Материалдар / Обучающий семинар "Способы обеспечения эффективной обратной связи"

Обучающий семинар "Способы обеспечения эффективной обратной связи"

Материал туралы қысқаша түсінік
Обучающий семинар для педагогов сетевого сообщества "Способы обеспечения эффективной обратной связи"
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
28 Қырқүйек 2018
797
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Обучающий семинар для педагогов сетевого сообществаМогульская С.В., районный координатор сетевого сообществаТема: Способы обеспечения эффективной обратной связи.Общая цель мероприятия: к концу мероприятия учителя продемонстрируют понимание концепции обратной связи в формате «учитель-ученик» и способов ее эффективной организации.Ожидаемые результаты: 1) учителя смогут сформулировать не менее 5-ти характеристик качественной обратной связи в формате «учитель-ученик»; 2) учителя смогут привести примеры удачной и неудачной письменной и устной обратной связи в формате «учитель-ученик» (в том числе на примере своих предметов).Методы, приемы: деление на группы, работа в группах по вопросам (актуализация знаний) и заданиям (текстовые задания, обсуждение, анализ презентации, видео; рефлексия, составление квилта.Материалы, оборудование: таблички-номера на партах и под сиденьями стульев, карточки-вопросы актуализации, бумага, маркеры, презентация, карточки-текстовые задания (примеры эффективной и неэффективной обратной связи), карточки для резюмирования текста (20 характеристик эффективной обратной связи), листы-пазлы, скотч, ножницы. Ход мероприятия

1. Деление на группы (под сиденьем стула каждого участника прикреплен номер – от 1 до 4; обнаруженный номер определяет номер группы; количество групп – 4).

2. Актуализация знаний, целеполагание:А) Освещение темы, её актуальности.Б) Формулировка целей.В) Собственно актуализация знаний - разминочные вопросы для групп (на карточках), 3 минуты на обсуждение:1) Что такое обратная связь?2) Какие виды обратной связи вам известны?3) Какие инструменты обратной связи существуют?4) Какую цель преследует обратная связь?Участники групп дают свои ответы, после каждого производится сверка с оригинальным источником текста в презентации.Обратная связь / Feedback – отзыв, отклик, ответная реакция на какое-либо действие или событие, свидетельствующие о мере понимания, усвоения, согласия или несогласия с каким-либо действием или событием. Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах учащегося. Обратная связь должна проходить в атмосфере взаимоуважения и доброжелательности, предоставлять время для того, чтобы учащиеся дали верный ответ, исправили ошибки или сменили направление мышления и деятельности.

ЭТО ВАЖНО!Обратная связь должна быть позитивной, но это не означает, что учащиеся не должны знать о недостатках выполненной работы.

2) Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Виды обратной связи: 1. Устная, письменная, демонстрация;2. Развернутая (полная) и неразвернутая (неполная), и др.3) Инструментами обратной связи могут быть: - письменные комментарии; - наблюдения; - опросы-молнии; - дневники / журналы по самооценке. 4) Обратная связь дает представление учителю о том, как идет процесс обучения, информирует о достижениях и пробелах учащегося.Обратная связь нацелена на обзор, комментирование и фасилитацию работы ученика и приближает его к намеченным результатам.3. Обучающий блок с элементами актуализации материала:А) Комментирование сопровождающей презентации.Работа внутри «черного ящика» включает («Руководство для учителя 3 уровня», 4 издание, стр. 154):- Знакомство учащихся с критериями как к уроку в целом, так и к отдельным заданиям (в том числе целеполагание); совместное обсуждение критериев;- Эффективную постановку вопросов;- Оценивание одноклассников и самооценивание; - Эффективная обратная связь (!).Завершите предложение – логически или ассоциативно, обратив внимание на аспект «учитель-ученик» (устно, фронтально): «Обратная связь в формате «учитель-ученик» - …»Обсуждение. Оригинал:«Обратная связь в формате «учитель-ученик» - это самый мощный и единственный в своем роде фактор, который усиливает достижения учащихся – это обратная связь. Самый простой рецепт, который можно дать тем, кто желает улучшить образование, это «использовать как можно больше обратной связи». Примеры письменной и устной обратной связи:Пример1а) Мы видим «стандартную», принятую в практике учителей деятельность по проверке ученических работ. Работа ученика проверена. Учитель исправил ошибки ученика, не предоставляя ученику возможности самостоятельно изучить материал и внести исправления. Учителем выставлена отметка



