Материалдар / Общая характеристика переходных металлов
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Общая характеристика переходных металлов

Материал туралы қысқаша түсінік
Общая характеристика переходных металлов
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Ақпан 2023
378
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ГККП «Бастобинский сервисно-технический колледж»

ГУ «Управление образования области Жетісу»


План учебного занятия

(теоретического обучения)


Урок 65

Тема занятия

Общая характеристика переходных металлов


Наименование модуля /дисциплины

ООД 12 Химия


Подготовил педагог

Ахметова Д.А.


Дата






1. Общие сведения



Курс

группа

1

1

1



210

211

212

Тип занятия

Комбинированный урок


2. Цели, задачи

- Обобщение и расширение знаний студентов об основных химических свойствах переходных металлов, знакомство с качественными реакциями на ионы Cr3+, Fe3+, Cu2+, Zn2+.


3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия


1)Раскрыть понятие и свойства переходных металлов.

2)Раскрыть биологическую роль переходных металлов.


4. Необходимые ресурсы

Техническое оснащение, материалы, ссылки ресурсы_Электронные ресурсы с www.bilimland.kz https://learningapps.

М.К.Оспанова, К.С.Аухадиева, Т.Г. Белоусова Химия: Учебник 1,2 часть для 10 класса естественно-математического направления общеобразовательных школ Алматы: Мектеп, 2019г.





5. Ход занятия


Этап занятия

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент. Приветствие. Определение отсутствующих. Готовность группы к уроку.

1.2. Мотивация учащихся на плодотворную учебную и творческую деятельность.

«Боль учения лишь временна. Боль незнания – невежество – вечна».

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся.

Тесты. Слайд 1

Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания - 5 балльная. Разбалловка теста - 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!

2. Основной этап

2.1. Изучение нового материала.

Слаид 2.

Пе­ре­ход­ные эле­мен­ты рас­по­ла­га­ют­ся в по­боч­ных под­груп­пах Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы Д.И. Мен­де­ле­е­ва. Их под­раз­де­ля­ют на d-эле­мен­ты и f-эле­мен­ты. f-эле­мен­ты – это лан­та­но­и­ды и ак­ти­но­и­ды.

При об­ра­зо­ва­нии со­еди­не­ний атомы ме­тал­лов могут ис­поль­зо­вать не толь­ко ва­лент­ные s- и p-элек­тро­ны , но и d-элек­тро­ны. По­это­му для d-эле­мен­тов го­раз­до более ха­рак­тер­на пе­ре­мен­ная ва­лент­ность, чем для эле­мен­тов глав­ных под­групп. Бла­го­да­ря этому свой­ству пе­ре­ход­ные ме­тал­лы часто об­ра­зу­ют ком­плекс­ные со­еди­не­ния.

Пе­ре­ход­ные эле­мен­ты – это ме­тал­лы. По­это­му в своих со­еди­не­ни­ях они про­яв­ля­ют по­ло­жи­тель­ные сте­пе­ни окис­ле­ния. Очень силь­но видно раз­ли­чие в свой­ствах у эле­мен­тов IV–VIII под­групп пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы. Эле­мен­ты по­боч­ных под­групп – это ме­тал­лы, а глав­ных под­групп – неме­тал­лы. Од­на­ко, когда эле­мен­ты глав­ных и по­боч­ных под­групп на­хо­дят­ся в выс­ших сте­пе­нях окис­ле­ния, их со­еди­не­ния про­яв­ля­ют за­мет­ное сход­ство.

Слайд 3

Задание 1. Общие свойства переходных металлов.

Работа с учебником.

Дескриптор: Перечисляет свойства переходных металлов.


Слайд 4

Зна­че­ние пе­ре­ход­ных ме­тал­лов для ор­га­низ­ма и жиз­не­де­я­тель­но­сти

Без пе­ре­ход­ных ме­тал­лов наш ор­га­низм су­ще­ство­вать не может. Же­ле­зо – это дей­ству­ю­щее на­ча­ло ге­мо­гло­би­на. Цинк участ­ву­ет в вы­ра­бот­ке ин­су­ли­на. Ко­бальт – центр ви­та­ми­на

В-12. Медь, мар­га­нец и мо­либ­ден, а также неко­то­рые дру­гие ме­тал­лы вхо­дят в со­став фер­мен­тов.

Мно­гие пе­ре­ход­ные ме­тал­лы и их со­еди­не­ния ис­поль­зу­ют­ся в ка­че­стве ка­та­ли­за­то­ров. На­при­мер, ре­ак­ция гид­ри­ро­ва­ния ал­ке­нов на пла­ти­но­вом или пал­ла­ди­е­вом ка­та­ли­за­то­ре. По­ли­ме­ри­за­ция эти­ле­на про­во­дит­ся с по­мо­щью ти­тан­со­дер­жа­щих ка­та­ли­за­то­ров.

      

Боль­шое ис­поль­зо­ва­ние спла­вов пе­ре­ход­ных ме­тал­лов: сталь, чугун, брон­за, ла­тунь, по­бе­дит. При ис­сле­до­ва­нии спла­вов про­сле­жи­ва­ет­ся уни­каль­ное зна­че­ние же­ле­за для че­ло­ве­ка. Спла­вы даже раз­де­ля­ют на чер­ные и цвет­ные по со­дер­жа­нию в них же­ле­за.

Задание 2. Заполнить таблицу. Химические свойства железа.

Хи­ми­че­ские свой­ства же­ле­за и его со­еди­не­ний.

Положение в ПСХЭ


Электронная конфигурация атома железа


Сте­пе­ни окис­ле­ния же­ле­за


1. Вза­и­мо­дей­ствие с неме­тал­ла­ми


2. Вза­и­мо­дей­ствие же­ле­за с кис­ло­ро­дом


3. Вза­и­мо­дей­ствие же­ле­за с водой


 3. Соединения железа (II) и железа (III)


Ка­че­ствен­ная ре­ак­ция на соли же­ле­за (III)


Же­лез­ная кис­ло­та и её соли



Дескриптор: -определяет железо в ПСХЭ, электронную конфигурацию.

- Пишет реакций химических свойств железа.

2.2. Закрепление. Вопрос-ответ

1. Что такое ме­тал­ло­тер­мия? При­ве­ди­те при­ме­ры.

2. Какие свой­ства ха­рак­тер­ны для со­еди­не­ний же­ле­за (III)?


3. Заключительный этап

3.1. Рефлексия


3.2. Подведение итогов. Оценивание.

В ходе урока вы изу­чи­ли тему «Пе­ре­ход­ные ме­тал­лы». Вы узна­ли о неко­то­рых общих свой­ствах пе­ре­ход­ных ме­тал­лов, о хи­ми­че­ских свой­ствах же­ле­за как наи­бо­лее важ­но­го пе­ре­ход­но­го ме­тал­ла. Мы под­черк­ну­ли важ­ность и необ­хо­ди­мость для ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка на­ли­чия имен­но пе­ре­ход­ных ме­тал­лов. Рас­смот­ре­ли неко­то­рые при­ме­ры спла­вов пе­ре­ход­ных ме­тал­лов, ис­сле­до­ва­ли ам­фо­тер­ные свой­ства же­ле­за и его со­еди­не­ний с раз­лич­ны­ми сте­пе­ня­ми окис­ле­ния. Немно­го узна­ли о же­лез­ной кис­ло­те и ее солях – фер­ра­тах.

3.3. Домашнее задание:

Из приведённых ниже формул веществ выпишите формулы металлов:

Ca, P4, Li, O3, Br2, N2, K, Cl2. Ответ обоснуйте.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!