу различных специалистов под наименованиями
малоизвестными людям.
Так ,например, развитие рыночной экономики вызвало появление целого ряда слов :
супервайзер, мерчандайзер,маркетолог,логистик,промоутер, трейдер, дилер,
маклер,коучер,дистрибьютер,
Изменения коснулись и такой сферы как педагогика,казалось бы эти педагогические
профессии в современном обществе традиционно включают в себя учителей,
преподавателей ,лекторов , воспитателей и что-либо новое придумать сложно.Но
появились новые профессии современного общества-тьютеры ,коучи и
фасилитаторы.
Тьютор- обучает по индивидуальной программе ,коуч –занимается личностным
развитием ученика,мотивирует,вдохновляет, и ищет пути реализации потенциала
ученика. Фасилитатор занимается социальной адаптацией.
Появились новые современные профессии и специальности , про которые раньше не
было слышно,да и сейчас услышав название некоторых современных професии
остается гадать, что должен делать этот человек .в основном это коснулось мира
компьютерных и информационных технологий, сферы потребления .
Появились такие интересные современные профессии как контент-менеджер,
бренд-менеджер,баннермейкер,веб-девелоппер,контент-редактор,андеррайтер.
Я исследовала происхождение названий новых професссий ,сферу употребления и
попыталась определить происхождение и значение некоторых слов.Ознакомившись
с научной литературой ,словарями, статьями таких авторов ,как Григоренко О.В
Володарской Э.Ф ,Крысина Л.П, Климова Е.А, Костомарова В.Г , я отметила
следующее :
Большинство названий новых профессий заимствованы из английского языка, реже
–французского.
1.2. Причины заимствований названий новых профессий
Причины иноязычных заимствований могут быть внешними (внеязыковыми ) и
внутренними (внутриязыковыми)
-5-
Внешние причины заимствований :
1)Большинство заимствований связано с развитием науки, техники,культуры,
экономики, производственных отношений.Поскольку в наибольшей мере развивается
сфера торговли, управления и информационного обслуживания, то максимальное
количество новых профессий появляется именно в этих областях : системный
администратор ,менеджер,копирайтер,промоутер.Относительно новые профессии
появляются в области информационного проектирования и обеспечения : менеджер
информационных систем, сетевой администратор, администратор баз данных,
инженер-системотехник,системный-аналитик,специалист по компьютерному
дизайну
Внутренние причины заимствований:
1)Тенденция к замене описательного наименования однословным:например ,
риелтор-специалист по продаже недвижимости,промоутер –представитель
компании по сбыту.
2)Заимствование новых слов обусловлено влиянием иностранной
культуры,диктуется модой на иностранные слова: например ,секьюрити-охранник.
Наиболее типичная форма влияния , обусловленного такими связями,заимствование слова вместе с заимствованием вещи или понятия Например, с
появлением у нас таких реалий, как автомобиль,конвейер, радио, кино, телевизор,
телефон,лазер и мн др в русский язык вошли и их наименования.
Другая внешняя причина заимствования –обозначение с помощью иноязычного слова
некоторого специального вида предметов или понятий ,которые до тех пор
назывались одним русским словом.Например, для обозначения слуги в гостинице в
русском языке укрепилось французское слово портье ,для обозначения особого сорта
варенья –английское джем.
Хочу остановиться на одном из характерных заимствовании современной эпохи
Коучер или коуч (от английского соасһ) Примечательно,что от немецкого кutsche
kutsher «повозка, карета» возникло и название професии кучер («работник ,который
правит лошадьми в экипаже») Внутренняя форма слова «соасһ» которое как
свидетельствует этимологический словарь,распространилось во многих языках
содержит , на наш взгляд , важную информацию,которая и послужила стимулом для
использования его для номинации профессии консультанта . Кучер ,как и соасһ , это
«ведущий» , за которым следуют ведомые.Обязанности коуча заключаются в том ,
чтобы вести за собой компанию , «не дать ей отстать». Коучер-это консультант
руководителя по созданию структуры персонала ,кадровой политике и стратегиям
кризисного менеджмента, он проводит психологические тренинги с руководителями
и персоналом компании .С помощью коучинга достигается высокая
производительность труда и эффективность работы сотрудников .Коучер
способствует развитию и координации потенциала работников в нужном для
компании направлении , приводит в действие мотивационную программу ,
составленную менеджером по персоналу или руководителями отделов.
