С
ауашева Динара
Каримова

Нескучная
математика
АВТОРСКАЯ
ПРОГРАММА
УДК
373
ББК
74.262.21
Н55
Автор
составител: Акмолинская область,
Жаксынский район, КГУ "Ишимская средняя школа" учитель начальных
классов
Сауашева Динара
Каримова
Рецензент:
Омаров Д.К.- доктор PhD,
преподаватель Кызылординского государственного унивеситета имени
Коркыт Ата
Было обсуждено и одобрено на
заседании учебно-методического совета международного центра
поддержки науки и образования, передано в печать. Протокол №662
«06» январь 2021
г.
Н55
«Нескучная математика» авторская программа /авторы
составители: Д.К.Сауашева– Алматы, экспресс
типография «EDU print», 2021г
ISBN
978-601-09-0460-6
Авторское пособие
предназначено учителям общеобразовательных учебных
учреждений.
УДК
373
ББК
74.262.21
ISBN
978-601-09-0460-6
Авторы
сост: Д.К.Сауашева
© экспресс типография«EDU
print», 2021 г
Пояснительная записка
Вариативный школьный компонент по математике
начальных классов направлен на углубленное изучение предмета.
Углубленное изучение предмета реализовано через расширение
основного математического содержания начального курса математики в
следующих направлениях: решение нестандартных и занимательных
задач, задач повышенной трудности; приемы рационализации
вычислений, делимость чисел и статистики и др.
Вариативный ученический компонент предполагает
коррекцию усвоения содержания программы на уровне
стандарта.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны
иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться
со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному
развитию.
Цель: предоставить
возможность детям проявить себя, творчески
раскрыться в области математики, геометрии, информатики, а также в
повышении уровня знаний учащихся.
Задачи курса:
-
создавать условия для формирования и развития
практических умений обучающихся решать нестандартные задачи,
используя различные методы и приемы;
-
формировать и поддерживать устойчивый интерес к
предмету;
-
углублять и расширять знания учащихся по
математике;
-
развивать математический
кругозор;
-
развивать логическое мышление и математическую
речь;
-
развивать числовую грамотность;
-
расширять геометрические
представления;
-
развивать логическое мышление и пространственные
представления;
-
формировать элементы конструкторского
мышления;
-
развивать деятельностные
способности;
-
воспитывать настойчивость,
инициативность.
Принципы:
-
Доступность и наглядность.
-
Связь теории с практикой.
-
Учёт возрастных особенностей.
-
Сочетание индивидуальных и коллективных форм
деятельности.
-
Целенаправленность и последовательность
деятельности (от простого к сложному).
-
Методы:
-
методы исследовательской и проблемно-поисковой
деятельности,
-
словесные,
-
наглядно-демонстрационные
Основные виды деятельности
учащихся:
-
решение занимательных задач, ребусов,
кроссвордов;
-
участие в математической олимпиаде, международной
игре «Кенгуру»;
-
знакомство с научно-популярной литературой,
связанной с математикой;
-
проектная деятельность
-
самостоятельная работа;
-
работа в парах, в группах;
-
творческие работы.
Требования к подготовке
учащихся: курс рассчитан на учащихся с повышенной
мотивацией к обучению и хорошим качеством знаний программного
материала по математике.
Межпредметная
интеграция:
курс включает в себя геометрию, арифметику, алгебру, логику,
изо.
Ориентация на
профессии: данный курс выбран исходя из диагностических
материалов учащихся, которые показывают наибольшую мотивацию к
математике, и готовит к различным профессиям с естественно –
математическим направлением.
Объём учебного
времени: 34 часа, по 1 часу в
неделю.
Предлагаемый курс универсален и может быть интегрирован в базовые
часы по математике, как самостоятельный курс или использован для
занятий во внеклассное время.
Форма организации
курса: кружковая, включает в
себя:
-
практико-ориентированные учебные
занятия;
-
творческие мастерские;
-
тематические праздники, конкурсы,
выставки.
-
Форма завершения
курса: проект «Газета
любознательных»
Система оценивания учебных достижений
учащихся: зачёт/незачёт 1 раз в
год.
Итоговый контроль:
Тематическое планирование 2
класс
№
п/п
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
проведения
|
1
|
Вводное
занятие. Из истории математики
|
1
|
|
2-3
|
Игры с числами и
предметами
|
2
|
|
4-5
|
Стихи, задачи-смекалки
|
2
|
|
6
|
Головоломки
|
1
|
|
7-8
|
Ребусы. Шарады математические
|
2
|
|
9
|
Кроссворды
|
1
|
|
10-11
|
Задачи со спичками
|
2
|
|
12-13
|
Олимпиадные задания
|
2
|
|
14-15
|
Геометрические задачи
|
2
|
|
16
|
Прямой угол. Прямоугольник.
Квадрат
|
1
|
|
17-18
|
Танграмм
|
2
|
|
19-20
|
Сотня. Сложение и
вычитание
|
2
|
|
21
|
Логические
задачи
|
|
|
22-23
|
Магические квадраты
|
2
|
|
24-25
|
Решение логических
задач
|
2
|
|
26
|
КВН
|
1
|
|
27-28
|
Игры мудрецов
|
2
|
|
29-30
|
Математическое соревнование
для находчивых
|
2
|
|
31-32
|
Проект «Великие
математики»
|
2
|
|
33-34
|
Завершение курса КВМ
|
2
|
|
Всего -34
час
|
Поурочные
планы
ФИО
учителя
|
|
Предмет, класс
|
Курс
«Нескучная
математика»,
2
класс
|
Тема урока:
|
Вводное
занятие. Из истории
математики
|
Цель урока:
|
Выяснить , что значит
математика в жизни людей: второстепенная наука или неотъемлемая
часть. Изучить значение математики в жизни человека, её влиянии на
качества человека, повысить интерес к математике и её изучению.
Развить общие учебные
навыки.
|
Привитие
ценностей
|
Благополучие, сотрудничество,
взаимопонимание.
|
Формы оценивания
|
Похвала, самопроверка, словесное
поощрение
|
Ход
урока
Этапы урока
|
Действие
учителя
|
Действия
учеников
|
Оценивание
|
Ресурсы
|
Организация
|
Приветствие учеников..
-
Мотивация к учебной деятельности и постановка
целей.
-
Создание проблемной ситуации и формулирование
проблемы.
-
Объявление темы урока.
На доске запись «Математика – это
жизнь»
|
Создание положительного эмоционального
настроя

|
|
Видеоролик о материалах
|
Середина
урока
|
Актуализация знаний.
Мы осознано не ставим никакого знака препинания в
конце предложения, так как считаем, что эту фразу можно произнести
с разной интонацией: кто-то с вопросительной, кто-то с
восклицательной, а кто-то просто с
повествовательной.
В своей работе мы попытаемся выяснить,
так что же для нас математика?
Может быть это жизнь, а может быть это
просто наука, которая является для нас
второстепенной.
Древнегреческий философ Платон сказал,
обращаясь к своему ученику: «Разве ты не заметил, что способный к
математике изощрен ко всем наукам в
природе?»
Он же заметил: «Было бы неплохо, если
бы лиц, занимающих высшие государственные должности, приучали
заниматься математикой и в нужных случаях к ней
обращаться».
Наверное, хотя бы один раз в своей
жизни каждый ученик задавал себе вопрос: зачем мне изучать
математику? Научился считать и
достаточно!
|