Материалдар / Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
«Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования»
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Ақпан 2021
691
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Туркестанская область

город Шардара

ГКУ «Общая средняя школа имени М.Горького»




Обобщение педагогического опыта


Тема:

«Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования»



Тақырыбы: «Жаңартылған білім беру мазмұны аясында орыс тілі сабақтарында оқытудың тиімді әдістері»









Подготовила: учитель русского языка и литературы

Еспембетова Раушан Жалеловна

Кваликафиционная категория: педагог - эксперт














2021 год

 

Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования





Методическое пособие для учителей русского языка и литературы






В данном пособии описывается передовой педагогический опыт, раскрывающий объект, цели, задачи, новизну, актуальность проблемы, педагогическую идею передового опыта, описывается продолжительность работы и условия работы по опыту, приводятся краткосрочные планы занятий








Автор: учитель русского языка и литературы ГКУ «Общая средняя школа им.М.Горького», г. Шардара, Туркестанской области Еспембетова Раушан Жалеловна, первая категория, педагог - эксперт



 

 

 

 

 




















Ф.И.О.: Еспембетова Раушан Жалеловна

Должность: учитель русского языка и литературы

Образование: высшее

Квалификационная категория: первая, педагог - эксперт

Педагогический стаж: 26 лет

Преподаваемый предмет: русский язык и литература

Педагогическое кредо:


Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Марк Львовский


Учитель, нам мой взгляд, самая благородная профессия, требующая от человека, неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем непросто, но я о своем выборе не жалею.

Вот уже седьмой год я каждый день вхожу в класс, и мне нравится видеть перед собой детские глаза: пытливые, любознательные, весёлые, задумчивые, строгие, жаждущие новых впечатлений и открытий. Моя цель, как учителя русского языка и литературы – раскрыть перед детьми привлекательные стороны предмета, настроить их на творчество, привить любовь к русскому языку, литературе, сделать их грамотными людьми.

Для этого использую различные виды проведения уроков, применяю различные формы и новые технологии, что позволяет сделать урок более интересным и эффективным. Я убеждена: знания мы должны добывать вместе: не я покажу, а мы вместе сделаем, не я научу, а мы вместе достигнем, поэтому моё педагогическое кредо: «Через совместное творчество к знаниям и развитию».

Работая с детьми, стараюсь найти путь к сердцу каждого ребёнка, раскрыть творческие способности, а возможно и талант, каждого ученика, поэтому моя педагогическая идея: «Каждому ученику – своё открытие на уроке».

Радуюсь самому малому успеху учащегося, а самым способным уделяю особое внимание: участвуем в конкурсах, олимпиадах, организуем мероприятия и тематические вечера.

В школе я не только учитель-предметник, но и классный руководитель, поэтому воспитание в детях любви, доброты, отзывчивости, сострадания, милосердия, справедливости, патриотизма, уважения к старшим и друг к другу считаю не менее важной задачей, чем успехи на уроках.

Своей главной целью на сегодняшний день считаю: не останавливаться на достигнутом, учиться каждый день, творить и изобретать, вместе с детьми идти вперёд; а главная награда за мой труд - благодарные, восторженные взгляды учеников. Нет лучшей награды для меня, как учителя, улыбки, с которой ребята встречают меня в школе, радости в глазах детей, когда захожу в класс, удовольствия от наших совместных открытий, от нашего творчества, от успехов каждого ученика.


































Обобщение педагогического опыта


1. Тема педагогического опыта


Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования. Русский язык - предмет достаточно трудный. Даётся многим детям тяжело, и, как правило, теряется интерес. Русский язык является обязательным предметом на ЕНТ, поэтому необходимо формировать прочные знания учащихся.



2. Идея опыта



Идея опыта состоит в том, что эффективные методы обучения способствуют целостному восприятию и пониманию русского языка и литературы, осмыслению художественного текста. Современный ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике, и наша задача состоит в том, чтобы направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию к творчеству , уметь вовремя подсказать и поправить.


3. Условия возникновения и становления опыта


Учитель русского языка и литературы КГУ «Общая средняя школа им. М.Горького», г Шардара, Туркестанская область.

