Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса в КГУ "Общая средняя школа имени М.Горького»,
г. Шардара, Туркестанская область
Воспитательная работа нашей школы базируется на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145 «О принятии Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру». Концептуальные основы воспитания разработаны в контексте кардинальных социально-экономических и политических изменений в жизни страны, определяющих приоритеты нового содержания воспитания на всех уровнях системы образования. После выхода программной статьи Президента Республики Казахстан в 2017 году: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», усилилась воспитательная работа.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка считают его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Главная задача системы образования состоит не только в создании необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, но и для реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья.
Поэтому главная роль в школьном образовательном пространстве отводится качеству процесса воспитания, которое оценивается по трем направлениям:
-
Условия, созданные для организации воспитательного процесса в образовательном учреждении
-
Организация воспитательного процесса педагогами или классными руководителями;
-
Уровень воспитанности ученика;
В школе постоянно отслеживается состояние воспитательного процесса, цель которого состоит в выявлении изменений условий в воспитательной деятельности в сторону ее развития, коррекции и совершенствования на основе ВШК над состоянием воспитательной работы.
В воспитательный процесс современной школы происходит активное внедрение разные форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, детских социально значимых инициатив, инновационных моделей поисково-краеведческого компонента, а также осуществляется поиск современных методов консолидации усилий школы, родительской общественности, социальных партнеров, особенно всевозможных детских сообществ, общественных неформальных объединений в контексте задач программы «Рухани жаңғыру».
ВШК в нашей школе осуществляется контроль через мониторинг и плановые проверки, проводимые в соответствии с утверждённым планом ВШК. План ВШК охватывает все направления воспитательной работы в соответствии с Концептуальными основами воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», обеспечивает периодичность и исключает дублирование в организации проверок.
Работа над составлением плана ВШК начинается в начале и нарабатывается в течение учебного года. На основании предшествующих инспектирований и выводов по ним формулируются темы ВШК.
В состав мониторинга ВШК входит сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательного процесса с целью эффективного решения задач управления качеством воспитательного процесса, а в основе ВШК лежит взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное не только на повышение эффективности воспитательного процесса, но и на оказание методической помощи.
К видам мониторинга ВШК воспитательного процесса относятся:
- изучение документации классных руководителей по контролируемому вопросу;
- проведение анкетирования или собеседований как с педагогами, так и с учащимися;
- изучение документации социально-психологической службы;
- педагогическое наблюдение;
- посещение внеклассных мероприятий и уроков с целью прослеживания воспитательного аспекта.
Результаты ВШК обсуждаются на малых педагогических советах, на административных совещаниях, на совещаниях при директоре, заседаниях МО классных руководителей, через собеседования и индивидуальные и групповые консультации. По итогам проверки составляются аналитические справки и выдаются рекомендации. Решения, которые принимаются по результатам ВШК должны быть обязательно конкретными, направленными на положительные изменения и рост, и конечно же выполнимыми.
В ходе проведения ВШК воспитательного процесса на административном уровне управления изучаются базовые вопросы:
- воспитательная система работы в классе и в целом по школе;
- сплоченность коллектива учащихся;
- уровень воспитанности и общего развития учащихся;
- направленность личности (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки);
- культура поведения и общения;
- условия семейного воспитания;
- степень удовлетворенности общением с педагогами;
- степень согласованности воспитательной работы семьи, школы, общественности и др.
- эмоциональные реакции учащихся на проводимые мероприятия;
- моменты напряженности в отношениях учащихся и педагогов, и их причины;
- здоровый образ жизни, физическая культура;
- отношение учащихся к обучению в школе;
- характерологические особенности личности;
- формы досуга.
