Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
![bonus](/_nuxt/img/bonus_popup.f28a3de.png)
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
![](/_nuxt/img/kurs_ust_sert_banner.5a70bf8.webp)
Общая характеристика детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
![logo](/_nuxt/img/logo2.e390f48.png)
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДЦП
Троценко Т.А. – методист.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.
1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Другие категории детей с нарушениями опорно-двигатедьного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.
Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией. У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП.
ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.
СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП
1. Нарушение мышечного тонуса
Повышение мышечного тонуса - спастичностъ.
Гипотония (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые.
Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.
При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.
2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).
Полное отсутствие произвольных движений называется центральным параличом, а ограничение объема движений - центральным парезом.
3. Наличие насильственных движений. Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.
Гиперкинезы - непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений.
Тремор - дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме).
4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе..
5. Нарушение ощущений движений (кинестезии). У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по прямой, может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону).
6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов). Ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.
7. Синкинезии. Это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деятельность. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.
Лёгкая степень:
-
Келейникова Валерия,
-
Плешков Макар.
Средняя степень:
-
Дербсалина Асем,
-
Жаксыбаева Аяна,
-
Крец Ангелина,
-
Салимова Ясмин,
-
Сахаба Томирис,
-
Соляников Кирилл,
-
Хорошунова Алина,
-
Совкова София,
-
Колесник Кирилл,
-
Кузнецов Глеб,
-
Костылёва Александра.
Тяжелая степень: нет
НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП
Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).
Для детей с ДЦП характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%.
Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДЦП
Выделяют следующие формы ДЦП, по К. Н. Семеновой:
-
спастическая диплегия,
-
двойная гемиплегия,
-
гиперкинетическая,
-
атонически-астатическая,
-
гемиплегическая
Основными формами заболевания являются спастические и атактические формы ДЦП. На эти формы приходится более восьмидесяти пяти процентов случаев заболевания.
Спастическая диплегия
Спастическая диплегия (болезнь Литтла) - тетрапарез с преимущественным поражением ног. Когда больного пытаются поставить на ноги, то они перекрещиваются ("ножницы") и упор совершается на носки. В связи с постоянным напряжением мышц бедер ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах и ротированы внутрь. При попытке ходить ребенок делает "танцующие" движения ногами, поворачивая тело к ведущей ноге. В положении сидя спина больного имеет форму дуги. Одна сторона тела бывает обычно поражена больше другой. Спастическая диплегия часто развивается у детей, родившихся недоношенными. Некоторые дети со спастической диплегией страдают эпилептическими припадками.
-
Жаксыбаева Аяна – спастическая диплегия средней степени,
-
Салимова Ясмин подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени,
-
Соляников Кирилл подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени,
-
Хорошунова Алина подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени,
-
Колесник Кирилл подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени.
Двойная гемиплегия
Тетрапарез с преимущественным поражением рук, при этом одна из сторон оказывается более пораженной, чем другая. Представляет собой наиболее тяжелую форму ДЦП. Двигательная активность больного значительно уменьшена. В положении на спине его руки приведены к туловищу и согнуты в локтевых суставах, ноги могут быть согнутыми в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнутыми. Ребенок почти никогда не овладевает не только ходьбой, но и сидением. Легко вызываются патологические рефлексы. Почти всегда выражены симптомы псевдобульбарного паралича, в связи с чем затруднены жевание и глотание. Выражена умственная отсталость (часто в этих случаях бывает и микроцефалия), у многих больных отмечается судорожный синдром.
Спастический тетрапарез - (повышение мышечного тонуса) - скованность мышц, как верхних, так и нижних конечностей. Интеллект нарушен в 80-90% случаев. Наиболее тяжелая форма спастического тетрапареза со значительным поражением рук - двойная гимиплегия. Спастический тетрапарез может быть следствием гидроцефалии и повышенного внутричерепного давления.
-
Кузнецов Глеб средняя группа – спастический тетрапарез средней степени.
Гиперкинетическая форма
Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. У некоторых больных обнаруживается глухота на высокие тона. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.
Атонически-астатическая форма
У больных снижен тонус мышц, имеется некоторая "разболтанность" в суставах, в положении стоя отмечается переразгибание в коленных суставах; наблюдается тремор туловища и головы. Мозжечковые расстройства мешают больным стоять, ходить. С возрастом эти явления постепенно уменьшаются. Сухожильные рефлексы повышены. Иногда вызываются патологические рефлексы. При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.
-
Келейникова Валерия старшая группа - атонико-статическая форма легкой степени,
-
Сахаба Томирис старшая группа - атонико-статическая форма средней степени.
Гемиплегическая форма
(Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются эпилептические приступы.
-
Костылева Александра погот.гр. - правосторонний гемипарез средней степени,
-
Дербсалина Асем подгот.гр. – правосторонний гемипарез средней степени,
-
Крец Ангелина старшая группа – левосторнной гемпарез средней степени,
-
Плешков Макар подгот.гр. - правосторонний гемипарез лёгкой степени,
-
Совкова София вторая младшая гр. - правосторонний гемипарез средней степени.
Атактическая форма (в раннем возрасте— гипотоническая форма) - в клинике атактической формы доминирует нарушение координации движений и равновесия. К 2-3 годам дети начинают ходить; при ходьбе атаксия выражена преимущественно в конечностях. Психическое развитие нерезко задержано, хотя возможно и выраженное снижение интеллекта. Речевые нарушения проявляются умеренной задержкой развития и мозжечковой дизартрией. Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук.
Парапарез – частичная потеря мышечной силы в следствии нарушения иннервации мышц обеих рук (верхний парапарез) или обеих ног (нижний парапарез). Нижний спастический парапарез чаще всего возникает при поражении грудного отдела спинного мозга.
Монопарез - частичная потеря мышечной силы в следствии нарушения иннервации мышц одной руки (верхний монопарез) или одной ноги (нижний монопарез).
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
-
Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.
-
Раннее начало последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
-
Организация работы в рамках ведущей деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности - эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) игровая деятельность; в школьном возрасте - учебная деятельность.
-
Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
-
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка,
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются: развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими; стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения); формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.