
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса
Объективность и действенность результатов внутришкольного контроля воспитательного процесса в КГУ "Общая средняя школа имени М.Горького»,
г. Шардара, Туркестанская область
Воспитательная работа нашей школы базируется на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2019 года № 145 «О принятии Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру». Концептуальные основы воспитания разработаны в контексте кардинальных социально-экономических и политических изменений в жизни страны, определяющих приоритеты нового содержания воспитания на всех уровнях системы образования. После выхода программной статьи Президента Республики Казахстан в 2017 году: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», усилилась воспитательная работа.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка считают его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Главная задача системы образования состоит не только в создании необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, но и для реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья.
Поэтому главная роль в школьном образовательном пространстве отводится качеству процесса воспитания, которое оценивается по трем направлениям:
-
Условия, созданные для организации воспитательного процесса в образовательном учреждении
-
Организация воспитательного процесса педагогами или классными руководителями;
-
Уровень воспитанности ученика;
В школе постоянно отслеживается состояние воспитательного процесса, цель которого состоит в выявлении изменений условий в воспитательной деятельности в сторону ее развития, коррекции и совершенствования на основе ВШК над состоянием воспитательной работы.
В воспитательный процесс современной школы происходит активное внедрение разные форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, детских социально значимых инициатив, инновационных моделей поисково-краеведческого компонента, а также осуществляется поиск современных методов консолидации усилий школы, родительской общественности, социальных партнеров, особенно всевозможных детских сообществ, общественных неформальных объединений в контексте задач программы «Рухани жаңғыру».
ВШК в нашей школе осуществляется контроль через мониторинг и плановые проверки, проводимые в соответствии с утверждённым планом ВШК. План ВШК охватывает все направления воспитательной работы в соответствии с Концептуальными основами воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру», обеспечивает периодичность и исключает дублирование в организации проверок.
Работа над составлением плана ВШК начинается в начале и нарабатывается в течение учебного года. На основании предшествующих инспектирований и выводов по ним формулируются темы ВШК.
В состав мониторинга ВШК входит сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательного процесса с целью эффективного решения задач управления качеством воспитательного процесса, а в основе ВШК лежит взаимодействие администрации и педагогического коллектива на демократической основе, ориентированное не только на повышение эффективности воспитательного процесса, но и на оказание методической помощи.
К видам мониторинга ВШК воспитательного процесса относятся:
- изучение документации классных руководителей по контролируемому вопросу;
- проведение анкетирования или собеседований как с педагогами, так и с учащимися;
- изучение документации социально-психологической службы;
- педагогическое наблюдение;
- посещение внеклассных мероприятий и уроков с целью прослеживания воспитательного аспекта.
Результаты ВШК обсуждаются на малых педагогических советах, на административных совещаниях, на совещаниях при директоре, заседаниях МО классных руководителей, через собеседования и индивидуальные и групповые консультации. По итогам проверки составляются аналитические справки и выдаются рекомендации. Решения, которые принимаются по результатам ВШК должны быть обязательно конкретными, направленными на положительные изменения и рост, и конечно же выполнимыми.
В ходе проведения ВШК воспитательного процесса на административном уровне управления изучаются базовые вопросы:
- воспитательная система работы в классе и в целом по школе;
- сплоченность коллектива учащихся;
- уровень воспитанности и общего развития учащихся;
- направленность личности (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки);
- культура поведения и общения;
- условия семейного воспитания;
- степень удовлетворенности общением с педагогами;
- степень согласованности воспитательной работы семьи, школы, общественности и др.
- эмоциональные реакции учащихся на проводимые мероприятия;
- моменты напряженности в отношениях учащихся и педагогов, и их причины;
- здоровый образ жизни, физическая культура;
- отношение учащихся к обучению в школе;
- характерологические особенности личности;
- формы досуга.