В рамках ВШК воспитательной работы в период с 2017 по 2021 годы рассматривались следующие вопросы:
Вопросы контроля |
Цели контроля |
Планирование воспитательной работы классными руководителями, социологами, педагогами - психологами педагогами – организаторами, педагогами дополнительного образования, вожатыми |
Утверждение планов воспитательной работы и планов внеурочной деятельности в соответствии с целевыми установками школы Проверка и коррекция соответствия воспитательных планов возрастным особенностям учащихся, а также направлениям Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру» |
Выполнение правил внутреннего распорядка школы, «Устава школы» |
Соблюдение правил поведения в школе учащимися, единых требований к внешнему виду школьников. |
Контроль за состоянием воспитательной работы, посещение классных часов |
Изучение эффективности деятельности классных руководителей за четверть, полугодие, за год; реализация основных направлений плана воспитательной работы |
Выявление стилей педагогического руководства классного руководителя |
Изучение мнения учащихся и их родителей о воспитательной работе в классе и в школе |
Обеспечение техники безопасности, безопасности жизни и здоровья детей. |
Качество проведения и системность инструктажей по технике безопасности. Профилактика детского травматизма. |
Работа органов самоуправления (организация и проведение общешкольных мероприятий) |
Качество организации и проведения общешкольных мероприятий, уровень творческой активности обучающихся |
Взаимодействие школы и родителей |
Организация и эффективность работы классных руководителей и социально – психологической службы с родителями, результативность работы родительского лектория |
Работа классных руководителей по активизации взаимодействия с родительской общественностью |
Системность и эффективность участия родительской общественности в организации классных и внеклассных мероприятий |
Обследование жилищно – бытовых условий учащихся |
Результаты обследования классными руководителями жилищно – бытовых условий учащихся из неполных семей, учащихся с низким уровнем мотивации к УВП и опекаемых. |
Работа с учащимися, социальный паспорт класса |
Работа социальный педагогов в создании банка данных учащихся из группы «риска», малообеспеченных учащихся, учащихся из многодетных и неблагополучных семей, детей – инвалидов. |
Работа с учащимися группы «риска» |
Системность и эффективность работы по предупреждению правонарушений, организация и контроль занятости и досуга детей из группы «риска» |
Работа по профилактике правонарушений среди подростков с девиантным поведением. Результаты работы Совета профилактики по правонарушениям |
Системность и проверка качества индивидуальной работы с детьми с девиантным поведением, результативность деятельности Совета профилактики по правонарушениям |
Состояние работы по ПДД |
Системность и проверка качества проведения занятий по ПДД, выполнение программного материала. |
Работа классных руководителей 1- х и 5-х классов по адаптации учащихся |
Изучение психолого-педагогического климата в 1-х и 5-х классах; оказание методической помощи в период адаптации учащихся |
Диагностика развития классного коллектива |
Изучение социально-психологических характеристик классного коллектива с целью оптимизации УВП, организация и эффективность работы классных руководителей с учащимися |
Работа библиотеки с учащимися |
Организация совместной работы педагогического коллектива и библиотеки по стимулированию интереса к чтению и самообразованию |
Спортивно – оздоровительная работа в школе |
Анализ спортивно – оздоровительной работы, работа секций, проведение декад и недель здоровья |
Организация питания школьников |
Оценка организации горячего питания и охват учащихся горячим питанием |
|
|
Состояние работы кружков, секций, отрядов |
Работа педагогов ДО по вовлечению обучающихся в кружки и секции |
Состояние профориентационной работы |
Работа классных руководителей 8-11 классов по вопросам профориентации (диагностика, системность), ознакомление учащихся с учебными заведениями города, области и республики, повышение эффективности профориентационной работы |
Досуг учащихся во внеурочное время |
Качество работы кружков, спортивных секций, организация экскурсий, поездок, походов |
Правовое воспитание. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности |
Эффективность форм и методов работы по правовому, патриотическому и гражданскому воспитанию, пропаганде государственных символов |
Работа детской организации "Жас Қыран" (среди учащихся 1 – 4 классов) |
Эффективность форм и методов работы по развитию инициативы и творчества ученического самоуправления, оказание методической помощи. Воспитательная работа по формированию подрастающего поколения сопричастности к истории страны, настоящему и будущему независимого Казахстана, в духе казахстанского патриотизма на основе высоких нравственно-духовных ценностей, принципов толерантности, демократизма и культуры взаимопонимания. |
Работа ДШО "Жас Ұлан" (среди учащихся 11-16 лет) |
|
Работа экологического клуба "Жасыл ел" |
Анализ работы экологического клуба по озеленению территории города. |
Антикоррупционная пропаганда, работа клуба «Адал Ұрпак» |
