Организационный этап
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Аналитическая
беседа
Аналитическая
беседа
Аналитическая
беседа
Проверка
усвоения нового материала
Закрепление
Подведение
итогов
|
Орг.
момент. «Прикоснитесь
друг другу ладошками и подарите своему однокласснику чувство
уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг
друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от
всей души!
Класс разделен на 3 группы,а как они
называются,
узнаем ,когда они соберут пазл портрета
героя,лежащего у них на партах. Для того, чтобы на уроке было
эффективное усвоение текста работаем по группам по
очереди.
Вечная современность русской классики… Пожалуй,
эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих,
несмотря на свой приличный возраст (200 лет) произведений русской
литературы “Горе от ума” А. Грибоедова.
Комедия «Горе от ума» строится на
противопоставлении Чацкого и фамусовского общества.Фамусовское
общество представлено в комедии широко и разнообразно. Это не
только основные герои: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, но и
второстепенные, эпизодические.
Тема сегодняшнего урока:Образ фамусова и
фамусовского общества.
Итак,целью урока является -Что собою
представляет фамусовское общество? Каковы его нравы и каковы
идеалы?
Когда нам представляют любого человека, первое, на
что мы обращаем внимание -это ,конечно, внешность и манера
поведения. Каким же предстает нам Фамусов, узнаем через его
монологи.
Первый монолог "Петрушка, вечно ты с
обновкой…"
-
Расскажите, чем занимается Фамусов в течение
недели?- Какой образ жизни описывает Фамусов?- Какой вывод
следует из этого?
Среди основных дел,планируемых на след
неделю,Фамусов называет обед,поминки,крестины.Вспоминая умершего
Кузьму Петровича,Ф. рассуждает о том,как должен жить человек,чтобы
оставить о себе память:он должен быть богат,высоко подняться по
карьерной лестнице,при этом жить в свое удовольствие.
/Аружан/
При чем поминки и крестины ставит на один
день,т.е даже не задумывается о значимости челов
жизни.
В этом монологе описывается привычный для
Фамусова распорядок дел на неделю. Становится понятно, что служба в
"казённом месте" не отнимает у него времени, т. е. служит он без
усердия, или сама должность позволяет не прилагать к службе никаких
усилий. Суть монолога Фамусова заключается в демонстрации псевдо
занятости. Павел Афанасьевич, составляя свое расписание на будущую
неделю, указывает на то, что в его графике трудно найти свободное
время. Если же хорошо разобраться в сути его занятий, то можно
сказать, что они все пустяковые. /Балауса/
Грибоедов показывает,чем заполнены дни Павла
Афанасевича и его философские размышления по этому поводу.Достойная
жизнь по его мнению,заключается в том,чтобы сделать
карьеру,разбогатеть,жениться на богатой,помочь детям достичь того
же.
Монолог Ф. характеризует как самого Павла
Афанасьевича,так и быт и нравы москоского светского общества конца
1810-х годов.
Второй монолог "Вот то-то, все вы
гордецы!"
-
Кто такой Максим Петрович?- Расскажите про случай, который
произошел с Максимом Петровичем в приемный день во
дворце.-Почему Фамусов идеализирует Максима
Петровича?
-Какое качество Фамусова здесь проявляется?-Умен
ли Фамусов?-Что Фамусов вкладывает в понятие
ум?
В этом монологе Ф.гов.о том,как жили отцы.Он
сравнивает жизнь и взгляды предков и нового
поколения.Ф.расск. о
своем дяде М.П.Дядя умел до такой степени
угодить вышестоящим чинам на службе,что впоследствии он сам стал
выдавать чины и платить пенсии./-Жанель/
Ф.считает,что лучше унижаться перед
вышестоящими для получения чина.Его идеал-это Максим Петрович,у
которого много орденов,на богатой был женат,внуков
переженил,т.е.материальные ценности превыше
всего.
В монологе выявляются взгляды людей «старого
века»,которые преклонялись,сгибались,унижась перед
властью.-/Юля/
В этом монологе Фамусов рассказывает
"поучительную", с его точки зрения историю его дяди Максима
Петровича, который заслужил милость императрицы и нажил огромное
состояние не усердной службой, а изображая шута при дворе. Для
Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть себе на пользу,
из всего извлечь выгоду, не гнушаясь даже притворством и лестью.
/Аяжан/
Следующий монолог Фамусова "Вкус, батюшка,
отменная манера"
- О
каких правилах жизни своего общества говорит Фамусов?- По какому
принципу Фамусов оценивает людей? -Каковы его суждения о гостеприимстве, московских
дамах?
