Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Абилбекова Эльвера Мейрамбаевна
Преподаватель истории, политологии и социологии
Магистр, высшая категория
Евразийский аграрный колледж
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Появление и распространение такого явления, как социально-психологическая зависимость молодежи, становится сегодня тревожной тенденцией. Как считают многие исследователи, первопричины такого явления следует искать в имеющихся традициях образования. Бурное развитие информационных технологий привело сегодня к перенасыщению информационного пространства различными концепциями, идеологиями, которые часто деструктивны по своей сути и манипулятивны по характеру воздействия. Именно в информационном пространстве идет своеобразная «война за умы и души», особенно у новоявленных мессий и пророков. В Казахстане, к сожалению, действует много сект деструктивного характера, владеющих технологиями психологического воздействия. Противостоять подобным влияниям молодому человеку весьма сложно. Здесь должно помочь образование. Эта проблема весьма актуальна особенно при подготовке специалистов религиоведов.
На что же следует, прежде всего, обратить внимание в образовательном процессе? Речь идет о том, что любое образование должно быть понято как функция, зависящая от форм развития личности. «Осознать задачу формирования общих способностей, т.е. универсальных форм деятельности – мыслительной, образно-художественной и нравственной – это сделать значительный шаг вперед в движении образовательной системы» [1, с.157].
Необходимо ориентировать образование на личностное развитие, формировать культуру ума и самокритичность. Учить мышлению – учить диалектике, а это означает учить умению выдержать напряжение противоречия и искать ему конкретное разрешение. Эта идея Э.В.Ильенкова весьма актуальна и сегодня. Мы, возможно, не подготовлены к тому, чтобы осознать тот разум, который господствует сегодня в мире. В настоящее время происходит не столько «бегство от свободы», но, сколько бегство от подлинной мысли.
Полагаем, что необходимо формировать у студентов навыки критичности мышления, рефлексии. Критическое мышление – это умение все анализировать, подвергать проверке, не принимать на слепую веру. Это способность выявлять и признавать свои ошибки, умение рационально оценивать свои действия, так же разумно рассматривать суждения других людей. Для этого необходимо воспитывать свободных личностей. В нашем контексте важна внутренняя свобода, ориентация в пространство собственного я, ведь чем больше человек понимает собственное состояние и сознательно управляет своим поведением, тем большую свободу он ощущает. Важным же условием такой свободы является развитие рефлексии, то есть направленность познания на собственный внутренний мир. Однако быть свободным, это лишь негативный аспект целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода может переродиться в простое своеволие, если она не проживается с точки зрения ответственности, как считает В.Франкл [2, с.88]. Чем выше уровень свободы и ответственности человека, тем в большей мере он выступает не как объект, а как самостоятельный субъект собственных поступков, жизненных обстоятельств.
Современная система образования, к сожалению, в достаточной мере не владеет инструментарием развития самого человека. Однако сегодня разработаны различные программы, развивающие навыки критичного мышления, рефлексии, программы профилактики манипуляции. В условиях процветания деструктивных религиозных сект, необходимо обучать студентов религиоведов этим практикам, ибо образование не должно носить только умозрительный, теоретический характер. Как считают разработчики подобных программ (Мерзляков Е.Л, Петухов В.Э., Волков Е.Н.) способ подачи информации должен быть интерактивный, то есть в виде дебатов, ролевого моделирования, психологических игр и т.д. Подобные методики позволяют отработать полезные навыки в тренинговом режиме. Например, студенты сами могут побывать в роли манипулятора или манипулируемого, отследить свои «слабые места». Свободное обсуждение и диалог помогут лучше понять природу манипуляций, снизить риск попадания в психологическую зависимость. Как отмечают психологи, развитие критического мышления способствует саморазвитию личности, росту ценности самоактуализации. Итак, образование должно формировать самостоятельную, свободную личность. Поэтому при преподавании таких дисциплин как философия, религиоведение следует делать особый акцент на формирование критического мышления, обеспечения психологической безопасности. Студентам и преподавателям следует постоянно изучать средства и способы воздействия, которые используются религиозными организациями деструктивной направленности. Нужно формировать понимание сути тоталитарного деструктивного культа как социального феномена, понимание того, что приток новых адептов является основой его существования. Суть новых методик заключается в развитии у студентов навыков рефлексии, то есть умения понимать и видеть ситуацию, критичности мышления. Еще раз уточним, что значит, относится критически, значит рассматривать предмет в разных плоскостях, с нескольких точек зрения для нахождения наиболее обоснованного решения. Критическое мышление- мышление самостоятельное, рациональное, аналитическое. Такому мышлению нужно учиться. Специалисты по технологии критического мышления выделяют в нем более трех десятков конкретных характеристик.