Интересно было исследовать происхождение и значение слова « колумнист»
Мы узнали ,что колумнист-это журналист ,который регулярно сотрудничает с газетой
кто ведет на телевидении или радио программу , схожую по стилю и материалу с
колонкой , или пишет в печатном издании колонку»
-6-
1.3 Десятка профессий , востребованных через 10 лет.
Специалисты в области нанотехнологии
Специалисты в области электроники и биотехнологии
Экологи
Логисты
Маркетологи
Фасилитаторы
Вальвеологи
Медиапленеры
3Д-моделисты
Координаторы
Промоутеры
Флейвористы
Матрицоры
Климатологи
Финансовые аналитики
Биоинженеры
Имиджмейкеры
Прогнозируемые профессии через 30-50 лет
Космоботаник
Шахтер на луне
Межпланетные таксисты
Лифтер на марсе
Садовод космических растений
Строитель «умных дорог»
Проектировщик детских и медицинских роботов
Космогеолог
Урбанист –эколог
Проектировщик жизненного цикла космических сооружений
Специалист навигации в условиях Арктики
Инженер роботизированных систем
Эксперты «Сколково » отмечают ,что вскоре будут востребованы архитекторы,
способные создавать дома с использованием энергосберегающих материалов.
Наряду с интенсивным развитием IТ и эко –проектирования будет активно
развиваться сфера услуг.Аналитики предсказывают глобальную
технологизацию.Даже гуманитарные направления не смогут обойтись без основ
программирования и алгоритмизации.
В 2016 году был запущен первый российский биопринтер, который умеет печатать
живые ткани и органы. Это предвещает кардинальные изменения и в медицине. В
транспортной сфере появляются беспилотные автомобили , в экономической –
интернет –банкинг , в сельском хозяйстве- мультисенсорные датчики изучения
корней растений
-7-
2.2.Люди редких и новых профессии в мире и в Казахстане
Я очень удивалась , прочитав на страницах интернета о людях редких и
удивительных профессии.
1-е место.Переворачиватели пингвинов.
Эти люди работают в Антарктиде и спасают бедных птиц, которые засматриваются
на самолеты и падают на спину.Ведь по своей природе пингвины не способны сами
подниматься.
2-е место. Фумелье.
Фумелье отлично подберет сигару к алкогольному напитку и вашему настроению.
3-е место. Патоэколог.
Изучает остатки исторических экскрементов и паразитов в них ,чтобы определить
рацион питания наших древних предков.
4 –е место. Дояр гремучих змей.
Этот человек добывает яд из змей для медицинских целей .Вы только представьте
себе , как он рискует !Например , змея тайпан за один укус может убить 250 тысяч
мышей.
5-е место. Продавцы слез.
В азиатских странах люди привыкли сдерживать себя , поэтому похороны
обслуживают специальные плакальщики.Цены на услуги такого персонала выглядит
приблизительно так : плач-1 монета; плач с подвыванием -3 монеты; надрывной плач
с подвыванием и паданием на колени – 7 монет, рыданье с битьем себя в грудь,
разрыванием одежды и катанием по земле -20 монет.Перед началом работы
необходимо сдать тест на знание традиций , умение драматически рыдать и
моментально успокаиваться.
6-е место.Дегустатор дыхания.
Проверяет действенность жевательных резинок ,нюхая дыхание людей с больными
зубами , после употребления чеснока или алкоголя.Хорошая жвачка должна все это
заглушать.
7-е место.Чистильщик ушей.
Они работают в китайских банях.Это мужчины и женщины с ватными палочками в
руках, которые предлагают свои услуги посетителям бани.Раз –и чистильщик уже
добыл всю серу из ваших ушей , и теперь вы будете прекрасно слышать даже самый
тихий шепот.
8 –место.Лучшая в мире работа.
Как вы думаете , у кого самая лучшая работа ?
