Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Туркестанская область
Город Шардара
МКМ «М.Горький атындағы жалпы орта мектебі»
ГКУ «Общая средняя школа им.М.Горького»
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Жаңа білім беру технологияларын қолдана отырып, биология және химия сабақтарында оқушылардың танымдық қабілеттерін дамыту»
«Развитие познавательных способностей учащихся на уроках биологии и химии с применением новых образовательных технологий»
Автор: Бугаева Лариса Викторовна
учитель химии/биологии
первая квалификационная категория
педагог - эксперт
2020 год
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках биологии и химии с применением новых образовательных технологий.
Методическое пособие для учителей
химии/биологии
В данном пособии описывается передовой педагогический опыт, раскрывающий объект, цели, задачи, новизну, актуальность проблемы, педагогическую идею передового опыта, описывается продолжительность работы и условия работы по опыту, приводятся краткосрочные планы занятий
Автор: учитель химии и биологии ГКУ «Общая средняя школа им.М.Горького», г. Шардара, Туркестанской области Бугаева Лариса Викторовна, первая категория, педагог - эксперт
Ф.И.О.: Бугаева Лариса Викторовна
Должность: учитель химии/биологии
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая, педагог - эксперт
Педагогический стаж: 24 года
Преподаваемы предмет: химия / биология
Педагогическое кредо:
« Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить
колени!»
Н.А.Некрасов.
Я, Бугаева Лариса Викторовна, работаю учителем химии и биологии ГКУ « Общая средняя школа имени М. Горького» города Шардара Туркестанской области.
Родилась и выросла в нашем замечательном городе, который расположен на берегу Шардаринского водохранилища. Училась в Кзыл-Ординском педагогическом институте имени Коркыт-ата и после окончания вернулась в родную школу, где работаю уже 25 лет. Кто же повлиял на мой выбор? В моей семье я второй педагог. Моя мама, тоже учитель химии и биологии, кроме того она работала учебным завучем. Когда у меня в детстве спрашивали, что делает твоя мама я отвечала, что бегает по лестнице. Конечно, она отдавала больше времени своим ученикам, чем нам, своим детям, тогда это было обидно, да и выросла я, находясь с ней на работе, в стенах школы. Но когда я подросла и увидела с какой благодарностью к ней приходили бывшие ее ученики, то выбор профессии не вызывал сомнений. И училась я в том же институте, где училась моя мама. И в настоящее время я нисколько не жалею, что связала свою жизнь со школой.
За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья – он сам. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы?
Это -
1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения
2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока.
3. Подход к отбору и содержанию урока, к логике его построения - можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.
4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
- использование в работе взаимо- и самоконтроля;
- организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
- индивидуализация домашнего задания;
- использование проектных технологий;
- формирование индивидуальных маршрутов обучения как для сильных, так и слабых учащихся;
5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. Кроме того в этой работе учащиеся учатся слышать и слушать. Вот один из примеров: при изучении темы по биологии «Папоротники» разделив учащихся на группы попросила представить, что сегодня день Ивана- купала и сбываются мечты. Но главное условие было выбрать одно для всех желание. Две группы не справились, а вот одна меня удивила, оказывается у одного ученика младший брат болел сахарным диабетом и они пришли к единогласному решению, его выздоровлению. Я не смогла сказать детям правду, что папоротники не цветут и их желание не и сполнится.
Известное высказывание «Учитель всегда учится» характерно для педагогов нашей страны. Сначала я училась на уровневых курсах в г. Астане, спасибо нашим педагогам за большой потенциал, который они в нас заложили. Несмотря на то что, они были намного моложе нас, они сделали все, чтобы мы отошли от традиционной методики преподавания, пересмотрели процесс оценивания, научили смотреть на наших учеников на равных, дали больше им самостоятельности. Потом курсы обучения по обновленной системе обучения и мои последние курсы английского языка. В данный момент я преподаю химию на двух языках. Да, тяжеловато, но я учусь вместе со своими учениками, и я верю у нас все получится.
В течение 5 лет я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей химии и биологии. Свою задачу всегда вижу в пропаганде современных педагогических технологий, постоянно провожу открытые уроки с использованием разных приемов и методов .
А закончить я хочу СМС моей ученицы: «Любимая Лариса Викторовна, я поздравляю Вас с днем учителя. Вы учитель с большой буквы. Вы научили нас не только своему предмету, но и тому, как правильно идти по жизни. Я Вас люблю» Ради этого стоит работать учителем.
Описание передового педагогического опыта
Информация об опыте
-
Условия возникновения опыта
Опыт формировался и апробировался на базе ГКУ «Обшая средняя школа миени М.Горького, г. Шардара, Туркестанской области. Становление педагогического опыта осуществлялось на учебных занятиях. Наблюдения за учащимися показали, что наметилась тенденция снижения интереса к предметам химияя и биология.
Главными задачами моей педагогической деятельности считаются следующие:
1. Повышение мотивации к обучению химии и биологии.
2. Повышение качества знаний учащихся через развитие памяти и творческого мышления.
3. Формирование самостоятельной творческой личности. .