б) Обратная связь с комментариями учителя, с шагами, которые предпринял ученик по исправлению ошибок:





Внимание!не делайте много комментариев к одной работе;комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он поработал по отношению к обучающей цели, и подтолкнуть его к совершенствованию своей работы;комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями оценки.

Обратная связь предполагает предоставление информации об успешности выполнения работы и рекомендаций по её улучшению. При проверке промежуточных работ ошибки исправлять не рекомендуется, необходимо предоставить учащемуся комментарии, рекомендации и время на исправление своих ошибок. Письменная обратная связь с использованием значков или различных цветов помогает учителям и подталкивает учащихся к самообучению.Пример 2а) Типичный пример проверки работы без предоставления развернутой обратной связи:

б) Благодаря представленной ниже форме обратной связи, в классе создается доброжелательная атмосфера для учебного диалога:Ниже представлен пример устной обратной связи, отвлекающей учащегося от достижения поставленной цели, не стимулирующей к самооцениванию и коррекции деятельности.Пример 1Ученикам было дано задание: вырезать картинки, расположить их по порядку и приклеить на бумагу, соблюдая последовательность действий в соответствии с содержанием рассказа. Обучающие цели и критерии успеха демонстрируются следующим образом:– Мы учимся: излагать рассказ последовательно.– Как мы узнаем, что сделали это правильно: картинки должны быть расположены в соответствии с последовательностью изложения рассказа.Как только ученики начали работать, учительница заметила, что один из них испачкал клеем свои брюки. Она подходит к ученику и говорит, что ему необходимо привести одежду в порядок. Группа обсуждает «проблему клея». Один из учащихся берет тряпку, чтобы вытереть клей на своем столе. Весь класс начинает говорить про клей, про обрывки бумаги на полу и т.п. ƒ Далее учительница заметила ученицу, с трудом вырезающую картинки, и подошла к ней, чтобы подсказать, как правильно держать ножницы. Затем учительница похвалила ее, сказав, что у нее стало хорошо получаться. Одна ученица сообщила, что вот уже год как она умеет хорошо обращаться с ножницами, несколько учеников, которые неровно вырезали первые две картинки, стали выравнивать края, чтобы учительница не критиковала их за то, что они вырезают картинки неаккуратно. Сначала учащиеся не обращали на это внимания, потому что думали, что суть задания заключается только в расположении картинок по порядку.ƒ Учительница подходит к ученице, которая, наконец, написала свое имя на бумаге с заглавной буквы, хвалит ее, некоторые из учащихся стали писать свои имена на своих работах, потому что осознали, что забыли это сделать.ƒ Учительница поздравила ученицу, выполнившую задание старательно, сказав, как она рада видеть, с каким усердием та работает. Дети сели прямее, чтобы их тоже похвалили.Пример показывает следующее: ученики знают, что не всегда обучающие цели и критерии успеха принимаются во внимание учителем при оценивании их работы. Учитель своими комментариями показывает, что он заинтересован не в правильном расположении вырезанных рисунков, а во внешних показателях: усердии и навыках вырезания.В следующем примере показана стратегия отзывов, сфокусированных на обучающих целях. Позитивный или нейтральный комментарий (обратная связь) может быть выражен в следующей форме:фразы при правильных ответах: «да, это правильный ответ», «отлично», «все правильно», «обратите внимание, как точно Зарина сформулировала ответ», «ты правильно и полным предложением ответил на вопрос, молодец»;фразы при неправильных ответах: «что-то близко, но не совсем точно, подумай еще», «хорошая попытка, но не совсем так», «это верное направление, но давай вместе подумаем…», «ребята, Асан считает так, а вы как думаете?», «А почему ты так думаешь? А что, если…?», «Давай, еще раз послушаем вопрос… Как ты думаешь, ты ответил на него?», «Здесь вы ошиблись, прочитайте еще раз…»;ƒ просьба дать расширенный ответ или пояснить ответ.

