ОБНОВЛЕННАЯ ПРОГРАММА - ЭТО ПУТЬ К
СОВЕРШЕНСТВУ
Юнусова Нодира
Гайратовна
город Шымкент, Енбекшинский
район
ОСШ
№124
учитель начальных классов, стаж- 5
лет
В
современном Казахстане идет становление новой системы образования,
ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической
теории и практике. Мне, педагогу с пятилетним стажем, в данной
статье хотелось бы поделиться своим видением на причины, по которым
возникла сама идея преобразований. Качественные изменения в любой
области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без
формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном
процессе. Без осмысления, нами, учителями, новых целей и задач в
обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания
с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это
сделать наверно практически невозможно. Именно поэтому педагогу
необходима готовность к восприятию методологии и содержания
обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению
программного и методического обеспечения образовательного процесса,
к изменению целей и способов педагогической деятельности. Общаясь с
коллегами, я пришла к выводу, что на сегодняшний момент каждого
педагога и меня тоже интересуют вопросы:
В чем разница обновленного содержания
образования и ныне действующего?
-
Изменятся ли подходы к организации
образовательного процесса в школе?
-
Что
означает понятие «образование, ориентированное на
результат»!
-
В
каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному
содержанию образования!
В
настоящее время мы очень много говорим о технологизации учебного
процесса, о преимуществах внедрения тех или иных педагогических
инновационных технологий. Мы их осваиваем, используем в учебном
процессе, получаем определённый результат, но проблем остаётся
очень много. И мы задаёмся над вопросом как повысить мотивацию
учащихся? Что будет способствовать созданию в школе гуманной
образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных
качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации!
Основными тенденциями мирового развития в системе образования,
являются:
-
ускорение темпов развития
общества;
-
переход к постиндустриальному, информационному
обществу
-
расширение масштабов межкультурного
взаимодействия;
-
возникновение и рост глобальных проблем, которые
могут быть решены в результате международного
сотрудничества;
-
демократизация общества;
-
динамичное развитие экономики, рост конкуренции,
рост значения человеческого капитала.
Наша развивающаяся республика всё более уверенно
заявляющая о себе на международном уровне не может оставаться в
стороне от влияния этих тенденции. Одной из актуальных проблем
нашего общества является формирование конкурентоспособной личности,
готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических
условиях, но и активно влиять на существующую действительность,
изменяя ее к лучшему. В связи с этим мы учителя выполняя заказ
общества должны в стенах школы подготовить выпускника с набором
таких качеств как - креативность, социальная ответственность,
обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной
грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые
требования к работе в рамках компетентностного подхода к
образованию, обеспечение педагогов здоровье сберегающими
технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей
индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры
образования , заключается в преодолении традиционного
репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей,
конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную
активность и самостоятельность мышления школьников. Предлагаемая к
рассмотрению программа обновления образования предполагает, что
обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной
коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация
обучения, в процессе осуществления должны реализовываться
межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является
использование ИКТ 1, диалоговое обучение, осуществляться методы
исследования и своевременное реагирование на потребности
учащихся.
Итак, из всего выше сказанного что же требуется
от учителя который работает по программе обновленного содержания
образования! Это умение:
-
формулировать учебные цели для достижения
результатов;
-
строить ученый процесс по организации усвоения
учебного материала;
-
готовить учебные материалы в соответствии с
учеными целями;
-
использовать потенциал информационной среды для
учебного процесса ;
-
создавать условия для опережающего развития
учащихся в и личностно-деятельностной направленности
;
-
создавать атмосферу психологического комфорта и
поддержки;
-
готовить учащихся к самообразованию,
самоопределению и самореализации;
-
оценивать текущие результаты, направленные на
достижение поставленных целей. Педагог в свете обновлённого
содержания обязан обладать высоким уровнем сформированного ряда
компетентностей:
Специальная компетентность
- способность заниматься собственно
профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и
проектировать свое дальнейшее профессиональное
развитие;
Социальная компетентность
- способность заниматься совместной
(коллективной, групповой) профессиональной деятельностью,
сотрудничать и использовать принятые в профессии приемы
профессионального общения;
Образовательная
компетентность -
интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков,
целеполагание в образовательной деятельности, мотивация развития
субъектной и креативности в образовательной деятельности,
способность применять основы педагогической и социальной
психологии.
А
каким должен быть современный ученик в рамках новой
программы?
-
использовать возможности выстраивать
индивидуальную траекторию образования (темп, уровень усвоения
учебного материала);
-
усваивать умения, способы, приемы своей
деятельности ;
-
использовать знания, умения и навыки и имеющуюся
информацию для разрешения ученых ситуаций
Формирование и развитие образованной, творческой,
компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в
динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в
своих собственных интересах, так и в интересах общества. В
соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования
определены в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
Ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика
принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое
главное - быть патриотом своей Родины - Казахстана.
Культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом
деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и
национальных особенностей, ценить культуру своего народа и
культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного
согласия и толерантности. Учебно-познавательная компетенция -
обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и
исследовательской деятельности учащегося. Коммуникативная
компетенция предусматривает знание родного и других языков,
овладения навыками общения на казахском языке как государственном,
на языке межнационального общения-русском, на иностранных языках.
