О преподавании математики в
классах
коррекционно-развивающего
обучения
Утегенова Дана
Жаскленқызы
Практикант по
математике
КГУ «ОШ№13»ЗКО г.
Уральск
Общеизвестно, что в современной школе получили
развитие два типа гомогенных
классов:
- на базе
специальных способностей, интересов, профессиональных
намерений;
- на базе общего умственного развития и
психического состояния детей.
Ко второму
типу относятся так называемые классы коррекционно – развивающего
обучения (в дальнейшем КРО). В них обучаются дети, которые в силу
определенных причин не могут освоить программы массовой школы. Так
как численность детей в таких классах небольшая, то при обучении
математике в них вполне возможен дифференцированный подход к
учащимся, а также реально осуществить принципы учета индивидуальных
особенностей детей, доступности в обучении, наглядности, и
прочности результатов обучения. Все это способствует созданию
ситуации успеха на уроке.
Проверка
домашнего задания и контроль его выполнения должны проводиться на
каждом уроке. Формы проверки различны: от фронтального устного
опроса, до небольшой самостоятельной работы, в которую включены
задания, похожие на задания домашней
работы.
Объяснение
учителем нового материала должны быть очень подробным и доступным
для понимания учащимися. Если у детей возникают какие-либо вопросы
в процессе объяснения, то ни один из них не должен остаться без
ответа.
Принцип
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать» на уроках математики в классах КРО
занимает особое положение, так как наглядность позволяет привлечь
внимание учащихся, и, тем самым способствует повышению интереса к
изучаемому предмету.
Замечено,
что различные задачи на смекалку, нестандартные задачи (пусть даже
совсем простые), практические работы активизируют познавательную
деятельность учащихся.
Например,
в 5 классе ребята с интересом находят площади известных
четырехугольников. Фигуры изготовлены заранее учителем из цветной
бумаги.
Учащимся предоставлена свобода выбора выполнения
этого задания (можно разрезать фигуру на части и составлять новый
четырехугольник, измерять длины сторон и т.д.). Перед началом
выполнения практической работы обязательно повторить формулы
площади прямоугольника и площади
квадрата.
Изучение
темы «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе можно
начать с такой работы: раздать детям различные объемные фигуры,
имеющие цилиндрическую форму и предложить учащимся измерить длину
окружности и длину диаметра каждой фигуры, а затем найти их
отношение. Обязательно повторить, что такое длина окружности
и диаметр. Ребята сравнивают результаты вычислений и, если все
сделано достаточно точно, то делают вывод: отношение длины
окружности к диаметру выражается одним и тем же числом
3,14.
Специфика
преподавания математики в классах КРО такова, что для формирования
определенных навыков требуется систематическое повторение ранее
изученного материала, а также выполнение достаточно большого
количества однотипных заданий. Уменьшить усталость от выполнения
таких заданий можно с помощью игровых ситуаций, математических
соревнований, несложных логических тестов. Предусмотрено также
проведение на уроке физкультпаузы.
Проверка и
оценка знаний, умений и навыков учащихся является составной частью
учебного процесса. По результатам проверки учитель может
скорректировать как работу детей, так и свою работу. В связи с этим
на каждом уроке в классах КРО целесообразно проводить проверочную
самостоятельную работу или математический диктант с выставлением
оценки на уроке сразу же после их
проведения.
В конце
урока, задавая домашнюю работу, учитель должен пояснить каждое
задание. Объем домашней работы не должен превышать определенных
норм, а задания, что важно, посильны для выполнения.
Иногда, вместо обычной работы, можно предложить учащимся
самостоятельную работу творческого характера. Например, составить
кроссворд, ребус ( можно по образцу), найти и записать пословицы,
поговорки, в которых присутствуют числа, сделать небольшое
сообщение по заданной теме и так далее. За хорошо выполненную
работу ученика надо обязательно похвалить, это послужит стимулом
для дальнейшей учебы.
Итак,
планомерная, целенаправленная работа учителя с учетом возможностей
учащихся позволит ликвидировать отставание детей и достигнуть
базового уровня знаний, умений,
навыков.