Бен Саусхол прошел конкурс в 35 тысяч человек на место ,чтобы полгода прожить
на райском острове в шикарной вилле . Его обязанности : подкармливать
черепах,присматривать за коралловыми рифами и писать в блог .Зарплата-40 тысяч
долларов в месяц.А сам конкурс так и назывался «Лучшая в мире работа»
-8-
Люди новых профессии в Казахстане
1.Парикмахер для собак
Братья наши меньшие тоже хотят быть красивыми.Ну если не сами хотят , то их
хозяева точно желают видеть питомцев ухоженными.А так как, чтобы постричь
собачку или кошку ,необходима сноровка , да еще и знания о породе, то конечно, это
дело доверяют профессионалам.
В Алматы ,например, существует несколько парикмахерских для собак и кошек,
где их не только могут постричь , но и сделать тату ,украсить стразами и рисунками,
а также провести спа-процедуры!
Игорь Цой работает вот уже 4 года года парикмахером собак и кошек.Работу свою
любит.Приходят постоянные клиенты.Хозяева животных уходят всегда
довольными работой профессионала.
2.Бондарь
Кто-то может подумать ,что это фамилия , а на самом деле , это старинная
профессия , которая сегодня встречается все реже и реже .Бондарь-это тот человек ,
который выделывает деревянные бочки ,использующиеся обычно для хранения
алкогольных напитков .Например.коньяка или вина.
В Казахстане таких специалистов очень мало.
Сергей Алексеевич Юрцев 30 лет уже занимается этим делом.Живет он в
Петропавловске.Он в молодости работал плотником ,но потом начал делать бочки.
Приходят заказы из разных уголков страны :из России, Грузии ,Эстонии и т.д
3. Гринкипер
А вот Самойленко Владимир живет в городе Шымкенте .Он работает гринкипером.
Гринкипер –это смотритель гольф-полей , в обязанности которого входит следить за
тем, чтобы поля были идеально пострижены и зелеными.В последнее время люди
часто проводят время на гольф –площадках.И мне приятно , доставлять людям
удовольствие.Стараюсь ,чтобы гольф-поля были аккуратно пострижены и чистые.
4.Брейдер
Валентина Захарчук из города Семея работает брейдером.На первый взгляд кажется,
что это необычная и редкая профессия.Но она работает в парикмахерской .Брейдерчеловек ,который профессионально занимается плетением косы. Валентина
Осиповна знает более 20-ти приемов плетения кос.Косыбабочкой,корзинка,узбечка,корона принцессы и т.д
-9-
2.1 Анкетирование школьников
В последние годы на рынках труда предлагаются новые, современные профессии,
названия которых требуют подробного толкования.
Среди учеников 9-11 классов провели анкетирование по теме : Какие профессии вам
известны?»
Ученикам предложили ответить на следующие 8 вопросов:
Опрос учащихся 9-11 классов показал ,что многим известны профессии:менеджер,
дизайнер,дилер,визажист,аудитор, а такие названия профессии хейдмейкер,
актуарий,копирайтер,пейджмейкер,андеррайтер,неонщик и другие не известны
поэтому вызывают большой интерес.
По результатам анкетирования я выяснила ,что:
Многие ученики затрудняются с выбором профессии в будущем:
-60% не знают толкования новых профессий ,встречающихся в газетах,в рекламах и
т.д
-30 %-не могут определиться из-за несоответствия таланта желаемому-10%определились.
-Лишь малая часть учеников знает ,в чем заключается работа мерчендайзера (7 из 30)
-Однако большинству известно, что входит в обязанности менеджера (22 из 30)
-Большее предпочтение учащиеся отдали менеджеру (15 из 30) и дизайнеру (10 из
30)
-Но никто не отдал предпочтение хэндмейкеру и андеррайтеру.Они не получили ни
одного голоса.
В результате проведенного мною анкетирования можно сделать: вывод:
-К сожалению ,учащиеся нашей школы не только не знают профессиональных
обязанностей новых профессий , но зачастую не могут даже определить , с какой
профессиональной сферой они связаны.
-11-
Русско-казахский словарь неологизмов ( названия профессий)
( Перевела ученица 9 класса –Муханбетжан Асылай)
Актуарий- специалист в области страховой математики , разрабатывающий
методику исчисления страховых тарифов.
Актуарий- сақтандыру математикасы саласының маманы,сақтандыру
тарифтерін есептеуші.
Андеррайтер-специалист ,который занимается составлением ,проверкой и
визированием договоров ,подготовкой заключений по рискам и убыткам.
