Н.В. Гоголь "Мертвые души": описание, герои, анализ
поэмы
Поэма «Мертвые души»
была задумана Гоголем как грандиозная панорама российского общества
со всеми его особенностями и парадоксами. Центральная проблема
произведения – духовная смерть и возрождение представителей
основных российских сословий того времени. Автор обличает и
высмеивает пороки помещиков, продажность и пагубные страсти
чиновничества.
Само название
произведения имеет двоякое значение. «Мертвые души» - это не только
умершие крестьяне, но и другие фактически живые персонажи
произведения. Называя их мертвыми, Гоголь подчеркивает их
опустошённые, жалкие, «мертвые»
душонки.
Содержание:
История
создания
«Мертвые души» - поэма,
которой Гоголь посвятил значительную часть своей жизни. Автор
неоднократно менял концепцию, переписывал и переделывал
произведение. Изначально Гоголь задумал
«Мертвые души» как юмористический роман. Однако, в итоге решил
создать произведение, которое обличает проблемы российского
общества и послужит его духовному возрождению. Так и появилась
ПОЭМА «Мертвые души».
Гоголь хотел создать три
тома произведения. В первом автор планировал описать пороки и
разложение крепостнического общества того времени. Во втором дать
своим героям надежду на искупление и возрождение. А в третьем
намеревался описать дальнейший путь России и ее
общества.
Однако, Гоголь успел
закончить лишь первый том, который появился в печати в 1842 году.
До самой своей смерти Николай Васильевич работал над вторым томом.
Однако, перед самой смертью автор сжег рукопись второго
тома.
Третий том «Мертвых душ»
так и не был написан. Гоголь не смог найти ответ на вопрос, что
будет дальше с Россией. А, может быть, просто не успел об этом
написать.
Подробнее: Н.В.
Гоголь "Мертвые души": история создания
поэмы
Анализ
Описание произведения,
сюжет
Однажды, в
городе NN появился очень интересный
персонаж, сильно выделяющийся на фоне других старожил города –
Павел Иванович Чичиков. После своего приезда он начал активно
знакомиться с важными лицами города, посещал пиры и обеды. Спустя
неделю приезжий уже был на «ты» со всеми представителями городской
знати. Все были в восторге от нового человека, внезапно
появившегося в городе.
Павел Иванович
отправляется за город, чтобы нанести визиты знатным помещикам:
Манилову, Коробочке, Собакевичу, Ноздреву и Плюшкину. С каждым
помещиком он любезничает, к каждому пытается найти подход.
Природная изворотливость и находчивость помогают Чичикову получить
расположение каждого помещика. Помимо пустых разговоров, Чичиков
беседует с господами о крестьянах, которые умерли после ревизии
(«мертвые души») и изъявляет желание их купить. Помещики не могут
взять в толк, зачем Чичикову нужна такая
сделка. Однако, соглашаются на
нее.
В результате своих
визитов Чичиков приобрел более чем 400 «мертвых душ» и торопился
быстрее закончить дела и уехать из города. Полезные знакомства,
заведенные Чичиковым по приезду в город, помогли ему уладить все
вопросы с документами.
Через некоторое время
помещица Коробочка проговорилась в
городе, что Чичиков скупает «мертвые
души». Весь город узнал о делах Чичикова и недоумевал. Зачем такому
уважаемому господину покупать умерших крестьян? Бесконечные толки и
домыслы пагубно действуют даже на прокурора, и от страха он
умирает.
Поэма заканчивается тем,
что Чичиков спешно уезжает из города. Покидая город, Чичиков с
грустью вспоминает свои планы покупки мертвых душ и залога их в
казну в качестве живых.
Подробнее: Н.В.
Гоголь "Мертвые души": сюжет и краткое содержание по главам
поэмы
Главные
герои
Павел Иванович
Чичиков
Качественно новый герой
в русской литературе того времени. Чичикова можно назвать
представителем новейшего, только что зарождающегося в крепостной
России класса – предпринимателей, «приобретателей». Активность и
деятельность героя выгодно отличает его на фоне других персонажей
поэмы.
Образ Чичикова
отличается своей невероятной многогранностью, многоликостью. Даже
по внешности героя трудно сразу понять, каков человек и что он из
себя представляет. «В бричке сидел господин не красавец, но и не
дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя
сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком
молод».
Сложно понять и охватить
натуру главного героя. Он изменчив, многолик, способен подстроиться
под любого собеседника, придать лицу нужное выражение. Благодаря
этим качествам Чичиков без труда находит общий язык с помещиками,
чиновниками и завоевывает себе нужное положение в обществе. Умение
очаровывать и располагать к себе нужных людей Чичиков использует
для достижения своей цели, а именно получение и накопление денег.
Еще отец учил Павла Ивановича иметь дела с теми, кто богаче и
бережно относиться к деньгам, так как лишь деньгами можно проложить
путь в жизни.
Чичиков зарабатывал
деньги не честно: обманывал людей, брал взятки. Со временем
махинации Чичикова приобретают все больший размах. Павел Иванович
стремится к увеличению своего состояния любыми путями, не обращая
внимания ни на какие нравственные нормы и
принципы.
Гоголь определяет
Чичикова как человека с подлой натурой и также считает его душу
мертвой.
Подробнее: Чичиков:
характеристика и образ
героя
Манилов
В своей поэме Гоголь
описывает типичные образы помещиков того времени: «хозяйственники»
(Собакевич, Коробочка), а также не серьезные и расточительные
господа (Манилов, Ноздрев).