Описанная выше ситуация показывает, что учащиеся видят свои обучающие цели и критерии успеха. Учительница своими комментариями дает понять, что для нее важно правильное расположение картинок. Эта техника должна помочь тем учителям, которые осознают, что часто попадают в ловушку, акцентируя внимание на других, менее важных аспектах урока и тем самым отвлекая класс от сосредоточенности непосредственно на целях задания. При проведении тренинга с учителями школ одна из участниц сказала: »Я заметила, что комментирую почерк, правописание, когда мне следует давать комментарии о целях изучения данной темы. Это было для меня настоящим открытием. Теперь я все время помню об этом и когда ловлю себя на том, что начинаю говорить: «Ты пропустил заглавную букву здесь», – я сразу останавливаюсь и возвращаюсь к теме и целям изучения данной темы».Это стратегия отзывов, сфокусированных на обучающих целях. Эффективная обратная связь.

Выбор стратегий обратной связи Стратегии обратной связи могут быть разделены на следующие группы: по времени, по количеству, по типу и по аудитории. Давайте рассмотрим каждую из них.ВремяЦель предоставления немедленной или слегка отсроченной обратной связи – помочь учащимся услышать и понять ее. Обратная связь должна быть представлена тогда, когда учащиеся хорошо помнят тему, задание или то, как они его выполняли. Учащиеся особенно нуждаются в обратной связи, когда у них имеются трудности в достижении поставленных целей обучения. Основной принцип понимания учителем своевременной обратной связи – поставить себя на место учащихся. Когда учащиеся особенно нуждаются в обратной связи? Тогда, когда выполненная ими работа имеет для них актуальность и у них еще есть время и возможность улучшить свои результаты.
Примеры хорошей обратной связиПримеры плохой обратной связи
Вернуть тест с обратной связью на следующий день.Предоставить немедленную устную обратную связь (особенно актуально в том случае, когда учитель наблюдает затруднения учащихся; это касается как устных, так и письменных ответов учащихся)

Вернуть тест или письменную работу через две недели после того, как они были выполненыИгнорировать затруднения учащихсяНе предоставлять текущей обратной связи до тех пор, пока учащиеся не напишут финальный тест или письменную работу (т. е., предоставить ее только тогда, когда у учащихся уже не будет возможности исправить результаты)


