Материалдар / Обучение чтению
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Обучение чтению

Материал туралы қысқаша түсінік
Книга позволяет каждому постичь мудрость вековой истории, открыть таинственный мир художественного слова, наполнить сердце и душу светлым и добрым чувством. Резкое снижение интереса к книге и чтению беспокоит сегодня не только ученых, общественных деятелей, распространителей книги, библиотекарей, но учителей.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕЁ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ

М.Е.Мыкышева, заместитель директора по УР

КГУ «Общеобразовательная школа №91» г.Караганды

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

Д. Дидро, живший более 200 лет назад, когда говорил эти слова, наверняка не знал, что это будет на самом деле. Падение интереса к книге и чтению в связи с развитием масс-медиа (телевидение, Интернет) наблюдается во всем мире в течение последних десятилетий. В наше время, то есть в 90-е годы, чтение было показателем образованности, а обладание книжными коллекциями – критерием состоятельности. Потребность в книге, как главном источнике знаний, будет у человека всегда, пока он живет, думает и чувствует. Книга позволяет каждому постичь мудрость вековой истории, открыть таинственный мир художественного слова, наполнить сердце и душу светлым и добрым чувством. Резкое снижение интереса к книге и чтению беспокоит сегодня не только ученых, общественных деятелей, распространителей книги, библиотекарей, но и нас, учителей.

Школьники самостоятельно читают меньше 11 страниц в день, что является минимальной нормой чтения для поддержания умения чтения. Общеевропейское исследование, проведенное специалистами из Австрии, показало, что если учащийся не сформировался как читатель к 12 годам, то не станет им никогда. Пробелы детского нечтения невосполнимы. [Сметанникова Н.Н, 2010.16].

Поэтому первостепенная задача учителя: каждый ученик школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

В современном обществе умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её. [Козленко Л.Н.2].

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют следующие виды чтения: изучающее и вдумчивое, просмотровое или поисковое, ознакомительное.

  В данной статье хочу поделиться тем, как мною используются на уроке названные виды чтения.

Ознакомительное чтение  - это познающее чтение, это чтение «для себя». Ученики в результате быстрого прочтения текста (к примеру, «Певец Родины» текст о М.Ю.Лермонтове; Афанасий Никитин «Из древнерусской литературы»; Касым Кайсенов – легендарный партизан… из учебника-хрестоматии для 8 класса) должны извлечь содержащуюся в нем основную информацию, что, конечно же, будет способствовать повышению базовой культуры.

Поисковое или просмотровое чтение предполагает нахождение конкретной информации, конкретного факта. Для данного вида чтения мною чаще всего используются не только тексты художественной литературы, но и газеты «Индустриальная Караганда», «Білімді ел» в старших классах, «Айголек» в среднем звене.

Изучающее чтение предполагает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и детальное ее осмысление. Например, при изучении повести «Шинель» Н.В.Гоголя ученикам были даны следующие задания: сопоставить разные точки зрения и разные источники информации по повести; по ходу чтения заполнить «Дневник двойной записи»; сопоставить иллюстрацию П.Боклевского «Акакий Башмачкин» с описанием Башмачкина в тексте. Задачей учителя является формирование у учащегося умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании текста, его осмыслении.

Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт (был использован в 7 классе при чтении «Сказки о потерянном времени» Е.Л.Шварца); понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения (при чтении отрывков романа «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта); анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения (например, при знакомстве с повестью «Слепой музыкант») и др.

Как же обучать вдумчивому и смысловому чтению?

Систематически работать по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Нужно показывать детям и учить их переводить задание или инструкцию в алгоритм действий, схематично изображая порядок выполнения задания или инструкции с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми.

Учить самостоятельной работе с текстом, а далее сопоставлять свою работу с работой других обучающихся. Дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши. Научить высказывать свою точку зрения и кратко её излагать; приводить доводы, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснять различные ситуации с помощью текста и многое другое. При этом происходит речевое развитие ребёнка.

Изучать и использовать на практике инновационные педагогические технологии. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, дневник двойной записи, бортовой журнал и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

Предлагать школьникам читать не только «сплошные тексты», но и «несплошные». Содержание учебников (например, математика в 3 классе, авторы А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева и др.) требует, чтобы школьники уже в начальной школе умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, картин, рисунков и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом.

Анкетировать родителей, проводить тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальную работу с родителями, чтобы приобщить и родительскую общественность к проблемам чтения.

С целью решения проблемы чтения в этом году с учениками 7 класса начали работу над проектом «Концепт детства в русской литературе», а в школе среди учащихся 3-4 классов стартовал проект «Вдохновение». Учителями школы разработаны планы работы с детьми в рамках данного проекта. Реализуется данный проект не только во внеурочное время, но и непосредственно на уроке.

Думается, что задумка коллектива изменит отношение к чтению не только обучающихся, но и их родителей, ведь не секрет, что многие современные родители мало читают. В связи с этим возрастает роль учителя в решении проблемы продвижения чтения в современном мире.

Литература

  1. Козленко Л.Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения. http://festival.1september.ru/articles/632538/

  2. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность в современном мире. Журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», №3/2010



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!