Николай Васильевич
мастерски создал в произведении образ помещика Манилова. Под одним
этим образом Гоголь подразумевал целый класс помещиков с похожими
чертами. Основные качества этих людей – сентиментальность,
постоянные фантазии и отсутствие активной деятельности. Помещики
такого склада пускают хозяйство на самотек, не занимаются ничем
полезным. Они глупы и пусты внутри. Именно таким был Манилов – в
душе не плохим, но бездарным и глупым
позером.
Подробнее: Манилов:
характеристика и образ
героя
Настасья Петровна
Коробочка
Помещица, однако
значительно отличается складом характера от Манилова. Коробочка –
хорошая и аккуратная хозяйка, все в поместье у нее ладится. Однако,
жизнь помещицы крутится исключительно вокруг ее хозяйства.
Коробочка не развивается духовно, ничем не интересуется. Она не
смыслит абсолютно ничего в том, что не касается ее хозяйства.
Коробочка – также один из образов, под которым Гоголь подразумевал
целый класс подобных ограниченных помещиков, которые не видят
ничего дальше своего хозяйства.
Подробнее: Коробочка:
характеристика и образ
героини
Ноздрев
Автор однозначно относит
помещика Ноздрева к не серьезным и расточительным господам. В
отличие от сентиментального Манилова, в Ноздреве кипит энергия.
Однако, эту энергию помещик пускает не во благо хозяйства, а ради
своих сиюминутных удовольствий. Ноздрев играет, впустую тратит
деньги. Отличается своей легкомысленностью и праздным отношением к
жизни.
Подробнее: Ноздрев:
характеристика и образ
героя
Михаил Семенович
Собакевич
Образ Собакевича,
созданный Гоголем, перекликается с образом медведя. Что-то от
крупного дикого зверя есть во внешности помещика: неповоротливость,
степенность, сила. Собакевича заботит не эстетическая красота
окружающих его вещей, а их надежность и долговечность. За грубой
внешностью и суровым характером скрывается хитрый, умный и
изворотливый человек. По мнению автора поэмы, таким помещикам, как
Собакевич не составит труда адаптироваться к грядущим на Руси
изменениям и реформам.
Подробнее: Собакевич:
характеристика и образ
героя
Плюшкин
Самый не обычный
представитель класса помещиков в
гоголевской поэме. Старик отличается
своей чрезвычайной скупостью.
Причем, Плюшкин жаден не только по отношению к своим крестьянам, но
и по отношению к себе самому. Однако, такая экономия делает
Плюшкина по-настоящему бедным человеком. Ведь именно его скупость
не позволяет ему обрести семью.
Подробнее: Плюшкин:
характеристика и образ
героя
Чиновничество
У Гоголя в произведении
есть описание нескольких городских чиновников. Однако, автор в
своем произведении существенно не дифференцирует их между собой.
Все чиновники в «Мертвых душах» - шайка воров, проходимцев и
казнокрадов. Эти люди по-настоящему заботятся лишь о своем
обогащении. Гоголь буквально в нескольких чертах описывает образ
типичного чиновника того времени, награждая его самыми не лестными
качествами.
Подробнее: Чиновничество
- образ в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые
души"
Цитаты
«Эх, русский народец! Не любит
умирать своей смертью!» Чичиков
«Не имей денег, имей хороших людей
для обращения”, – сказал один
мудрец...» Чичиков
«... больше всего береги и копи
копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель
тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в
какой бы беде ты ни был» Отец
Чичикова
«... как глубоко заронилось в
славянскую природу то, что скользнуло только по природе других
народов…» Гоголь
Подробнее: Н.В.
Гоголь "Мертвые души": цитаты героев и автора
поэмы
Главная идея, смысл
произведения
В основу сюжета «Мертвых
душ» заложена авантюра, задуманная Павлом Ивановичем Чичиковым. На
первый взгляд план Чичикова кажется невероятным. Однако, если
разобраться, российская действительность тех времен с ее правилами
и законами давала возможности для всевозможных махинаций, связанных
с крепостными крестьянами.
Дело в том, что после
1718 года в Российской империи была введена подушная перепись
крестьян. За каждого крепостного крестьянина мужского пола барин
должен был платить налог. Однако, перепись проводили достаточно
редко – раз в 12-15 лет. И если кто-то из крестьян сбежал или умер,
помещик был вынужден все равно платить за него налог. Умершие или
сбежавшие крестьяне становились обузой для барина. Это и создавало
благоприятную почву для различного рода
махинаций. Провести такого рода аферу надеялся и сам
Чичиков.
Николай Васильевич
Гоголь отлично знал, каким образом устроено российское общество с
ее крепостнической системой. И весь трагизм его поэмы заключен в
том, что афера Чичикова абсолютно не противоречила действующему
российскому законодательству. Гоголь обличает искаженные отношения
человека с человеком, а также человека с государством, говорит об
абсурдных законах, действующих в то время. Из-за таких искажений
становятся возможными события, которые противоречат здравому
смыслу.
Заключение
«Мертвые души» -
классическое произведение, которое как никакое
другое написано в стиле Гоголя.
Достаточно часто Николай Васильевич в основу своего произведения
закладывал какой-то анекдот или комичную ситуацию. И чем более
смешна и необычна ситуация, тем трагичнее представляется реальное
положение вещей