Количество Возможно, самой большой трудностью для учителей в процессе предоставления обратной связи является ответ на вопрос: «Какое количество обратной связи является оптимальным?» Естественным порывом учителя является указать учащемуся на все сделанные им ошибки. Это – типичная точка зрения учителя. Для эффективного обучения важно количество информации, которое учитель предоставляет учащемуся для того, чтобы помочь ему продвинуться с того уровня, на котором учащийся находится в данный момент к тому уровню, где он должен находиться.
Примеры хорошей обратной связиПримеры плохой обратной связи
Выбрать 2-3 основных аспекта письменной работы или теста и предоставить по ним обратную связьПредоставлять обратную связь не только по тем аспектам, в которых учащийся затрудняется, но и по тем, в достижении которых он преуспел (в особенности по тем аспектам, в отношении которых наблюдается положительная динамика по сравнению с предыдущими работами)Вернуть работу учащемуся с исправленными ошибкамиНаписать очень объемный комментарий к работеНаписать объемный комментарий к слабым работам, но при этом не дать практически никакого комментария к сильным работам
ТипОбратную связь можно предоставлять различными способами. Некоторые виды работ предпочтительней сопровождать письменной обратной связью (например, сочинения учащихся); некоторые более разумно сопровождать устной обратной связью (например, в том случае, если учитель во время урока наблюдает у одного или нескольких учащихся затруднения и ошибки при решении задач); к некоторым видам можно предоставить обратную связь в виде демонстрации (например, помогая ученику начальных классов правильно держать ручку). Иногда самой лучшей обратной связью может являться беседа с учащимся. Например, вместо того, чтобы самому рассказывать учащемуся о качестве его письменной работы, учитель может начать беседу со следующего вопроса: «Что ты можешь сказать о своей работе?», «Что тебя удивило?» и т. д. Вопросы строятся таким образом, чтобы предоставить учащемуся самому рассуждать о качестве своей работы.
Примеры хорошей обратной связиПримеры плохой обратной связи
Давать письменную обратную связь таким образом, чтобы учащийся мог опираться на нее при выполнении последующих работИспользовать больше устной обратной связи для тех учащихся начальных классов, которые еще недостаточно хорошо читаютИспользовать демонстрацию, если учащимся действительно важнее увидеть, как должен выглядеть результат, чтобы они могли сравнить результат своей деятельности с ожидаемым результатомОтдавать предпочтение только одному виду обратной связи (например, давать в основном устную обратную связь, потому что «так быстрее»)Давать формальную обратную связь (например, в письменных работах давать одни и те же комментарии к слабым работам или выставлять отметку с комментариями в виде одного-двух слов, таких как «Грязно», «Молодец», «Пиши аккуратней» и др.


АудиторияПри предоставлении обратной связи необходимо отдавать себе отчет, кому она предназначена. Не стоит давать подробную устную обратную связь перед всем классом об отрицательных особенностях 2 или трех работ учащихся, которые не присущи другим работам, не говоря о том, что подобное «выставление напоказ» минусов может понизить самооценку учащихся. Вместо этого, Вы могли бы побеседовать с данными учащимися индивидуально, не забыв подчеркнуть положительные стороны их работ.В том случае, если вы наблюдаете схожее затруднение у большинства учащихся (например, при написании сочинений учащиеся практически не используют слова-синонимы), Вы можете предоставить устную обратную связь всему классу, использовав для этого вопросы, например: «Какие вы знаете синонимы слова «смелый»? «Если бы вы писали это сочинение еще раз, какие из этих слов вы бы использовали?» Такая организация обратной связи является, по сути дела, работой над ошибками, которую учащиеся выполняют под руководством учителя. Подобная обратная связь является более эффективной, чем рассуждение учителя о минусах работ.
Примеры хорошей обратной связиПримеры плохой обратной связи
Беседовать индивидуально в том случае, если информация важна для отдельного учащегосяПредоставлять общую обратную связь, если информация важна всем учащимсяПредоставлять одинаковую обратную связь всем учащимся, независимо от их потребностей Никогда не предоставлять индивидуальную обратную связь в идее индивидуальных бесед, потому что «это слишком долго»


Рефлексия – Дерево Блоба





20 способов обеспечения эффективной обратной связи(20 Ways To Provide Effective Feedback For Learning» by Laura Reynolds)

1. Обратная связь должна быть обучающей по природе, сбалансированной. Давать обратную связь – значит, объяснять обучающимся, что именно они делают правильно и неправильно. Однако фокус обратной связи должен основываться существенным образом на том, что ученики делают верно. Наиболее продуктивна та обратная связь для обучения, когда ученикам дается пример и объяснение того, что было правильным, и что не правильным в их работе. Примером может служить «сэндвич»: Комплимент, пожелание, комплимент. P.S. Использование красной пасты в письменных комментариях само по себе является «барьером» при восприятии учащимися комментариев учителя. В качестве альтернативы, попробуйте пользоваться зеленой пастой, как более «дружелюбной». Обязательно дайте знать учащемуся о том, что в его работе было сделано хорошо. (прим. авт.)