4. Развитие познавательных интересов к урокам химии и биологии на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.
5. Развитие интереса к предмету.
Поставленые задачи реализую через использованиетаких компонентов, как:
-
повышение мотивации обучения;
-
решение биологических и химических задач;
-
выполнение практических и творческих заданий;
-
проведение нестандартных уроков, дидактических игр;
-
создание ситуации успеха;
-
учет индивидуальных особенностей учащихся;
-
проведение уроков с применением ИКТ;
-
проектно- исследовательскую деятельность;
-
практической направленности обучения;
-
осуществление межпредметных связей;
2. Актуальность и перспективность опыта
Передо мной, как и перед каждым творчески работающим учителем, с какой категорией детей он бы ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь.
Одной из таких проблем является необходимость обеспечения успешности каждого учащегося в обучении с учетом их интересов, наклонностей и потребностей., формирование познавательных интересов.
Познавательный интерес или интерес к учебно – познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Эффект воспитания, развития, обучения усиливается наличием познавательного интереса в процессе обучения, обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика.
Познавательный интерес является самым значимым мотивом учения. Этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему учебный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Актуальность опыта состоит в том, что познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Познавательный интерес, обогащает личность, взаимодействуя с социальными, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания. Обособленность познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика. Росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать способствует развитие познавательного интереса. Наличие познавательного интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в соответствующей области. Развитие специфического, устойчивого интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Влиянием на познавательный интерес у чащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Поэтому, исходя из опыта своей работы, хочу отметить, что формирование познавательных интересов актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор.
Забота о создании, поддержании и развитии познавательного интереса к предмету, к процессу познания - это важнейшая задача, которая стоит перед каждым учителем.
Для решения данной проблемы необходимо совершенствовать организацию самого урока, воспитывать самостоятельность учащихся, повышать свое мастерство - мастерство учителя, развивать мышления учащихся. Для развития познавательных интересов необходимо пробудить у учащхся стойкий позитивный интерес к предмету, сформировать у учащихся навыки и приемы самостоятельного познания не только для дальнейшего изучения химии, но и для определения своего места в жизни.
-
Цель и задачи педагогического опыта
Цель опыта: развитие познавательной активности учащихся через использование современных технологий и методов обучения.
Задачи опыта:
-
повышение мотивации и интереса к учению у учащихся;
-
прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
-
дифференцированное обучение с сохранением единой структуры теоретических знаний;
-
усиление прикладного, практического характера химии и биологии;
-
Теоретическая база опыта
Я знакома с основными положениями теории активизации учебной деятельности учащихся, теории проблемно – модульного обучения, теории личностно – ориентированного образования. В своей работе опираюсь на идеи Ю.К. Бабанского «Теория интенсификации педагогического процесса»: чтобы достичь определенных результатов в обучении, необходимо использовать активные методы обучения – исследовательские, частично – поисковые; парные и групповые формы работы, развивать навыки учебной деятельности».
Также на теорию И.С. Якиманской «Личностно – ориентированное обучение»: создание условий для проявления и развития личности.
В настоящее время главная задача учителя – создать условия для развития личности обучаемых. В своей работе я опираюсь на принципы личностно – ориентированного образования: принцип деятельности, активности, проблемности, системности, самостоятельности, рефлексивности, дифференцированности и индивидуализации. Ученику сначала необходимо понять, зачем ему эти знания, как они связаны с его индивидуальными мотивами, принимать знания через постановку учебной задачи и только на этой основе освоить его, как часть сознания. И тогда у учащихся возникает потребность и необходимость задавать вопросы, выходить на теоретический уровень мышления, работать с понятиями, способами получения знаний, видеть границы их применимости.
-
Технология опыта
И спользуя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь положительных результатов. Главной задачей образования и повышения познавательного интереса к предмету в соответствии с ГОСО в рамках обновленного содержания образования является создание мотивации учащихся к обучению. А если будет желание учиться, то повысится и качество образования.
К факторам, оказывающие положительное влияние на устойчивую мотивацию относятся:
1.Содержание учебного материала.
2.Организация учебной деятельности.
3.Коллективные формы учебной деятельности.
4. Оценка учебной деятельности.
5. Стиль педагогической деятельности.
Так как главной задачей современноо общества является формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Отсюда вытекает и задача современного образования - создание человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, который готов к самостоятельным действиям и принятию решений, к самореализации. Самым важным компонентов урока состоит в создании мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать. Для этого на своих уроках использую следующие методы:
-
познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий);
-
эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
-
волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения);
-
с оциальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы.
Когда готовлюсь к уроку, то стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность,создаю такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. Для создании мотивации и развития познавательных интересов использую различные приемы. Например: прием «Удивляй!».
Пример 1. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Хордовые. Класс. Птицы».
Учитель: Известно, что сова - неясыть питается мышами – зерноедами. Весит она около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? Так вот, одна сова за жизнь сохраняет до 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет. Съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна Пример 2. Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». (7 класс) Учитель: Сколько цветков посещают пчёлы?
В среднем пчела посещает 12 цветк