Опыт формировался в условиях преподавания предметов «Русский язык и литература» обучающихся 5 – 9 классов в данном учебном учреждении в рамках обновленного содержания образования.

Общество развивается стремительно и требует гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам. Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Учитель должен не только направлять, но и мотивировать ученика к дальнейшей деятельности. Стремиться самому быть всегда впереди. Быть инициатором на движение вперед. Педагог должен уметь вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках.

Очень часто в процессе урока мы замечаем, что тот или иной ученик отвлекается на посторонние темы, плохо запоминает материал, не может высказать свои мысли. Возникает вопрос, как создать условия, при которых бы первоклассник с большим вниманием и интересом слушал учителя, хорошо понимал и усваивал материал, и при котором бы шло развитие познавательных процессов? В своей практике в среднем звене уже много лет я использую принцип занимательности и разнообразные игровые элементы, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка.

Особое внимание, наряду с чтением, говорением и слушанием, я уделяю и письму.

Какие эффективные методы, стратегии мы бы не применяли, они должны быть направлены на достижения цели урока. Для этого необходимо решать следующие задачи: учить слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка. И в решении этих задач нам помогут эффективные методы обучения.

Нам, педагогам новой формации, необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.


4. Актуальность опыта


Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. Так же развитие казахстанских учащихся будет проходить путем внедрения эффективных активных форм обучения, в ходе которых предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности, учащихся на уроках русского языка. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить умение самостоятельно пополнять знания.

Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Далеко не все учащиеся умеют работать с учебником, словарями, не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

Всё это заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса.

При этом решаются следующие педагогические задачи:

1.Формирование ведущей деятельности школьника, наличие у него таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность; готовность к дальнейшему образованию.

2.Формирование общей культуры ребёнка, способность самостоятельно добывать и применять знания, умения строить высказывание.

Главное в каждом уроке должна быть изюминка, интрига.

Хороший урок – урок вопросов, сомнений, открытий; чуткий отклик на мысли ученика, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Условия:

  • Принцип связи теории с практикой (умение применять знания в необычных ситуациях);

  • Принцип доступности;

  • Принцип прочности усвоения знаний.


5. Цели и задачи опыта


Цель обобщения педагогического опыта состоит в организации обучения так, чтобы оно было максимально эффективно для общего развития растущего человека.

Задачи опыта:

  • создание условий для развития личности ученика, для социализации, умения адаптироваться;

  • научить учиться, т.е. появление в личности особых свойств, или новообразований в психике, или способностей, которые становятся неотъемлемым качеством личности.

Их нельзя забыть, как знания. Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся;


6. Новизна опыта


Новизна опыта состоит использовании эффективных методов обучения на уроках русского языка в рамках обновленного содержания образования. Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно эффективные методы обучения обеспечивают непрерывность саморазвития личности в процессе обучения.


7. Теоретическая база опыта


Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся. Большая роль при этом отводится русскому языку. Перед школьным учителем русского языка остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний, соответствующую современным Российским и международным требованиям.

При определении состава ключевых компетенций была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского. Хуторским А.В. выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:

Ценностно-смысловая компетенция,

  • общекультурная компетенция,

  • учебно-познавательная компетенция,

  • информационная компетенция,

  • коммуникативная компетенция,

  • социально-трудовая компетенция,

  • компетенция личностного самосовершенствовании.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков русского языка рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

На уроках языка и литературы формируются прежде всего коммуникативная, учебно-познавательная, языковая лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Наиболее значимыми для меня являются следующие концептуальные идеи:

  • сотрудничества и взаимопомощи между учениками;

  • завершённости или ориентации на высшие для каждого конкретного ученика конечные результаты;

  • уровневая дифференциация;

  • психологическая установка: возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного;

  • знания должны усваиваться с «аппетитом».

Выдвижение на первый план воспитательного, развивающего и познавательного аспектов обучения готовит к сдаче ЕНТ, развивает навыки самоконтроля и самооценки.


8. Технология опыта.


Я работаю в школе 24 года. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Для достижения данной цели необходимо:

  • 578тг - Сатып алу
    Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
    Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
    Ресми байқаулар тізімі
    Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!