В рамках ВШК воспитательной работы в период с 2017 по 2021 годы рассматривались следующие вопросы:
Вопросы контроля |
Цели контроля |
Планирование воспитательной работы классными руководителями, социологами, педагогами - психологами педагогами – организаторами, педагогами дополнительного образования, вожатыми |
Утверждение планов воспитательной работы и планов внеурочной деятельности в соответствии с целевыми установками школы Проверка и коррекция соответствия воспитательных планов возрастным особенностям учащихся, а также направлениям Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру» |
Выполнение правил внутреннего распорядка школы, «Устава школы» |
Соблюдение правил поведения в школе учащимися, единых требований к внешнему виду школьников. |
Контроль за состоянием воспитательной работы, посещение классных часов |
Изучение эффективности деятельности классных руководителей за четверть, полугодие, за год; реализация основных направлений плана воспитательной работы |
Выявление стилей педагогического руководства классного руководителя |
Изучение мнения учащихся и их родителей о воспитательной работе в классе и в школе |
Обеспечение техники безопасности, безопасности жизни и здоровья детей. |
Качество проведения и системность инструктажей по технике безопасности. Профилактика детского травматизма. |
Работа органов самоуправления (организация и проведение общешкольных мероприятий) |
Качество организации и проведения общешкольных мероприятий, уровень творческой активности обучающихся |
Взаимодействие школы и родителей |
Организация и эффективность работы классных руководителей и социально – психологической службы с родителями, результативность работы родительского лектория |
Работа классных руководителей по активизации взаимодействия с родительской общественностью |
Системность и эффективность участия родительской общественности в организации классных и внеклассных мероприятий |
Обследование жилищно – бытовых условий учащихся |
Результаты обследования классными руководителями жилищно – бытовых условий учащихся из неполных семей, учащихся с низким уровнем мотивации к УВП и опекаемых. |
Работа с учащимися, социальный паспорт класса |
Работа социальный педагогов в создании банка данных учащихся из группы «риска», малообеспеченных учащихся, учащихся из многодетных и неблагополучных семей, детей – инвалидов. |
Работа с учащимися группы «риска» |
Системность и эффективность работы по предупреждению правонарушений, организация и контроль занятости и досуга детей из группы «риска» |
Работа по профилактике правонарушений среди подростков с девиантным поведением. Результаты работы Совета профилактики по правонарушениям |
Системность и проверка качества индивидуальной работы с детьми с девиантным поведением, результативность деятельности Совета профилактики по правонарушениям |
Состояние работы по ПДД |
Системность и проверка качества проведения занятий по ПДД, выполнение программного материала. |
Работа классных руководителей 1- х и 5-х классов по адаптации учащихся |
Изучение психолого-педагогического климата в 1-х и 5-х классах; оказание методической помощи в период адаптации учащихся |
Диагностика развития классного коллектива |
Изучение социально-психологических характеристик классного коллектива с целью оптимизации УВП, организация и эффективность работы классных руководителей с учащимися |
Работа библиотеки с учащимися |
Организация совместной работы педагогического коллектива и библиотеки по стимулированию интереса к чтению и самообразованию |
Спортивно – оздоровительная работа в школе |
Анализ спортивно – оздоровительной работы, работа секций, проведение декад и недель здоровья |
Организация питания школьников |
Оценка организации горячего питания и охват учащихся горячим питанием |
|
|
Состояние работы кружков, секций, отрядов |
Работа педагогов ДО по вовлечению обучающихся в кружки и секции |
Состояние профориентационной работы |
Работа классных руководителей 8-11 классов по вопросам профориентации (диагностика, системность), ознакомление учащихся с учебными заведениями города, области и республики, повышение эффективности профориентационной работы |
Досуг учащихся во внеурочное время |
Качество работы кружков, спортивных секций, организация экскурсий, поездок, походов |
Правовое воспитание. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности |
Эффективность форм и методов работы по правовому, патриотическому и гражданскому воспитанию, пропаганде государственных символов |
Работа детской организации "Жас Қыран" (среди учащихся 1 – 4 классов) |
Эффективность форм и методов работы по развитию инициативы и творчества ученического самоуправления, оказание методической помощи. Воспитательная работа по формированию подрастающего поколения сопричастности к истории страны, настоящему и будущему независимого Казахстана, в духе казахстанского патриотизма на основе высоких нравственно-духовных ценностей, принципов толерантности, демократизма и культуры взаимопонимания. |
Работа ДШО "Жас Ұлан" (среди учащихся 11-16 лет) |
|
Работа экологического клуба "Жасыл ел" |
Анализ работы экологического клуба по озеленению территории города. |
Антикоррупционная пропаганда, работа клуба «Адал Ұрпак» |