Наиболее содержательны в этом контексте концептуализации К.Поппера, который назвал свои взгляды «критическим рационализмом». Рассматривая эволюцию научного знания, Поппер полагает, что мы элиминируем те теории, которые, по нашей оценке, хуже решают проблемы, так что только лучшие выживают в этой борьбе. Так растет наука. Однако лучшие теории всегда наши изобретения и полны ошибок. Мы пытаемся найти слабые места, точки их слома, в этом и состоит критический метод [3, с.57-58]. Однако вместо ясного осознания всех человеческих представлений о мире как субъективной гипотезе и критической работы сознания над своими ошибками, в культуре сложилась традиция наивного отождествления субъективного восприятия и случайных языковых конструкций с якобы абсолютно объективными знаниями о реальности. Именно ненаучное некритическое мышление – главная проблема нашего времени. Нереалистичное и неумелое мышление легко эксплуатировать и манипулировать им. Обучение критическому мышлению означает, прежде всего, формирование реалистических представлений о склонности к ошибкам и заблуждениям любого человека и понимание гипотетичности любых теорий и доктрин. Поэтому необходимы когнитивно критические технологии.
Один из крупных исследователей культовых вербовочных методик Дж. Миллер говорит о том, что даже установленный набор «Да» «гарантирует, что с последующими утверждениями и вопросами согласятся и подтвердят их» даже если они являются совершенно нелогичными. Например: «Мы все произошли от Бога (Да). Все исходит от Бога (Да), и без Бога не может быть ничего (Да). Ничто не может исчезнуть, погибнуть без Бога (Да). Это самое важное в понимании в Бога (Да). Однако мы оказались неспособными понять Бога (Да); следовательно, мы потеряли все» [4, с.65]. Здесь содержатся логические выводы, не соответствующие посылкам. Следствием долгих нерациональных дискуссий является вера в то, что мы не способны понять что-либо, таким образом, должны положиться на вербовщиков, которые все объяснят и определят реальность. Это сущность методики, как объясняет М.Эриксон, доведения до замешательства. Эффективность этой методики это пример потребности человека в мире, имеющем смысл и значение. Из этого мы уже можем сделать выводы, касающиеся преподавания религиоведения и философии, ибо последняя мировоззренческая дисциплина. Необходимо формировать культуру мышления, необходимы даже знания правил формальной логики. Отсутствие подлинной системы религиозных ценностей также делает человека уязвимым для культовых манипуляций. В преподавании религиоведческих дисциплин акцент должен быть сделан на природе культов, контроля сознания и фактора предрасположенности. Выделяют следующие признаки деструктивной группы: контроль сознания, харизматическое лидерство, обман, исключительность, отчуждение, эксплуатация, тоталитарное мировоззрение. В культах обычно размышление опасно и болезненно. Мысли и сомнения по поводу доктрины считаются позорными. Стыд тормозит критическое мышление, а отсутствие мышления означает отсутствие умственных упражнений, а это в свою очередь означает атрофию. Распознавание манипуляций невозможно без владения наукой и искусством формулировать и задавать вопросы. Навыки задавать вопросы это важный момент в образовании. Еще И.Кант писал, что умение ставить вопросы есть признак ума и проницательности. «Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один доит козла, а другой держит под ним решето» » [5, с.96]. Об активности вопрошания говорили многие философы как древности (Сократ), так и современности (М.Хайдеггер, Х.-Г.Гадамер, Э.Фромм и др.). Хайдеггер говорил также и о том, что подлинный вопрос найденным ответом не снимается. Вопросы являются инструментами критического мышления. В книге «Как решить любую проблему» Загишев И. предлагает следующую классификацию вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические. Эти вопросы следует прорабатывать на примерах в процессе семинарского занятия или на СРСП в игровой форме. Студентам следует рекомендовать книгу Халперна Д. «Психология критического мышления», в которой даются вопросы, направляющие ход мышления, структура аргументации, план оценки аргументации. Приведем небольшой фрагмент [6, с.357].
Общие вопросы |
Используемые навыки мышления |
Приведите пример…? |
Конкретизация |
Что случится, если…? |
Предположение/ выдвижение гипотез |
В чем сильные и слабые стороны…? |
Анализ/заключение |
Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему? |
Анализ причинно-следственных связей |
Студенты должны уметь анализировать чужие аргументации и выдвигать собственные, что важно для их будущей профессии. По Э.Фромму можно выделить два типа студентов. Одни ориентированы на обладание, другие на бытие. Обладание характеризуется отсутствием творчества, запоминанием ответом. Бытие – это новые идеи, собственные вопросы и главное здесь развитие самого человека.
Таким образом, проблема экспансии деструктивных культов должна нас заставить задуматься о том, что мы можем сделать в системе образования, что бы изменить это. Необходимо исходить из анализа всеобщих и необходимых условий и форм становления человека в полноте его человеческих определений и их полагать в качестве субъективно-активных форм формирования человеческой личности. А для этого необходимо воспитывать критических, независимых мыслителей, свободных личностей с нравственной системой ценностей, ориентированных на бытие, а не приспособленных «воспроизводителей» информации.
Список литературы:
-
Лобастов Г.В. Философско-педагогические этюды.- М.2003.
-
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
-
Поппер К.Р. Эволюционная эпистемология//Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: К.Поппер и его критики. М.,2000.
-
Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости. /Под науч. ред.Е.Н.Волкова. - СПб.: Речь,2008.
-
Кант И. Соч.: В 6т. Т.3 М.,1964.
-
Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости. /Под науч. ред. Е. Н.Волкова. - СПб.: Речь,2008.