Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах.

Материал туралы қысқаша түсінік
в помощь учителям
Материалдың қысқаша нұсқасы

Урок № 10 Класс: 10 «Б» Дата проведения: 5. 10. 2018 г.


Тема. Нуклеиновые кислоты и-РНК, т-РНК, р-РНК, АТФ, их строение и роль в клетке.


Цели урока: сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе (хранение, реализация и передача наследственной информации). Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, локализацию этих кислот в клетке.

Задачи урока:

Образовательная:

ввести понятие «нуклеиновые кислоты», раскрыть особенности их строения, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов; познакомить с азотистыми основаниями и пространственной организацией ДНК и РНК, основными видами РНК, определить черты сходства и различия между РНК и ДНК.

Развивающие:

развивать у учащихся умение ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

Воспитательная:

развивать речь, повышать культуру общения учащихся.

Оборудование: таблица «Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота», опорный конспект для учащихся.

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

Методы, формы, приемы работы

I Орг. момент.

Приветствие, определение целей урока.

Психологический настрой.

Учение – мой труд,

Ответственный и важный.

Вкусив его плоды,

Вперед стремлюсь отважно!

Беседа

II Актуализация знаний, проверка усвоения изученного материала

Тест с самоконтролем

Нуклеиновые кислоты

Для названного вещества выберите соответствующие характеристики: 1в. ДНК 2 в. РНК

Количество цепей в молекуле.
А. Одноцепочечная молекула.
Б. Двухцепочечная молекула.

Азотистые основания, входящие в состав нуклеиновой кислоты.
А. Содержит аденин, урацил, гуанин, цитозин.
Б. Содержит аденин, тимин, гуанин, цитозин.

Углевод, входящий в состав нуклеиновой кислоты.
А. В состав нуклеиновой кислоты входит рибоза.
Б. В состав нуклеиновой кислоты входит дезоксирибоза.

4.  Местонахождение в клетке.
А. Содержится в ядре, хлоропластах, митохондриях, центриолях, рибосомах, цитоплазме.
Б. Содержится в ядре, митохондриях, хлоропластах.

5.  Функции нуклеиновых кислот.
А. Участвует в хранении, воспроизведении и передаче наследственной информации.
Б. Участвует в передаче наследственной информации.

Ответы.

1 в.


2 в.

1. б


1. а

2. б


2. а

3. б


3. а

4. б


4. а

5. а


5. б

Задание №1: Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующий состав:

-А-Г-А-Т-Ц-А-Ц-Г-Г- . Достройте вторую цепь и осуществите редупликацию ДНК (самопроверка).

Тест.

1. Гидрофобными соединениями являются

1)ферменты
2)белки
3)полисахариды
4) липиды
Ответ: 4

2. Какие вещества синтезируются в клетках человека из аминокислот

1)фосфолипиды
2)углеводы
3)витамины
4) белки

Ответ: 4

3. Мономерами молекул каких органических веществ являются аминокислоты

1)белков
2)углеводов
3)ДНК
4) липидов

Ответ: 1

4. Ферментативную функцию в клетке выполняют

1)белки
2)липиды
3)углеводы
4) нуклеиновые кислоты

Ответ: 1

5. Синтез каких простых органических веществ в лаборатории подтвердил возможность абиогенного возникновения белков

1)аминокислот
2)сахаров
3)жиров
4) жирных кислот

Ответ: 1

6. Рибоза входит в состав молекул

1)гемоглобина
2)ДНК
3)РНК
4) хлорофилла

Ответ: 3

7. Назовите молекулу, входящую в состав клетки и имеющую карбоксильную и амино- группы

1)Глюкоза
2)ДНК
3)Аминокислота
4) Клетчатка

Ответ: 3

8. Липиды растворяются в эфире, но не растворяются в воде, так как

1)состоят из мономеров
2)гидрофобны
3)гидрофильны
4) являются полимерами

Ответ: 2

9.Вода, играющая большую роль в поступлении веществ в клетку и удалении из нее отработанных продуктов, выполняет функцию

1) растворителя
2) строительную
3) каталитическую
4) защитную

Ответ: 1

10. Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая

1) образует веретено деления
2) образует глобулы белка
3) растворяет жиры
4) придает клетке упругость

Ответ: 4

11.Мономерами белков являются:

1) нуклеотид

2) аминокислота

3) глюкоза

4) глицерин

12.Железо входит в состав:

1) гемоглобина

2) эритромицина

3) инсулина

4) древесины

Индивидуальный опрос


Взаимопроверка



III. Усвоение новых знаний


Молекула РНК, в отличие от молекулы ДНК, - полимер, состоящий из одной цепочки значительно меньших размеров. Мономерами РНК являются нуклеотиды, состоящие из рибозы, остатка фосфорной кислоты и одного из четырех азотистых оснований. Три азотистых основания – аденин, гуанин и цитозин — такие же, как и у ДНК, а четвертое — урацил. Образование полимера РНК происходит через ковалентные связи между рибозой и остатком фосфорной кислоты соседних нуклеотидов.

Выделяют три типа РНК, различающихся по структуре, величине молекул, расположению в клетке и выполняемым функциям:

Рибосомальные РНК (р-РНК) входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы, где происходит процесс биосинтеза белка; состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов.

Транспортные РНК (т-РНК) — самые небольшие по размеру, находятся в цитоплазме клетки, состоят из 75-90 нуклеотидов — транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка в рибосому.

Информационные, или матричные, РНК (и-РНК) синтезируются на участке одной из цепей молекулы ДНК и передают информацию о структуре белка из ядра клеток к рибосомам, где эта информация реализуется; состоит из 300-30 тыс. нуклеотидов.

Таким образом, различные типы РНК представляют собой единую функциональную систему, направленную на реализацию наследственной информации через синтез белка. Молекулы РНК находятся в ядре, цитоплазме, ЭПС, рибосомах, митохондриях и пластидах клетки.

Физкультминутка (учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения):

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Рибосома, ее структура и функции.

Рибосомы являются клеточными органоидами, состоящими из белков (примерно 40 %) и р-РНК (60 %). Они представляют собой миниатюрные клеточные «фабрики белка». Число их в клетке достигает 10 млн.










Работа по тексту учебника.


IV. Закрепление знаний.

Опишите роль 3 видов РНК в процессе биосинтеза белков.

Опишите процесс транскрипции.

Опишите процесс трансляции.

Что такое информосомы?

Контроль учителя, взаимоконтроль

V. Рефлексия.


Выберите смайлик, который отражает ваше настроение после урока.

1 2 3 4

1. В пройденном материале я не очень разобрался.

2. Материал урока заставил меня о многом задуматься.

3. Мне было комфортно на уроке.

4. Сегодня я узнал много интересного.


VI.Заключительный

1. Подведение итогов урока.

2. Д/з: §10.





Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
30.00.2018
511
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі