Материалдар / Общая характеристика детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Общая характеристика детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для педагогов специальных и инклюзивных организаций образования.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Желтоқсан 2018
423
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДЦП

Троценко Т.А. – методист.


ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:


Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект. Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Другие категории детей с нарушениями опорно-двигатедьного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широких пределах, например, при грубых двигательных нарушениях психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения детского церебрального паралича. Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией. У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельности), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП.

ДЦП может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы.


СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА ПРИ ДЦП


1. Нарушение мышечного тонуса

Повышение мышечного тонуса - спастичностъ.

Гипотония (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые.

Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным.

При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).

Полное отсутствие произвольных движений называется центральным параличом, а ограничение объема движений - центральным парезом.

3. Наличие насильственных движений. Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Гиперкинезы - непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений.

Тремор - дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме).


4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе..

5. Нарушение ощущений движений (кинестезии). У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения (например, движение пальцев рук по прямой, может ощущаться ими как движение по окружности или в сторону).

6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов). Ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.

7. Синкинезии. Это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).


Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т.д.). Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью, так же как и манипулятивная деятельность. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушение походки, движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.

Лёгкая степень:

  1. Келейникова Валерия,

  2. Плешков Макар.

Средняя степень:

  1. Дербсалина Асем,

  2. Жаксыбаева Аяна,

  3. Крец Ангелина,

  4. Салимова Ясмин,

  5. Сахаба Томирис,

  6. Соляников Кирилл,

  7. Хорошунова Алина,

  8. Совкова София,

  9. Колесник Кирилл,

  10. Кузнецов Глеб,

  11. Костылёва Александра.

Тяжелая степень: нет

НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ ДЦП

Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных имеет место олигофрения. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития (церебрально-органического генеза).

Для детей с ДЦП характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.

У детей с церебральным параличом своеобразная структура личности. Достаточное интеллектуальное развитие часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ДЦП

В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет 80%.

Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ДЦП


Выделяют следующие формы ДЦП, по К. Н. Семеновой:


  1. спастическая диплегия,

  2. двойная гемиплегия,

  3. гиперкинетическая,

  4. атонически-астатическая,

  5. гемиплегическая


Основными формами заболевания являются спастические и атактические формы ДЦП. На эти формы приходится более восьмидесяти пяти процентов случаев заболевания. 


Спастическая диплегия

Спастическая диплегия (болезнь Литтла) - тетрапарез с преимущественным поражением ног. Когда больного пытаются поставить на ноги, то они перекрещиваются ("ножницы") и упор совершается на носки. В связи с постоянным напряжением мышц бедер ноги слегка согнуты в тазобедренных и коленных суставах и ротированы внутрь. При попытке ходить ребенок делает "танцующие" движения ногами, поворачивая тело к ведущей ноге. В положении сидя спина больного имеет форму дуги. Одна сторона тела бывает обычно поражена больше другой. Спастическая диплегия часто развивается у детей, родившихся недоношенными. Некоторые дети со спастической диплегией страдают эпилептическими припадками.

  1. Жаксыбаева Аяна – спастическая диплегия средней степени,

  2. Салимова Ясмин подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени,

  3. Соляников Кирилл подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени,

  4. Хорошунова Алина подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени,

  5. Колесник Кирилл подгот.гр. - спастическая диплегия средней степени.


Двойная гемиплегия 

Тетрапарез с преимущественным поражением рук, при этом одна из сторон оказывается более пораженной, чем другая. Представляет собой наиболее тяжелую форму ДЦП. Двигательная активность больного значительно уменьшена. В положении на спине его руки приведены к туловищу и согнуты в локтевых суставах, ноги могут быть согнутыми в тазобедренных и коленных суставах или, наоборот, разогнутыми. Ребенок почти никогда не овладевает не только ходьбой, но и сидением. Легко вызываются патологические рефлексы. Почти всегда выражены симптомы псевдобульбарного паралича, в связи с чем затруднены жевание и глотание. Выражена умственная отсталость (часто в этих случаях бывает и микроцефалия), у многих больных отмечается судорожный синдром.

Спастический тетрапарез - (повышение мышечного тонуса) - скованность мышц, как верхних, так и нижних конечностей. Интеллект нарушен в 80-90% случаев. Наиболее тяжелая форма спастического тетрапареза со значительным поражением рук - двойная гимиплегия. Спастический тетрапарез может быть следствием гидроцефалии и повышенного внутричерепного давления.

  1. Кузнецов Глеб средняя группа – спастический тетрапарез средней степени.


Гиперкинетическая форма

Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. У некоторых больных обнаруживается глухота на высокие тона. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности. 


Атонически-астатическая форма

У больных снижен тонус мышц, имеется некоторая "разболтанность" в суставах, в положении стоя отмечается переразгибание в коленных суставах; наблюдается тремор туловища и головы. Мозжечковые расстройства мешают больным стоять, ходить. С возрастом эти явления постепенно уменьшаются. Сухожильные рефлексы повышены. Иногда вызываются патологические рефлексы. При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. 

  1. Келейникова Валерия старшая группа - атонико-статическая форма легкой степени,

  2. Сахаба Томирис старшая группа - атонико-статическая форма средней степени.



Гемиплегическая форма

 (Cпастическая гемиплегия, гемипарез) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются эпилептические приступы. 

  1. Костылева Александра погот.гр. - правосторонний гемипарез средней степени,

  2. Дербсалина Асем подгот.гр. – правосторонний гемипарез средней степени,

  3. Крец Ангелина старшая группа – левосторнной гемпарез средней степени,

  4. Плешков Макар подгот.гр. - правосторонний гемипарез лёгкой степени,

  5. Совкова София вторая младшая гр. - правосторонний гемипарез средней степени.


Атактическая форма (в раннем возрасте— гипотоническая форма) - в клинике атактической формы доминирует нарушение координации движений и равновесия. К 2-3 годам дети начинают ходить; при ходьбе атаксия выражена преимущественно в конечностях. Психическое развитие нерезко задержано, хотя возможно и выраженное снижение интеллекта. Речевые нарушения проявляются умеренной задержкой развития и мозжечковой дизартрией. Прогноз двигательного развития и социальной адаптации у большинства больных благоприятный. Дети обучаются в специальных школах-интернатах или массовых школах и в дальнейшем осваивают профессии, не требующие тонкой дифференцировки движений рук.

Парапарез – частичная потеря мышечной силы в следствии нарушения иннервации мышц обеих рук (верхний парапарез) или обеих ног (нижний парапарез). Нижний спастический парапарез чаще всего возникает при поражении грудного отдела спинного мозга.

Монопарез - частичная потеря мышечной силы в следствии нарушения иннервации мышц одной руки (верхний монопарез) или одной ноги (нижний монопарез).


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.


Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

  1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

  2. Раннее начало последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.

  3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности - эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) игровая деятельность; в школьном возрасте - учебная деятельность.

  4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

  5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка,


Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются: развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими; стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений; развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения); формирование математических представлений; развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!