6 класс
Тема урока: "Образование слов при помощи
суффиксов"
Цели: уточнить знания учащихся о суффиксе как части
слова, которая служит для образования новых слов.
Задачи:
-
Познакомить с ролью
суффикса в слове;
-
развитие внимания,
памяти;
-
воспитание
доброго, ласкового отношения к
окружающим.
Тип урока:
объяснение нового материала.
Ход
урока
1. Орг.
момент:
Девиз: «Никто не знает
так много, как все мы вместе».
2. Работа в
тетради:
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите
число и «Классная работа».
- Что общего во всех словах?
(Словарные.)
3. Пятиминутка
чистописания:
ОК ИК
ЧИК УШК ОНОК
ЛЕСОК
СТУЛЬЧИК
ДОМИК
- Что интересного увидели в 1-й
строке?
- Как можно одним словом назвать эти сочетания
букв?
- Что общего между словами 2-й
строки?
- Назовите слово, в котором букв больше, чем
звуков. Почему?
4. Актуализация
знаний:
- Вспомните, о какой части слова вы узнали на
прошлых уроках? (О корне.)
- Задайте вопросы друг другу по этой
теме?
-
Что такое корень?
-
Как найти корень в
слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
-
Какие слова называются
однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)
- А сейчас поиграем в игру
«Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг
другу?
Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С
корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено
значение слова)
Физминутка «Кони вышли на
старт»
- На старт,
внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)
- Барьер (хлопок)
- Галоп (по коленям)
- Двойной барьер (2 хлопка)
- Галоп (по коленям)
- Трава (трут ладони)
- Галоп (по коленям)
- Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами
шевелим возле губ)
- Галоп (по коленям)
- Финиш (девочки кричат: Эге-гей! Мальчики:
Ура!)
6. Введение в
тему.
- Откройте учебник на стр. 68.
- Что такое суффикс? (Ребята читают
определение).
- Где мы уже встречались с
суффиксами?
- КАК думаете, что мы сегодня будем
изучать?
7. Сообщение темы и цели
урока.
Цель: На уроке узнаете:
-
Что такое суффикс?
-
Где он стоит?
-
Для чего нужен?
8. Повторение
изученного
Нос
|
лед
|
мышь
|
Носик
|
ледок
|
мышонок
|
- Как называются эти пары слов?
(однокоренные слова)
- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и
тонкий)
- Изменился ли смысл слова?
(да)
- Что сделало слово другим? (Суффикс
ОК)
- Сравните другие слова.
- Кто знает, каким значком обозначается суффикс?
Покажите на доске.
- Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели
части слова».
- Поместите свои схемы на доске под
словами.
- Что интересного заметили? (Слова разные,
схемы одинаковые)
- Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только
из корня; 2-е – из 2 частей: кроме
корня есть ещё
суффикс.)
- Раз схемы одинаковые, я оставлю только по
одной.
- Разделите слова на две
группы.
- Запишите пары слов, выделите значком корень и
суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать
ответ?
- Слово лед и ледок –
это одно и то же слово или разные слова? (разные)
- Что сделало слово другим?
(суффикс)
- Значит, для чего нужен суффикс? (для
образования новых слов)
Вывод:
Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его
роль.
9. Практическая часть
урока: (начало формирования умений)
- Сейчас мы
познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут
делать слова. Для этого, поработаем в группах.
На учебнике стр. 68
упражнение 1. Прочитайте текст. Посоветуйтесь и решите вместе:
какую роль сыграл
суффикс?
2 – группа. Упражнение 2. От данных слов при
помощи указанных суффиксов образуйте назваия лиц.
- Используете ли вы в речи такие
суффиксы?
- Назовите своего соседа ласковым
именем.
Игра «Побудь
волшебником»
- Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её,
тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких
предметов.
НОС, ЗУБ,
ХВОСТ, СТОЛ,
СТАКАН
Итак, суффиксы -ОК-, -ИК-, -ЧИК-
любят в стране Лилипутов.
Вывод: Все эти
суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное
значение
Работа по учебнику.
Скажите чем отличаются слова в заголовке? Стр.
72
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу.
Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?
–
Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
–
А я ваша тетка – Гусеница.
Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня,
гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное
слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что
она родственница, значит, родственное слово”.
–
Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель
стирает с доски лишнее слово).
–
Запишите родственные слова (гусь, гусыня,
гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то,
что маленьких гусей много?
–
Если гусеница не родственница гусям, то какие еще
однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по
очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом),
гусятница, гусятина.
–
Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в
этом четверостишии.
–
Впишите нужные
слова.
- Выделите
суффиксы.
Самопроверка:
сверьте с тем, что на доске.
13. Творческая
работа.
Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте
изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым
(устно):
Мама сказала:
«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»
14. Подведение
итогов.
Итак, давайте подведем итог:
Закончи предложение: СУФФИКС
НУЖЕН…
15. Задавание домашней
работы:
- с.74, упр. 13. Найдите слова с уменьшительно
ласкательными суффиксами.
- упражнение 14.
- Откройте дневники, запишите. Это задание для
всех.
Дополнительное задание для желающих: Придумать
сказку о суффиксе.