6 класс
Урок № 13-14
|
|
Предмет:
|
Самопознание
|
Учитель
|
Саликова Г.Д.
|
Тема урока
|
О
совести и чести
|
Ценность
|
Праведное
поведение
|
Качества
|
Совесть , честь
|
Цель
|
углубление представлений учащихся о ценности
«праведное поведение» через раскрытие понятий «совесть» и
«честь».
|
Задачи
|
-
раскрыть значение понятий «совесть»,
«честь»;
-
развивать потребность прислушиваться к своей
совести, блюсти свою честь;
воспитывать такие нравственные качества как
чувство собственного достоинства, благородство,
совестливость
|
Ход
урока
|
|
Позитивный
настрой
|
-
Сейчас мы с вами отправимся на прогулку в
зимний лес. Сядьте поудобнее, если хотите, можете закрыть глаза.
Расслабьтесь.
-
Представьте, как вы идёте к двери класса,
открываете дверь, проходите по коридору, выходите на улицу и ...
попадаете в зимний лес. Медленно идёте по сказочно красивому,
волшебному лесу. Остановитесь на мгновение и оглядитесь вокруг.
Ощутите красоту и свежесть зимней
природы.
-
Вся земля покрыта белым пушистым снегом. Ходит
Зима вместе с нами по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо,
неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до
самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на
ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно,
спокойно.
-
На рябину, что у самой опушки растёт, белое
покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у
рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого
покрывала виднеются.
-
Под деревьями Зима расписала весь снег узором
разных следов. Тут и заячий след, и лисий, будто по ниточке
выведен, лапка в лапку. Серый волк пробежал, тоже свои отпечатки
оставил.
-
Живёт зимний лес. Живёт вся картина чародейки
Зимы. Можно её и Солнышку показать. Раздвинуло солнышко сизую
тучку, глядит на зимний лес. А под его ласковым взглядом всё кругом
ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные,
зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул
ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились,
заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась
картина!
-
Пора возвращаться. Медленно идём назад.
Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте
дверь в школу, в класс и вернитесь на своё место. Сохраните в себе
это чувство тишины, покоя, красоты зимней
природы.
-
Откройте глаза и
улыбнитесь.
|
Проверка д.з.
|
|
Сообщение темы
урока
|
|
Цитата урока
|
Я восхищаюсь человеком по его умению любить и
делать добро, умению быть справедливым. И.
Есенберлин
|
Подарок от
учителя
|
«Дело чести». Этот рассказ из школьной жизни
раскрывает понятие «честь» и помогает учащимся осознать ее роль и
значение для человека.
Текст рассказа приводится в
учебнике.
Беседа
Цель беседы - заложить правильное понимание
учениками понятия «честь». Беседа ведется учителем по
вопросам:
-
Какое пари заключили
мальчики?
-
Какие желания для Владика загадывал
Петька?
-
Почему Владик сначала не решался отказаться от
выполнения этих желаний?
-
Что вы можете сказать о мальчиках? Кто из них
вам понравился?
-
Кто из мальчиков правильно понимает, что такое
«дело чести»?
-
Как бы вы поступили на месте
мальчиков?
-
Как вы понимаете, что такое
честь?
|
Физ
минутка
|
Катились колёса, колёса, колёса (руки согнуты,
толкающие движения)
Катились колёса всё в лево, всё косо (руки на поясе, вращательные
движения туловищем)
Скатились колёса на луг под откос (вращательные движения в другую
сторону)
И вот, что осталось от этих колёс (выпрямиться, развести руки в
стороны).
|
Творческая
деятельность
|
Учащимся предлагается закончить предложение
«Честь - это ...», используя предложенные слова для
помощи.
Достоинство, уважение, верность, благородство,
надежность, правдивость, ответственность, справедливость, умение
держать слово.
Понятие «честь» тесно связано с понятиями
достоинство, благородство, справедливость и т.д. Таким образом,
выполняя данное задание, учащиеся расширяют и углубляют свое
понимание нравственного понятия
«честь».
Задание 2
В следующем задании ученикам необходимо прочитать
пословицы, выбрать понравившуюся и выучить. Учащимся также
необходимо придумать свою пословицу о чести и записать ее в рабочей
тетради.
-
Береги одежду снову, а честь
смолоду.
-
Честь головой
оберегают.
-
Честь ценят не по словам, а по
делам.
-
Добрая слава дороже
богатства.
-
Выгода на миг, доброе имя
навек.
-
Где честь, там и
правда.
-
Честное дело не
таится.
-
Не тот правей, кто сильней, а тот, кто
честней.
-
Честь дороже
жизни.
На данном этапе урока учащимся предлагается
выполнить творческое задание. Учащиеся читают сказку, разыгрывают
по ролям и отвечают на вопросы. (Текст сказки представлен в
учебнике.)
-
Почему Огонь и Вода удивились, встретив Честь
на дороге?
-
Почему в правилах Чести всегда знать, чем
занимаются ее спутники?
-
Как вы думаете, почему Честь была весьма
щепетильна, но доверчива?
-
Как вы понимаете слова Чести: «Берегите меня,
как зеницу ока. ...кто меня потеряет, тот никогда не обретет
вновь»?
-
|
Д.з.
|
Учащимися необходимо подумать над вопросами и,
отвечая на них, написать свои размышления на тему «Береги честь
смолоду».
-
Почему нужно беречь свою
честь?
-
Легко ли ее
беречь?
-
Что для этого нужно
делать?
-
Встречали ли вы людей, которые с честью
справлялись с какими-либо трудностями, испытаниями? Расскажите о
них.
|
От
сердца к сердцу
|
Чтобы стало в этом
мире
Завтра лучше, чем
вчера,
Будем мы, ребята, с вами Творцами правды и
добра.
|