Материалдар / Обособленные предложения,знаки препинания при них.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Обособленные предложения,знаки препинания при них.

Материал туралы қысқаша түсінік
Учителям русского языка и литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Қаңтар 2019
514
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема урока. Обособленные приложения, знаки препинания при них.

Цели: углубить понятие об обособленных определениях и приложениях; формировать умение использовать их в речи, находить изученные конструкции в связном тексте. Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Устная синтаксическая зарядка (развитие грамматического слуха).

Определите обособленные члены (на слух), а затем запишите их

Вместе с определяемым словом.

Условия обособления выразите с помощью схемы.

1. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели.

2. Ив дали, таинственной и зыбкой, Из-за гор восходит солнца свет. Точно горы светлою улыбкой Отвечают братьям на привет.

{И. Бунин)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Закономерности обособления приложений сходны с закономерностями обособления определений. Как и определения, приложения, чаще всего выполняют функцию дополнительной характеристики предмета или явления.

IV. изучение нового материала

1. Объяснение учителя

(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план изложения теоретического материала.)

Обособленными являются распространенные приложения, выраженные нарицательным именем существительным с зависимыми словами: несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит гордость и веселье (А. Пушкин).

Является обособленным одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, особенно если последнее имеет при себе зависимые слова, например: Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек (Ю. Казаков).

Является обособленным распространенное приложение, относящееся к собственному имени, если стоит после существительного: В Мещере я сдружился с Гайдаром — с этим удивительным человеком, существовавшим в повседневной действительности так же необыкновенно и душевно, как и в своих книгах (К. Паустовский).

Если распространенное приложение стоит перед именем собственным, то оно обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: современник Чехова, Гиляровский по характеру своему был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени (К. Паустовский). (Ср.: Хотя Гиляровский был современником Чехова, по характеру своему он был, конечно, человеком не тогдашнего, чеховского времени.)

Является обособленным приложение, выраженное собственным именем: Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором (И. Тургенев).

Является обособленным любое приложение (распространенное и нераспространенное, стоящее перед определяемым словом или после него), если оно относится к личному местоимению: Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта (И. Айвазовский).

Являются обособленным приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др., а также с союзом как (если он имеет оттенок причинности): В свою деревню в ту же пору помещик новый прискакал и столь же строгому разбору в соседстве повод подавал, по имени владимир Ленский (А. Пушкин). Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу (И. Тургенев).— Ср.: Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная, но немного загадочная страна (К. Паустовский). Здесь союз как употреблен в значении «в качестве».

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

IV. обобщение, систематизация

И контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Распространите одиночные приложения и запишите полученные предложения.

Образец. Мальчик-ученик не спеша возвращался из школы.— Мальчик, ученик третьего класса, не спеша возвращался из школы.

1) Завод-заказчик требует (не)медле(н, нн)ой отгрузки деталей.

2) Летчик-испытатель пор..жал всех своим (не) превзойденным искусством.

3) Полярники-зимовщики еще не скоро вернут(?)ся на родную землю.

4) Юноша-лыжник шел по еще (не)укат.(н, нн)ой лыжне.

5) (Не) знакомец приблизился к дедушке-сторожу

6) (Не) понятую мной теорему мне объяснил товарищ-отличник.

7) Девушка-почтальон (не)принесла нам сегодня газету «Известия» в обычное время.

2. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. рефлексия. Подведение итогов урока

1. Беседа

В каком случае обособляются любые определения и приложения?

Какое условие необходимо, чтобы они обособлялись перед определяемым словом?

В каких случаях при приложениях ставится тире?

2. Заключительное слово учителя

(подготовка к выполнению домашней работы)

Заметили ли вы, ребята, как происходят перемены в природе? Как,

Например, приходит весна? Оглядитесь вокруг, посмотрите на приметы

Наступающей весны. Напишите сочинение-этюд «Мгновения весны» или

«Как начинается весна». Постарайтесь начать работу оригинально. Вот,

Например, несколько первых предложений сочинений о весне.

1) Вышел на улицу, и передо мной открылись перемены в природе. Вот...

2) С чего начинается весна? С капели? С ручейка? С вербоцвета? С прилета грачей? С трели жаворонка?

3) Каждый сам открывает для себя весну. А все-таки с чего начинается весна? С твоего сердца. Оно всему начало...

Не забудьте: передать свои впечатления, ярче, зримее раскрыть подмеченные детали, явления, создать образ помогут вам эпитеты, метафоры, олицетворения.

Постарайтесь использовать в сочинении изученные конструкции: обособленные члены (определения, приложения), предложения с союзом как (в составе сказуемого, со сравнительным оборотом)

VII. Домашнее задание

Написать сочинение-этюд (7—8 предложений) о ранней весне с использованием изученных конструкций.

Слушание-понимание текстов публицистического стиля на морально-этическую тему

Цели: развивать речевые умения (аудирование публицистического текста); формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально - этическую тему; воспитывать гражданственность, ответственность за свои поступки. Оборудование: тексты публицистического стиля на морально-этическую тему. тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока

I. организационный этап

II. Актуализация опорных знаний Беседа

Деликатность, бескорыстие, благородство... Нужны ли эти качества современному человеку в наш «деловой» век?

Чем измеряется духовность человека?

В чём состоит искусство жить достойно?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Кто я? Зачем я? Для чего живу? Так ли живу? Верно ли поступил сегодня? Что буду делать завтра?» — эти вопросы встают сейчас перед каждым из вас, готовящим себя к выбору жизненного пути. Хочется жизнь прожить достойно и красиво. Но как достигнуть мечты? Какие пути избрать?

Приглашаю всех, кто ищет ответы на эти вопросы, принять активное участие в сегодняшнем уроке...

IV. работа над культурой и развитием речи учащихся

1. чтение учителем текста

Читая тексты, учитель попутно разъясняет значение некоторых слов и выражений из него. Перед чтением каждого из текстов учащиеся получают задание: слушая, разделить текст на части, задать вопросы к каждой из них, составленные вопросы записать.

Текст 1. «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?»

Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью.

Можешь ли ты сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можешь. Простая ситуация: объявили лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в соревнованиях и с каким настроением? Потому ли, что боишься, скажем, неодобрения товарищей или потому, что осознаешь значение своего участия, по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть лакмусовая бумажка, которая помогает определить степень твоей гражданской зрелости. Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя ответственным за то, что общее дело не получилось.

Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство, а деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь интересной и содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. Не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни даёт ему острое ощущение счастья.

(По И. Овчинниковой)

Беседа

Какую проблему поставил автор в своей статье?

Считаете ли вы её актуальной?

Достаточно ли убедителен автор?

Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы?

Как содержание и композиция текста подчинены раскрытию основной её мысли?

Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в этом тексте?

Текст 2. «ПРО ЗАВИСТЬ»

Это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!