Андеррайтер- келісім шарт жасаушы және қорытынды шығарушы.
Брейдер-человек ,который профессионально занимается плетением косы
Брейдер- кәсіби шаш өруші маман
Вальвеолог-специалист,занимающийся вопросами сохранения здоровья человека
(Вальвеология –наука о том , «как быть здоровым»)
Работает в области охраны труда ,эргономики и психогигиены.
Вальвеолог -адам денсаулыгын сақтауға қатысты сұрақтармен айналысатын
маман
Грумер-это специалист по уходу за собаками и кошками
Грумер- ит пен мысықтарға дұрыс күтім жасауды үйрететін маман
Гипполог-изучает анатомию и физиологию лошадей.Разрабатывает методики и
рекомендации по разведению ,содержанию и кормлению ,улучшению экстерьера
(внешнего вида) и использованию лошадей.
Гипполог-жылқылардың анатомиясын зерттеуші.Олардың көбею жолдарын,
дұрыс тамақтандыру және күтіп ,баптау, сырт келбетін жақсарту сияқты
мәселелермен айналысады.
Гляциолог-ученый ,специалист по льдам.
Гляциолог-мұздарды,мұздықтарды зерттеуші ғалым.
Гринкипер-смотритель гольф-полей , в обязанности которого входит следить за тем,
чтобы поля были идеально пострижены и зелеными.
Гринкипер-гольф-алаңдарын қадағалаушы,оның міндеті алаңдардың таза
қырқылған және жасыл болуы.
Джоббер-посредник на фондовой бирже .В отличие от брокера покупает и продает
акции за свой счет.Доход джоббера складывается из курсовой разницы продаваемых
и покупаемых акций и других ценных бумаг.
Джоббер-қазыналық қор биржасындағы делдал.Брокерден айырмашылығы
акцияларды өзі сатады және сатып алады.
Девелопер-специалист по операциям с недвижимостью ,заказывает проект ,покупает
или берет в аренду участок земли, «привязывает » проект к участку согласовывает
-12-
подведение всех коммуникаций ,строит объект –например большое офисное здание.
Девелопер-жылжымайтын мүліктермен жұмыс жасайтын маман ,жобаларға
тапсырыс беруші,жалға береді немесе сатып алады.
Дистрибьютер-посредник
Дистрибьютер-делдал
Имиджмейкер-специалист по профессиональному сопровождению карьеры,
созданию имиджа личности или фирмы;осуществляет имидж –сопровождение в
рекламных и предвыборных кампаниях ,участвует в повышении корпоративной
культуры организации
Имиджмейкер-жеке тұлғалардың немесе фирмалардың сырт келбетін әрлеуші,
жарнамалаушы, сайлау алдындағы жарнамалау жұмыстарымен
айналысады,мекемелердің корпорациялық мәдениетін көтеруге атсалысады
Индент-агент-агент по сбыту ,ведет за границей на комиссионной основе операции
по продаже товаров ,поступающих от иностранного поставщика.
Индент-агент-шетелдерде комиссиялық негізде зат сатушы және сатып алушы
маман.
Кавист-любители винной культуры могут стать кавистом .В отличии от сомалье –
дегустатора вин,кависту вовсе не требуется начинать свой день с порции
полусладкого. Зато нужно знать , каким образом лучше выставить продукцию на
витрину,какой напиток предложить клиенту и с каким блюдом его лучше сочетать
Кавист -келген қонақтарға шарап ұсынушы.
Коучер—это консультант руководителя по созданию структуры персонала кадровой
политике и стратегиям кризисного менеджмента. Он проводит психологические
тренинги с руководителями и персоналом компании.
Коучер- кадр саясаты жөніндегі басшының кеңесшісі
Клинер (уборщик)-специалист по уборке помещений.
Клинер-бөлмелерді тазалаушы.
Колумнист-это человек ,пищущий статьи в определенную колонку печатного
издания или интернет-сайта ,которые,как правило , посвящены злободневным темам
Колумнист- газет беттерінде немес интернет-сайттарда кунделікті
тақырыптарды арқау етіп мақала жазушы.
Коуч –занимается личностным развитием ученика,мотивирует,вдохновляет, и ищет
пути реализации потенциала ученика.
