
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
План урока
Раздел долгосрочного плана: Дети и взрослые |
Школа: № 23 |
|||||||||||
Класс: 8 |
ФИО учителя: ДЬЯЧКОВА В. А. |
|||||||||||
|
|
|
||||||||||
Тема урока |
Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина «Уроки французского» |
|||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
Цель (ПО): 8.1.2.1 - понимать художественное произведение, критически осмысливая; различать открытую и скрытую (подтекст) информацию; 8.1.5.1 - пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования; 8.1.6.1– давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты Цель (АИ): 8.2.5.1-характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения Цель (ОС): 8.4.1.1 - участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора 8.3.2.1 -сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства. |
|||||||||||
Цели урока |
Все учащиеся смогут: пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования Большинство учащихся смогут: давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты, характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения Некоторые учащиеся смогут: участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора; сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства. |
|||||||||||
Критерии урока |
1. понимает художественное произведение, критически осмысливает, различает открытую и скрытую информации 2. пересказывает текст, уместно и правильно приводит цитаты 3. дает развернутые, аргументированные ответы на вопросы 4. характеризует героев произведения 5. выражает собственное мнение о героях и событиях, приводит аргументы; определяет позицию автора, воплощает в инсценировании свое видение героя 6. сопоставляет художественное произведение с кинофильмом. |
|||||||||||
Языковые цели |
Учащиеся могут: подробно, выборочно, кратко пересказывать отрывок произведения, давать грамотный ответ на вопрос, выбирать ключевые слова для характеристики персонажа Ключевые слова и фразы: подвиг доброты, духовные ценности, внутренняя красота, душевные качества, главный урок жизни Вопросы для обсуждения: Какое настроение, какие мысли вызвало у вас...? Ваше отношение к ...? Почему герой выбирает именно такой способ ...? Прав ли герой ...? Письменные подсказки: Глаголы «раскрыть, проанализировать, сопоставить» помогают определить задачи урока; перечислены качества характера, выбрать нужные для героя произведения |
|||||||||||
Привитие ценностей |
Раскрытие нравственных законов, по которым живет героиня. Воспитание чувства уважения к старшему поколению, нравственных качеств в учениках. Способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя. |
|||||||||||
Межпредметные связи |
История, русский язык, искусство кинематографии |
|||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Интерактивная доска с использованием фрагмента кинофильма «Уроки французского» |
|||||||||||
Предварительные знания |
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в предыдущих классах |
|||||||||||
Ход урока |
||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||
Начало урока «Мозговой штурм Дескрипторы: 1. правильно отвечают на вопросы по содержанию произведения 2. дают аргументи- рованный ответ на проблемный вопрос, характеризуют героев произведения, их поступки, мотивы поведения, определяют позицию автора Формативное оценивание: Карточки с надписями «1 ум» |
Уч-ся заходят в класс и получают разложенные на 1 парте карточки с иллюстрациями рассказа В. Распутина «Уроки французского» и заданиями (с обратной стороны иллюстраций): вопросы «Мозгового штурма» (вопросы повторяются 5-6 раз в зависимости от наполнения группы), концептуальная карта, «Облако слов», задания по рефлексии «Продолжите предложения», но садятся на прежние места. Вступительное слово учителя: Здравствуйте! Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя! Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги. Я думаю, что к концу сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше. И помогут нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского». Составление кластера: Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё мнение, составление кластера). УЧИТЕЛЬ ГРАМОТНЫЙ АККУРАТНЫЙ ДОБРЫЙ КРАСИВЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ Определение цели и задач урока учащимися: О ком, о каком главном герое рассказа В. Распутина пойдет сегодня разговор на уроке? (об учительнице Лидии Михайловне) А теперь давайте определим задачи: (Дети сами называют задачи) Вывешиваются на стенде глаголы: РАСКРЫТЬ (образ Лидии Михайловны) ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ (отдельные эпизоды рассказа) СОПОСТАВИТЬ (образ Лидии Михайловны и мальчика, директора школы, современного учителя) «Мозговой штурм»: (За каждый ответ уч-ся получают «1 ум») Учитель: На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации. Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый. 1