Создание и внедрение организационно-правовых механизмов, нравственно-психологической атмосферы, направленных на эффективную профилактику коррупции в школе. |
Состояние работы по экологическому воспитанию |
Ознакомление с системой классных часов экологического направления, их содержанием и формами |
Работа клуба для мальчиков «Сункар» |
Эффективность форм и методов работы по воспитанию и развитию коммуникативных способностей, развитию повышение самооценки юношей |
Работа клуба для девочек «Нежность» |
Эффективность форм и методов работы по раскрытию в девушках лучших качеств: нежность, мягкость, обаяние, внутреннюю и внешнюю красоту, достойное поведение в обществе девушек |
Работа клуба «Дебаты» |
Совершенствование коммуникативных и социальных компетенций учащихся, опираясь на межпредметные связи и собственный опыт учащихся, формирование ценностных ориентаций детей, воспитание гуманизма, патриотизма, формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся общечеловеческим ценностям через собственное творчество. |
Состояние работы по волонтерскому движению |
Анализ работы по воплощению в жизнь самых благородных стремлений человечества– к миру, свободе, реализации возможностей, безопасности и справедливости для всех людей”. Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение |
Состояние работы по духовно - нравственному воспитанию |
Сформированность у учащихся понимания ценностных основ программы «Рухани жаңғыру» |
Организация летнего отдыха учащихся, трудоустройство несовершеннолетних в летний период |
Проверка состояния организации летнего отдыха учащихся: отслеживание занятости обучающихся в летний период. Проведение инструктажа по ТБ, профилактика травматизма среди детей. |
Итоги работы |
Анализ воспитательной работы, проверка выполнения планов, оценка эффективности, результативности и качества работы. Определение целей и задач на новый учебный год. |
Когда в воспитании отсутствует научно обоснованный и действенный механизм оценки его качества, то дать оценку качеству воспитания трудно. Этому препятствует отсутствие научно обоснованного и действенного механизма оценки качества процесса воспитания, который принципиально не заканчивается в школе и его итоги или результаты не являются конечными. Кроме этого, им нельзя дать оценку здесь и сейчас, так как неизвестно, как воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка сегодня отразятся на нем через определенный временной промежуток. Но, нельзя и утверждать в какой мере личностные качества, сформированные у ребенка в период обучения в школе, были следствием оказываемого на него воспитательного воздействия. Личные качества ученика, которые были сформированы в период обучения могут быть итогом его собственного саморазвития или семейного воспитания. Всегда надо помнить, когда проводишь ВШК воспитательного процесса, что ни в коей мере недопустимо использование результатов оценки качества воспитания для составления рейтингов, оказания давления на детей, педагогов, родителей.
Цель концепции основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» состоит в формировании единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в Республике Казахстан, создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
В школе оценка качества воспитания в системе общего образования в осуществляется по двум направлениям:
Вывод: по результатам ВШК воспитательного процесса видно, что в школе проходит реализация Концептуальных основ воспитания юных граждан страны по Программе «Рухани жаңғыру». А именно, все запланированные и проведенные воспитательные мероприятия, деятельность классных руководителей, вожатых, педагогов, ДО, педагогов – организаторов, социологов, психологов направлено на:
- формирование патриотического сознания и самосознания детей и молодежи, воспитание уважения к Конституции Республики Казахстан, государственной символике, формирование правовой культуры, осознанного отношения к своим правам и обязанностям;
- освоение национальной культуры и воспитание бережного отношения к национальному коду, уважения к другим народам и их культурам и умения плодотворно взаимодействовать с ними, овладение государственным, русским, иностранным языками;
- воспитание всесторонне развитой личности, достойного гражданина Республики Казахстан, формирование потребности в гражданском и духовном служении своей Родине, развитие ее материальной и духовной культуры;
- повышение роли и ответственности детского и молодёжного гражданского общества, общественного движения юных казахстанцев в жизни общества и государства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующим законодательством Республики Казахстан по защите прав и законных интересов детей;
- повышение уровня подготовки и ответственности родителей за воспитание детей, по социально-экономической и психологической защите ребенка, развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив; усиление воспитательного компонента процесса обучения, приоритетное развитие воспитания в содержании образования;
- формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда, воспитание экологической культуры, гармонии отношений с природой;
- создание условий для формирования навыков 21 в