Создание и внедрение организационно-правовых механизмов, нравственно-психологической атмосферы, направленных на эффективную профилактику коррупции в школе. |
Состояние работы по экологическому воспитанию |
Ознакомление с системой классных часов экологического направления, их содержанием и формами |
Работа клуба для мальчиков «Сункар» |
Эффективность форм и методов работы по воспитанию и развитию коммуникативных способностей, развитию повышение самооценки юношей |
Работа клуба для девочек «Нежность» |
Эффективность форм и методов работы по раскрытию в девушках лучших качеств: нежность, мягкость, обаяние, внутреннюю и внешнюю красоту, достойное поведение в обществе девушек |
Работа клуба «Дебаты» |
Совершенствование коммуникативных и социальных компетенций учащихся, опираясь на межпредметные связи и собственный опыт учащихся, формирование ценностных ориентаций детей, воспитание гуманизма, патриотизма, формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся общечеловеческим ценностям через собственное творчество. |
Состояние работы по волонтерскому движению |
Анализ работы по воплощению в жизнь самых благородных стремлений человечества– к миру, свободе, реализации возможностей, безопасности и справедливости для всех людей”. Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение |
Состояние работы по духовно - нравственному воспитанию |
Сформированность у учащихся понимания ценностных основ программы «Рухани жаңғыру» |
Организация летнего отдыха учащихся, трудоустройство несовершеннолетних в летний период |
Проверка состояния организации летнего отдыха учащихся: отслеживание занятости обучающихся в летний период. Проведение инструктажа по ТБ, профилактика травматизма среди детей. |
Итоги работы |
Анализ воспитательной работы, проверка выполнения планов, оценка эффективности, результативности и качества работы. Определение целей и задач на новый учебный год. |
Когда в воспитании отсутствует научно обоснованный и действенный механизм оценки его качества, то дать оценку качеству воспитания трудно. Этому препятствует отсутствие научно обоснованного и действенного механизма оценки качества процесса воспитания, который принципиально не заканчивается в школе и его итоги или результаты не являются конечными. Кроме этого, им нельзя дать оценку здесь и сейчас, так как неизвестно, как воспитательные воздействия, оказываемые на ребенка сегодня отразятся на нем через определенный временной промежуток. Но, нельзя и утверждать в какой мере личностные качества, сформированные у ребенка в период обучения в школе, были следствием оказываемого на него воспитательного воздействия. Личные качества ученика, которые были сформированы в период обучения могут быть итогом его собственного саморазвития или семейного воспитания. Всегда надо помнить, когда проводишь ВШК воспитательного процесса, что ни в коей мере недопустимо использование результатов оценки качества воспитания для составления рейтингов, оказания давления на детей, педагогов, родителей.
Цель концепции основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру» состоит в формировании единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в Республике Казахстан, создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
В школе оценка качества воспитания в системе общего образования в осуществляется по двум направлениям:
Вывод: по результатам ВШК воспитательного процесса видно, что в школе проходит реализация Концептуальных основ воспитания юных граждан страны по Программе «Рухани жаңғыру». А именно, все запланированные и проведенные воспитательные мероприятия, деятельность классных руководителей, вожатых, педагогов, ДО, педагогов – организаторов, социологов, психологов направлено на:
- формирование патриотического сознания и самосознания детей и молодежи, воспитание уважения к Конституции Республики Казахстан, государственной символике, формирование правовой культуры, осознанного отношения к своим правам и обязанностям;
- освоение национальной культуры и воспитание бережного отношения к национальному коду, уважения к другим народам и их культурам и умения плодотворно взаимодействовать с ними, овладение государственным, русским, иностранным языками;
- воспитание всесторонне развитой личности, достойного гражданина Республики Казахстан, формирование потребности в гражданском и духовном служении своей Родине, развитие ее материальной и духовной культуры;
- повышение роли и ответственности детского и молодёжного гражданского общества, общественного движения юных казахстанцев в жизни общества и государства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и действующим законодательством Республики Казахстан по защите прав и законных интересов детей;
- повышение уровня подготовки и ответственности родителей за воспитание детей, по социально-экономической и психологической защите ребенка, развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив; усиление воспитательного компонента процесса обучения, приоритетное развитие воспитания в содержании образования;
- формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда, воспитание экологической культуры, гармонии отношений с природой;
- создание условий для формирования навыков 21 в

