6 класс Урок № 13-14 |
|
Предмет: | Самопознание |
Учитель | Саликова Г.Д. |
Тема урока | О совести и чести |
Ценность | Праведное поведение |
Качества | Совесть , честь |
Цель | углубление представлений учащихся о ценности «праведное поведение» через раскрытие понятий «совесть» и «честь».
|
Задачи | раскрыть значение понятий «совесть», «честь»;развивать потребность прислушиваться к своей совести, блюсти свою честь;воспитывать такие нравственные качества как чувство собственного достоинства, благородство, совестливость |
Ход урока |
|
Позитивный настрой | Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Сядьте поудобнее, если хотите, можете закрыть глаза. Расслабьтесь.Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору, выходите на улицу и ... попадаете в зимний лес. Медленно идёте по сказочно красивому, волшебному лесу. Остановитесь на мгновение и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть зимней природы.Вся земля покрыта белым пушистым снегом. Ходит Зима вместе с нами по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.На рябину, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов. Тут и заячий след, и лисий, будто по ниточке выведен, лапка в лапку. Серый волк пробежал, тоже свои отпечатки оставил.Живёт зимний лес. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать. Раздвинуло солнышко сизую тучку, глядит на зимний лес. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!Пора возвращаться. Медленно идём назад. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь в школу, в класс и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя, красоты зимней природы.Откройте глаза и улыбнитесь.
|
Проверка д.з. |
|
Сообщение темы урока |
|
Цитата урока | Я восхищаюсь человеком по его умению любить и делать добро, умению быть справедливым. И. Есенберлин
|
Подарок от учителя | «Дело чести». Этот рассказ из школьной жизни раскрывает понятие «честь» и помогает учащимся осознать ее роль и значение для человека.Текст рассказа приводится в учебнике.БеседаЦель беседы - заложить правильное понимание учениками понятия «честь». Беседа ведется учителем по вопросам:Какое пари заключили мальчики?Какие желания для Владика загадывал Петька?Почему Владик сначала не решался отказаться от выполнения этих желаний?Что вы можете сказать о мальчиках? Кто из них вам понравился?Кто из мальчиков правильно понимает, что такое «дело чести»?Как бы вы поступили на месте мальчиков?Как вы понимаете, что такое честь?
|
Физ минутка | Катились колёса, колёса, колёса (руки согнуты, толкающие движения)Катились колёса всё в лево, всё косо (руки на поясе, вращательные движения туловищем)Скатились колёса на луг под откос (вращательные движения в другую сторону)И вот, что осталось от этих колёс (выпрямиться, развести руки в стороны). |
Творческая деятельность | Учащимся предлагается закончить предложение «Честь - это ...», используя предложенные слова для помощи.Достоинство, уважение, верность, благородство, надежность, правдивость, ответственность, справедливость, умение держать слово.Понятие «честь» тесно связано с понятиями достоинство, благородство, справедливость и т.д. Таким образом, выполняя данное задание, учащиеся расширяют и углубляют свое понимание нравственного понятия «честь».Задание 2В следующем задании ученикам необходимо прочитать пословицы, выбрать понравившуюся и выучить. Учащимся также необходимо придумать свою пословицу о чести и записать ее в рабочей тетради.Береги одежду снову, а честь смолоду.Честь головой оберегают.Честь ценят не по словам, а по делам.Добрая слава дороже богатства.Выгода на миг, доброе имя навек.Где честь, там и правда.Честное дело не таится.Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.Честь дороже жизни.
На данном этапе урока учащимся предлагается выполнить творческое задание. Учащиеся читают сказку, разыгрывают по ролям и отвечают на вопросы. (Текст сказки представлен в учебнике.)Почему Огонь и Вода удивились, встретив Честь на дороге?Почему в правилах Чести всегда знать, чем занимаются ее спутники?Как вы думаете, почему Честь была весьма щепетильна, но доверчива?Как вы понимаете слова Чести: «Берегите меня, как зеницу ока. ...кто меня потеряет, тот никогда не обретет вновь»? |
Д.з. | Учащимися необходимо подумать над вопросами и, отвечая на них, написать свои размышления на тему «Береги честь смолоду».Почему нужно беречь свою честь?Легко ли ее беречь?Что для этого нужно делать?Встречали ли вы людей, которые с честью справлялись с какими-либо трудностями, испытаниями? Расскажите о них.
|
От сердца к сердцу | Чтобы стало в этом мире Завтра лучше, чем вчера,Будем мы, ребята, с вами Творцами правды и добра.
|