Мне как учителю начальных и старших классов было интересно
насколько обновления коснутся начальной ступени образования. В этой
связи особую значимость приобретает в условиях обновления
содержания образования уровень дошкольного образования и
воспитания. Предшкольная подготовка 5-летних детей должна
осуществляться с учетом психологических, педагогических,
физических, физиологических требований как главных условий качества
подготовленности детей для обучения в начальной школе. 1 ступень
среднего общего образования (1-4 классы). Возраст начала обучения
-- 6 лет. Продолжительность обучения - 4 года. Основное назначение
ступени - раскрытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им
возможностей к самореализации, осмыслении знаний об окружающей
действительности, формирование желания и умения учиться, т.е.
создание подлинной познавательной мотивации, необходимой на
последующих ступенях обучения, формирование у младших школьников
целостной учебной деятельности. Обеспечение становления личности
ребенка, целостного развития его способностей. Организация учебной
деятельности в начальной школе, способствующей приобретению
необходимых умений и навыков, привития навыков чтения, письма,
счета, овладение элементами творческого мышления, основами личной
гигиены и здоровьесбережения.
Очень много внимания будет уделено изменению
системы оценивания достижения ожидаемых результатов
учащихся.
Оценивание должно соответствовать следующим
принципам:
-
Систематичности
-
Последовательности
-
Объективности
-
Прозрачности
-
Достоверности
-
Оно
предполагает параллельное развитие двух линий оценки: (формативное
и суммативное оценивание). Оценивание учебных достижений в модели
образования, ориентированного на результат, предполагает способы
оценивания по результатам обучения за урок и итоговую работу в
четверти.
Перед нами - учителями стоит важнейшая задача
воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться
и реализовать себя в современном мире. Достижение этой задачи
невозможно, если учитель сам не готов к условиям быстро
изменяющегося мира.
Для
меня сейчас стоит вопрос: Как подготовиться к «штурму» такой
«вершины знаний»? Смогу ли я это сделать? Ведь на мне будет лежать
большая ответственность!
Я
начала свою подготовку со знакомства с обновленной программой.
Изучив программу, отметила для себя, что переход на обновлённую
программу потребует обновления всей системы
образования.
Для
осуществления такого перехода надо начать изменения с самой себя,
т.е. с учителя. Учитель в моем понимании - это творец. Всем
известно, как сложна профессия ювелира. сложность его работы
заключается в нанесении на алмаз граней. А ведь учитель - это тот
же ювелир, в отличие от которого, у педагога в руках бесценное
сокровище . ребенок. Объединяет эти профессии результат работы: у
ювелира - многогранный алмаз, а у учителя - всесторонне развитая
личность. Какие это будут грани, во многом зависит от
компетентности учителя.
Одними из «первых верных шагов» в покорении мной
«вершины знаний» было прохождение курсов повышения квалификации по
программе обновления содержания среднего образования для учителей
начальных классов. Основная задача данных курсов, по моему мнению
•
-
помочь казахстанским учителям усовершенствовать педагогическую
практику, научиться работать не источником информации, а
«путеводителем» для нахождения знаний самим учеником. Результат
обновлённой программы, с которой нас ознакомили на курсах,
заключается в том, чтобы ученики научились тому, как учиться
самостоятельно, и в результате могли стать независимыми,
самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными
учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно
общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими
компетентность в цифровых технологиях.
Мне
нравится эта обновленная программа тем, что применяя полученные
знания на уроках, постоянно идет поиск нового, в котором участвуют
одновременно и учитель, и ребенок. Это по моему мнению, будет
приносить удовлетворение и радость от общения с ребёнком, и от
работы.
И я
как учитель который уже не один год работает в школе вижу изменения
в образовании. в ученом процессе по обновлённой программе дети
имеют возможность творчески подходить к предложенным заданиям,
креативно мыслить, находить нестандартные решения поставленных
перед ними задач. Учитель может понять о чем мыслит
ребёнок.
Появились новые формы и методы работы это
групповая работа, работа в паре и т.д. Результаты обучения детей в
школе потребуют от нас, педагогов, всестороннего и объективного
оценивания успехов в достижении ожидаемых результатов обучения
каждого учащегося, его отношения к учебе и динамику развития
личности в целом но обновление содержания образования, транслируя
лучший опыт внедрения новых подходов к обучению и методике
преподавания должно учесть и положительный опыт традиционного.
Синтез традиционных и инновационных методов обучения позволит
разнообразить формы проведения занятий активизирующие
познавательную деятельность учащихся. В целом уровень
казахстанского среднего общего образования должен соответствовать
задачам развития государства и обеспечивать его
конкурентоспособность в современном мире. В заключении, я бы хотела
пожелать в таком не легком труде по покорению «вершины знании» под
названием «Обновление содержания среднего образования» для
Казахстана стабильности и процветания, для школы - талантливых и
успешных учителей и учеников, а для себя и своих коллег творческих
успехов!