ГККП «Бастобинский сервисно-технический
колледж»
ГУ
«Управление образования
области Жетісу»
План учебного
занятия
(теоретического
обучения)
Урок 65
Тема занятия
|
Общая характеристика переходных
металлов
|
|
Наименование модуля /дисциплины
|
ООД 12 Химия
|
|
Подготовил педагог
|
Ахметова Д.А.
|
|
Дата
|
|
|
|
|
|
1. Общие сведения
|
|
|
Курс
группа
|
1
|
1
|
1
|
|
|
210
|
211
|
212
|
Тип занятия
|
Комбинированный урок
|
|
2. Цели, задачи
|
- Обобщение и
расширение знаний студентов об основных химических свойствах
переходных металлов, знакомство с качественными реакциями на
ионы Cr3+, Fe3+, Cu2+, Zn2+.
|
|
3.
Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений,
которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного
занятия
|
1)Раскрыть понятие и свойства переходных
металлов.
2)Раскрыть биологическую роль переходных
металлов.
|
|
4. Необходимые ресурсы
|
Техническое оснащение,
материалы, ссылки ресурсы_Электронные
ресурсы с www.bilimland.kz
https://learningapps.
М.К.Оспанова, К.С.Аухадиева,
Т.Г. Белоусова Химия: Учебник 1,2 часть для 10 класса
естественно-математического направления общеобразовательных школ
Алматы: Мектеп, 2019г.
|
|
|
|
|
5. Ход занятия
Этап занятия
1. Подготовительный этап
1.1. Организационный момент. Приветствие.
Определение отсутствующих. Готовность группы к
уроку.
1.2. Мотивация учащихся на плодотворную учебную и
творческую деятельность.
«Боль учения лишь временна. Боль незнания –
невежество – вечна».
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта
обучающихся.
Тесты. Слайд 1
Будьте
внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система
оценивания - 5 балльная. Разбалловка теста - 3,4,5 баллов, в
зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов
ответов в тесте случайный. С допущенными ошибками и верными
ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста.
Удачи!
2. Основной этап
2.1. Изучение нового материала.
Слаид
2.
Переходные элементы
располагаются в побочных подгруппах Периодической
системы Д.И. Менделеева. Их подразделяют на d-элементы
и f-элементы. f-элементы – это лантаноиды и
актиноиды.
При образовании
соединений атомы металлов могут использовать не только
валентные s- и p-электроны , но и d-электроны. Поэтому для
d-элементов гораздо более характерна переменная
валентность, чем для элементов главных подгрупп. Благодаря
этому свойству переходные металлы часто образуют
комплексные соединения.
Переходные элементы
– это металлы. Поэтому в своих соединениях они
проявляют положительные степени окисления. Очень сильно
видно различие в свойствах у элементов IV–VIII подгрупп
периодической системы. Элементы побочных подгрупп –
это металлы, а главных подгрупп – неметаллы. Однако,
когда элементы главных и побочных подгрупп находятся в
высших степенях окисления, их соединения проявляют
заметное сходство.
Слайд
3
Задание
1. Общие свойства переходных
металлов.
Работа с
учебником.
Дескриптор:
Перечисляет свойства переходных
металлов.
Слайд
4
Значение переходных металлов для
организма и жизнедеятельности
Без переходных
металлов наш организм существовать не может. Железо
– это действующее начало гемоглобина. Цинк
участвует в выработке инсулина. Кобальт – центр
витамина
В-12. Медь, марганец и
молибден, а также некоторые другие металлы входят в состав
ферментов.
Многие переходные
металлы и их соединения используются в качестве
катализаторов. Например, реакция гидрирования
алкенов на платиновом или палладиевом катализаторе.
Полимеризация этилена проводится с помощью
титансодержащих катализаторов.
Большое использование
сплавов переходных металлов: сталь, чугун, бронза, латунь,
победит. При исследовании сплавов прослеживается
уникальное значение железа для человека. Сплавы даже
разделяют на черные и цветные по содержанию в них
железа.
Задание
2. Заполнить таблицу. Химические
свойства железа.
Химические свойства железа и его
соединений.
Положение в
ПСХЭ
|
|
Электронная конфигурация атома
железа
|
|
Степени
окисления железа
|
|
1. Взаимодействие с
неметаллами
|
|
2. Взаимодействие железа с
кислородом
|
|
3. Взаимодействие железа с
водой
|
|
3.
Соединения железа (II) и железа
(III)
|
|
Качественная реакция на соли железа
(III)
|
|
Железная
кислота и её соли
|
|
Дескриптор: -определяет железо в ПСХЭ,
электронную конфигурацию.
- Пишет реакций химических свойств
железа.
2.2. Закрепление. Вопрос-ответ
1.
Что такое металлотермия? Приведите
примеры.
2.
Какие свойства характерны для соединений железа
(III)?
3. Заключительный этап
3.1. Рефлексия
3.2. Подведение итогов.
Оценивание.
В ходе урока вы
изучили тему «Переходные металлы». Вы узнали о некоторых
общих свойствах переходных металлов, о химических
свойствах железа как наиболее важного переходного
металла. Мы подчеркнули важность и необходимость для
организма человека наличия именно переходных
металлов. Рассмотрели некоторые примеры сплавов
переходных металлов, исследовали амфотерные свойства
железа и его соединений с различными степенями
окисления. Немного узнали о железной кислоте и ее солях –
ферратах.
3.3. Домашнее задание:
Из
приведённых ниже формул веществ выпишите формулы
металлов:
Ca, P4, Li, O3, Br2, N2, K,
Cl2. Ответ обоснуйте.