Коуч-баланың жеке дамуына көңіл бөледі,шабыт беріп,оқушыға барлық жағдайдың
жасалуын қамтамыз етеді.
Кристаллограф-специалист в области кристаллографии –науки о кристаллах, их
структуре и свойствах.
Кристаллограф –кристаллография саласының маманы-кристалдардың құрамы
мен қасиеттерін зерттейді.
-13-
Медиапленнер-специалист рекламного агенства
Он отвечает за выбор подходящих средств массовой информации для размещения
рекламных материалов,планирует и дает рекомендации по наиболее выгодному
вложению средств,выделяемых на рекламирование того или иного товара ,раскрутку
названия фирмы либо торговой марки-бренда.
Медиапленнер -жарнама агенттігінің маманы
Мерчандайзер-специалист который выигрышно представляет товары своей фирмы
Задача мерчандайзера покупатель придя в магазин должен приобрести товар именно
его компании.
Мерчандайзер-өз фирмасының тауарларын пайдасына қарай жарнамалайды Оның
міндеті сатып алушы дүкенге келгенде тек өз фирмасының тауарын сатып алуына
ықпал жасау
Райнер-уборщик посуды в ресторане.
Райнер-ресторанда ыдыс жинаушы
Рекрутер- человек ,занимающийся устройством людей на работу.
Рекрутер-халықты жұмысқа орналастырушы маман
Спичрайтер-составитель текстов речей выступлений для высокопоставленных лиц
государства ,политиков, общественных деятелей или бизнесменов
Спичрайтер -жоғарғы лауазымды мемлекет басшылары мен саясаткерлер,қоғам
қайраткерлері және кәсіпкерлер үшін баяндама жазушы
Супервайзер-лицо,занимающееся разработкой маршрутов,осуществляющее
наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей.
Супервайзер-сауда серіктестерінің жобаларын бақылаушы маман
Пейджмейкер-специалист –художник ,работающий в издательствах или рекламном
бизнесе; трансформирует рекламные идеи в привлекательные сообщения;
иллюстрирует художественные и рекламные тексты
Пейджмейкер- жарнама бизнесі мен баспаларда жұмыс жасайтын суретшімаман
Неонщик –специалист по наружной рекламе ,осуществляет конструирование и
монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр)
Неонщик -сыртқы жарнама маманы
Нанотехнолог-специалист ,который занимается научными исследованиями на
атомном и молекулярном уровне ,создает новые виды материалов.
Нанотехнолог-атом және молекула бөлшектерін зерттеп ,жаңа материалдар
ойлап табатын ғылыми маман.
Ньюсмейкер-человек ,деятельность которого предполагает намеренную или
ненамеренную публичность и вызывает устойчивый интерес СМИ.
-
14-
Ньюсмейкер- бұл адамның міндеті арнайы немесе байқаусызда халықтың,
баспасөз мамандарының көңілін аудару,оларды өз тұлғасына деген қызығушылын
арттыру.
Трейдер-торговец оптовыми партиями товара или ценными бумагами.
Трейдер-бағалы қағаздар немесе заттарды көтерме бағамен сатушы саудагер.
Титестер- специалист по дегустации ( оценке качества по виду,вкусу и запаху )чая
Титестер-шайлардын дәмі мен сапасын анықтаушы маман (түріне, дәміне және
иісіне қарап).
Тальман- принимает и сдает экспертно-импортные , каботажные , местные грузы и
багаж в трюмах и на палубах морских и речных судов, на причалах и грузовых
складах ,участвует в погрузке и выгрузке.Обеспечивает сохранность грузов,
контролирует их маркировку и внешнее состояние.Оформляет перевозочные
документы и учетно-отчетную документацию.
Тальман-теңіздер мен өзендердегі су көліктерімен келген жүктерді қабылдап ,
жөнелтуші, жүктерді тиейді және түсіреді.Жүктердің қауіпсіздігіне жауап
береді.Тасымалдау құжаттарын жасаушы.
Тьютор- обучает по индивидуальной программе.
Тьютор- арнайы бағдарламалармен оқытушы.
Лоббист-посредник между финансовыми ,политическими или
профессиональными группами и госчиновниками ,депутатами.
Лоббист-саясаткерлер мен мемлекеттік қызметшілер және депуттар арасындағы
делдал.
Хэндмей
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)