6 класс
Тема урока: "Образование слов при помощи суффиксов"
Цели: уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.
Задачи:
-
Познакомить с ролью суффикса в слове;
-
развитие внимания, памяти;
-
воспитание доброго, ласкового отношения к окружающим.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
1. Орг. момент:
Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
2. Работа в тетради:
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
- Что общего во всех словах? (Словарные.)
3. Пятиминутка чистописания:
ОК ИК ЧИК УШК ОНОК
ЛЕСОК СТУЛЬЧИК ДОМИК
- Что интересного увидели в 1-й строке?
- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?
- Что общего между словами 2-й строки?
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
4. Актуализация знаний:
- Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)
- Задайте вопросы друг другу по этой теме?
-
Что такое корень?
-
Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
-
Какие слова называются однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)
- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?
Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)
Физминутка «Кони вышли на старт»
- На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)
- Барьер (хлопок)
- Галоп (по коленям)
- Двойной барьер (2 хлопка)
- Галоп (по коленям)
- Трава (трут ладони)
- Галоп (по коленям)
- Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)
- Галоп (по коленям)
- Финиш (девочки кричат: Эге-гей! Мальчики: Ура!)
6. Введение в тему.
- Откройте учебник на стр. 68.
- Что такое суффикс? (Ребята читают определение).
- Где мы уже встречались с суффиксами?
- КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?
7. Сообщение темы и цели урока.
Цель: На уроке узнаете:
-
Что такое суффикс?
-
Где он стоит?
-
Для чего нужен?
8. Повторение изученного
|
Нос |
лед |
мышь |
|
Носик |
ледок |
мышонок |
- Как называются эти пары слов? (однокоренные слова)
- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и тонкий)
- Изменился ли смысл слова? (да)
- Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)
- Сравните другие слова.
- Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.
- Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».
- Поместите свои схемы на доске под словами.
- Что интересного заметили? (Слова разные, схемы одинаковые)
- Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня есть ещё суффикс.)
- Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.
- Разделите слова на две группы.
- Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?
- Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)
- Что сделало слово другим? (суффикс)
- Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.
9. Практическая часть урока: (начало формирования умений)
-
Работа в парах.
- Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в группах.
На учебнике стр. 68 упражнение 1. Прочитайте текст. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?
2 – группа. Упражнение 2. От данных слов при помощи указанных суффиксов образуйте назваия лиц.
- Используете ли вы в речи такие суффиксы?
- Назовите своего соседа ласковым именем.
Игра «Побудь волшебником»
- Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
НОС, ЗУБ, ХВОСТ, СТОЛ, СТАКАН
Итак, суффиксы -ОК-, -ИК-, -ЧИК- любят в стране Лилипутов.
Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение
Работа по учебнику. Скажите чем отличаются слова в заголовке? Стр. 72
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?
–
Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетка – Гусеница.
Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.
– Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).
– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то, что маленьких гусей много?
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом), гусятница, гусятина.
-
Самостоятельная работа (на карточках).
– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.
– Впишите нужные слова.

- Выделите суффиксы.
Самопроверка: сверьте с тем, что на доске.
13. Творческая работа.
Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):
Мама сказала:
«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»
14. Подведение итогов.
Итак, давайте подведем итог:
Закончи предложение: СУФФИКС НУЖЕН…
15. Задавание домашней работы:
- с.74, упр. 13. Найдите слова с уменьшительно ласкательными суффиксами.
- упражнение 14.
- Откройте дневники, запишите. Это задание для всех.
Дополнительное задание для желающих: Придумать сказку о суффиксе.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Образование слов при помощи суффиксов
Образование слов при помощи суффиксов
6 класс
Тема урока: "Образование слов при помощи суффиксов"
Цели: уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.
Задачи:
-
Познакомить с ролью суффикса в слове;
-
развитие внимания, памяти;
-
воспитание доброго, ласкового отношения к окружающим.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
1. Орг. момент:
Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
2. Работа в тетради:
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
- Что общего во всех словах? (Словарные.)
3. Пятиминутка чистописания:
ОК ИК ЧИК УШК ОНОК
ЛЕСОК СТУЛЬЧИК ДОМИК
- Что интересного увидели в 1-й строке?
- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?
- Что общего между словами 2-й строки?
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
4. Актуализация знаний:
- Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)
- Задайте вопросы друг другу по этой теме?
-
Что такое корень?
-
Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
-
Какие слова называются однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)
- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?
Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)
Физминутка «Кони вышли на старт»
- На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)
- Барьер (хлопок)
- Галоп (по коленям)
- Двойной барьер (2 хлопка)
- Галоп (по коленям)
- Трава (трут ладони)
- Галоп (по коленям)
- Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)
- Галоп (по коленям)
- Финиш (девочки кричат: Эге-гей! Мальчики: Ура!)
6. Введение в тему.
- Откройте учебник на стр. 68.
- Что такое суффикс? (Ребята читают определение).
- Где мы уже встречались с суффиксами?
- КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?
7. Сообщение темы и цели урока.
Цель: На уроке узнаете:
-
Что такое суффикс?
-
Где он стоит?
-
Для чего нужен?
8. Повторение изученного
|
Нос |
лед |
мышь |
|
Носик |
ледок |
мышонок |
- Как называются эти пары слов? (однокоренные слова)
- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и тонкий)
- Изменился ли смысл слова? (да)
- Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)
- Сравните другие слова.
- Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.
- Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».
- Поместите свои схемы на доске под словами.
- Что интересного заметили? (Слова разные, схемы одинаковые)
- Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня есть ещё суффикс.)
- Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.
- Разделите слова на две группы.
- Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?
- Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)
- Что сделало слово другим? (суффикс)
- Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.
9. Практическая часть урока: (начало формирования умений)
-
Работа в парах.
- Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в группах.
На учебнике стр. 68 упражнение 1. Прочитайте текст. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?
2 – группа. Упражнение 2. От данных слов при помощи указанных суффиксов образуйте назваия лиц.
- Используете ли вы в речи такие суффиксы?
- Назовите своего соседа ласковым именем.
Игра «Побудь волшебником»
- Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
НОС, ЗУБ, ХВОСТ, СТОЛ, СТАКАН
Итак, суффиксы -ОК-, -ИК-, -ЧИК- любят в стране Лилипутов.
Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение
Работа по учебнику. Скажите чем отличаются слова в заголовке? Стр. 72
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?
–
Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тетка – Гусеница.
Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.
– Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).
– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то, что маленьких гусей много?
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом), гусятница, гусятина.
-
Самостоятельная работа (на карточках).
– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.
– Впишите нужные слова.

- Выделите суффиксы.
Самопроверка: сверьте с тем, что на доске.
13. Творческая работа.
Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):
Мама сказала:
«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»
14. Подведение итогов.
Итак, давайте подведем итог:
Закончи предложение: СУФФИКС НУЖЕН…
15. Задавание домашней работы:
- с.74, упр. 13. Найдите слова с уменьшительно ласкательными суффиксами.
- упражнение 14.
- Откройте дневники, запишите. Это задание для всех.
Дополнительное задание для желающих: Придумать сказку о суффиксе.
шағым қалдыра аласыз