Монолог состоит из нескольких частей,каждая из
которых посвящена новой категории женихов.В1 части Ф.рассуждает о
том,что по отцу сыну воздается честь.Пусть плохонький,но с
двумястами душ,уже годится в женихи.Становится понятно,что в
фамусовском обществе ценят не ум,а власть,чины и деньги.
/Акерке/
Также он говорит об иностранцах, «дверь отперта
для званых и незваных»./Назерке/
Значительная часть монолога посвящена
барышням.Принарядиться тоже умеют,французские романсы поют.Даже
король прусский дивился благонравию девиц.
Московских девушек он называет патриотками, потому
что они "к военным людям так и
льнут"./Зейнеп/
Итак,подведем итоги,
заполнив
кластер по таблице «Фамусовское общество в
комедии»/каждая группа только своего
героя/время
Черты героя
|
Фамусов
|
Молчалин
|
Скалозуб
|
Имя
и его смысл
|
|
|
|
Возраст
|
|
|
|
Звание
|
|
|
|
Род
занятий
|
|
|
|
Отношение к службе
|
|
|
|
Использование родственных и дружеских
связей
|
|
|
|
Отношение к образованию,
просвещению
|
|
|
|
Отношение к общественному
строю
|
|
|
|
Отношение к любви
|
|
|
|
Оценка «века нынешнего» и «века
минувшего»
|
|
|
|
Речевая характеристика
|
|
|
|
|
|
|
|
Защита кластеров
Ваши знания хотелось бы
дополнить следующей информацией. Внимание на
слайды
Выводом
по этой работе
будут синквейны к этим героям /только поменяв
героев/
А сейчас проведем игру разминку Предварительно
дать работу
учащимися с низкой мотивацией :
1.
Не надобно другого образца, (когда в глазах пример
отца)
2. Кто беден, (тот тебе не пара)
3. И золотой мешок, и
(метит в генералы)
4. Что за комиссия,
создатель, (быть взрослой дочери
отцом).
5. Упал он больно
(Встал здорово).
6. Чтобы чины добыть
(есть многие
каналы).
7. Уж коли зло пресечь:
забрать (все книги бы, да
сжечь).
I группа1.Чтобы чины добыть, есть многие каналы. Об них как
истинный философ я сужу (Скалозуб)
2."Мечусь, как словно угорелый.По должности , по
службе хлопотня..." (Фамусов)
3."...уступчив, скромен, тих. В лице ни тени
беспокойства" (Молчалин)
4."Ах! Боже мой! Что станет
говорить
Княгиня Марья Алексевна!"
(Фамусов)
II группа 1."А, впрочем, он дойдет до степеней
известных,ведь нынче любят бессловесных"
(Молчалин)
2."Хрипун, удавленник, фагот,Созвездие маневров и
мазурки!" (Скалозуб)
3."...на цыпочках и не богат
словами" (Молчалин)"
4.А! Злые языки страшнее
пистолета" (Молчалин)
III группа
1."Известный человек, солидный,И знаков тьму
отличья нахватал..." (Скалозуб)
2."...бодр и свеж, и дожил до седин,Свободен,
вдов, себе я господин..." (Фамусов)
3.«Английского клоба старинный верный член до
гроба»? (Фамусов).
4."В мои лета не должно сметь свое суждение
иметь" (Молчалин)
- Какие основные идеалы фамусовского
общества?
-
Какое отношение в фамусовском обществе к службе, просвещению,
иностранному, крепостному праву?Перечислите «Основные черты фамусовского
общества»их.Это –
крепостническая идеология и боязнь изменения старых
порядков;
карьеризм и
чинопочитание;
оценка людей не по их качествам, а по состоянию и
чину;
невежество;
ненависть к просвещению и к передовым
людям;
рабское подражание
иностранцам;
безделье и узость
интересов;
низкий
нравственный облик изображенного в комедии косного
дворянства Слайд:
|
Выполняют действия психологического настроя на
урок
Отвечают на вопросы,дают аргументированные ответы
на проблемные вопросы,используя цитаты
Заполняют кластер по группам
Защищают кластеры,делятся информацией ,составляют
синквейны
Отвечают на вопросы игры
«Разминка»
Учащиеся с низкой мотивацией находят
соответствие
Отвечают на вопросы,подытоживая
итог
|
Оценивание
портретами великих русских
поэтов и писателей,на которых есть сооветствующие
надписи с пожеланиями .У кого больше
карточек ,тот получает соответственно больше баллов
В конце урока спикеры групп подсчитаете
баллыКритерии оценивания устного ответа:
«3»- умение объяснять характер и поступки героев,
свободное владение монологической литературной
речью
«2»- допускается одна-две неточности в
ответе.
«1»-ряд недостатков в композиции и языке
ответа.
Подсчитывание баллов
|