2. Обратная связь должна быть своевременной.Когда обратная связь дается сразу же после состоявшегося доказательства обучения, ученики отвечают позитивно и уверенно вспоминают о процессе обучения. Если же мы долгое время не даем обратную связь, упускаем время, тогда, вероятнее всего, ученик не сможет связать обратную связь и действие. P.S. Если Вы предоставляете обратную связь на письменную работу учащегося более чем через неделю, она может значительно потерять свою актуальность. (прим. авт.)

3. Будьте внимательны к индивидуальным потребностям учащегося. Очень важно, что мы подходим индивидуально к каждому ученику, давая обратную связь. Наши классы представляют большое разнообразие учеников. Некоторых учащихся надо подталкивать, чтобы достичь более высокого уровня, тогда как с другими следует обращаться очень осторожно, чтобы не препятствовать обучению и навредить его самооценке. Баланс между желанием не задеть чувства ученика и обеспечить надлежащее поощрение имеет важное значение.

4. Задайте 4 вопроса Исследования эффективного преподавания и обучения (Dinham, 2002, 2007a, 2007b.) показали, что учащиеся хотят знать, где они ‘находятся’, когда обучаются. Регулярное предоставление ответов на следующие четыре вопроса поможет обеспечить качественную обратную связь. Эти вопросы могут быть полезны при предоставлении обратной связи родителям: • Что может ученик делать? • Что не может ученик делать? • Что представляет собой работа ученика в сравнении с другими его работами?
  • Как ученик может улучшить свою работу?


5. Обратная связь должна ссылаться на навык или специальные знания. В данном случае рубрики становятся полезным инструментом. Рубрика является инструментом для воплощения связи между ожиданиями и заданиями. Эффективные рубрики обеспечивают учеников конкретной информацией об их обучении относительно установленных стандартов.

6. Давайте обратную связь, чтобы целенаправленно вести учеников к достижению цели обучения. Регулярные ‘неформальные контрольные проверки’ учеников дают им знать, где они находятся в процессе своего обучения на уроке и с вами. Используйте ‘4’ вопроса для управления вашей обратной связью.P.S. Будьте осторожны: не превращайте письменные работы в наказание и дополнительный стресс для учащихся. Учащиеся должны неизменно извлекать выгоду из той обратной связи, которую Вы им предоставляете, поскольку они станут лучше понимать, что им нужно сделать, чтобы в следующий раз показать лучший результат (прим. авт.)

7. Организуйте встречу «один-на-один». Проведение встречи «один-на-один» с учеником является одним из наиболее эффективных средств обеспечения обратной связи. Ученик надеется, что ему уделят внимание и будет возможность задать необходимые вопросы. Встреча один-на-один должна быть в целом позитивной, так как это будет способствовать тому, что ученик с нетерпением будет ждать следующей встречи. Как и во всех аспектах обучения, эта стратегия требует хорошего управления временем. Можно побеседовать с учеником, когда другие ученики работают индивидуально. Продолжительность встречи не должна длиться более чем 10 минут.

8. Обратная связь может быть дана в устной форме, невербально или в письменной форме. Убедитесь, что вы не хмуритесь, например, когда возвращаете контрольную работу ученику. Необходимо, чтобы мы контролировали свои невербальные сигналы, так как мимика и жесты также являются средствами обратной связи.

9. Сконцентрируйтесь на одной способности. На каждой встрече желательно обсуждать только один навык ученика, а не принимать во внимание все, что является неправильным. Это оказывает гораздо большее влияние на ученика. На следующей встрече можно взять следующий, новый фокус.

10. Чередуйте планируемые встречи с вашими учениками / классами. Используйте эту стратегию, оценивая контрольные работы или тесты. Эта стратегия обеспечивает Вас необходимым временем, чтобы дать качестве
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