группа: От чьего имени ведётся повествование в рассказе и почему? Что значит автобиографический рассказ? 2 группа: Почему мальчик учился не в своей деревенской школе? Какие чувства переживает он, оказавшись вдали от дома? Почему герою пришлось сразу повзрослеть? 3 группа: Что тяжелее всего было переносить мальчику в начале самостоятельной жизни? Какие качества характера он проявляет в борьбе с жизненными трудностями? 4 группа: Есть ли у него друзья? Почему? Как получилось, что он стал играть на деньги? Для чего? Как даются ему выигрыши? 5 группа: Птаха и Вадик. Как относится к ним герой? Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему? Почему Вадик и Птаха избили его? Какие качества героя подчеркивает автор? 6 группа: Можно ли сказать, что он сам воспитывает себя? Примеры? Как он относится к учёбе? Что только у него не получается? Кто приходит ему на помощь? Выводы: Каким же предстаёт перед нами герой и какое отношение сложилось у вас к нему? Каковы же главные качества героя? Деление на группы: Учащиеся рассаживаются в новые команды по иллюстрациям. |
Учебник «Русская литература» Часть I Алматы «Мектеп» 2018 г. Г. З. Шашкина О.А.Анищенко В.В.Шмельцер |
||||||||||
Середина урока Работа в группах: Дифференцирован- ные задания, формативное оценивание: 1. правильно отвечают на вопросы по содержанию эпизода (1 ум) 2. дают аргументи- рованный ответ на проблемный вопрос, характери- зуют героев произведения, их поступки, мотивы поведения, определяют позицию автора (2 ума) 3. интерпретируют текст произведения, участвуя в инсценировании, в пересказе эпизода от 1 лица, сравнивая эпизод рассказа и кинофильма (3 ума) «Концептуальная таблица» Дескрипторы: 1.используют цитаты из текста 2. характеризуют героев произведения на основе деталей текста 3. участвуют в обсуждении произведения, выражая свое мнение о героях Формативное оценивание: «Две звезды и одно пожелание» Дебаты «Линия мнений» Дескрипторы: 1. участвует в дебатах, аргументируя свое мнение фактами и цитатами из текста 2. осознает глубину обсуждаемой проблемы 3. актуализирует и переосмысливает полученные ранее знания Формативное оценивание: Словесная похвала учителя, подводя- щего итог работы 1 и 2 команд «Диаграмма Венна» Дескрипторы: 1. характеризуют героев рассказа на основе деталей текста 2. участвуют в обсуждении произведения, выражая свое мнение о героях 3. выявляют общее в сравниваемых образах Формативное оценивание: «Светофор» (цветные карточки) |
«Конверты вопросов» Уч-ся распределяют свои обязанности в группе. Спикеры команд получают задания в конвертах. Учитель: Правильно распределите задания для каждого участника группы. Отвечающий на вопросы должен говорить кратко, четко, строго по предложенной теме. Исполняющие роли героев рассказа продумывают интонацию, поведение и сущность характера своего героя 1 группа: Эпизод «Лидия Михайловна на уроке» 1. Как Лидия Михайловна ведет беседу, выясняет причины случившегося? (1 ум) 2. Какие душевные качества Лидии Михайловны проявляются во время урока, когда она узнает о драке и игре на деньги. (2 ума) 3. Инсценировка: по ролям прочитайте беседу учительницы и мальчика (3 ума) 2 группа: Эпизод «После уроков» 1.Найдите и выразительно прочитайте портреты главных героев рассказа. (1 ум) 2. Какой представлялась мальчику учительница? Укажите строки, передающие уважение мальчика к учительнице. А как выглядит наш герой? Что хочет подчеркнуть автор этим описанием? (2 ума) 3. Какой художественный прием использует автор в эпизоде? Приведите примеры данного приема из текста. (3 ума) 3 группа: Эпизод «Василий Андреевич на линейке» 1. Каким вы представляете директора школы? Почему мальчик боялся директора? (1 ум) 2. Директор школы выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену. Какая деталь литературного портрета Василия Андреевича является символом этой сцены? (2 ума) 3. Попробуйте представить, что вы стоите на линейке и директор школы беседует с вами. Попробуйте пересказать этот эпизод от 1 лица (3 ума) Графический органайзер «Концептуальная таблица» Учитель: Сопоставьте образы Василия Андреевича и Лидии Михайловны по пунктам концептуальной таблицы:
|