Мырзагалиева Нурзада Ханзадаевна, преподаватель химии и биологии Западно-Казахстанского индустриального колледжа.
«Обучение химии на основе межпредметной интеграции знаний» Межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих современным требованиям. Что такое интеграция? В педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование значимости межпредметных связей дал К.Д.Ушинский в своей книге «Человек как предмет воспитания». Интеграция в общем случае означает объединение, взаимопроникновение. Главная цель интеграции – создание у учащегося целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.И одним из главных вопросов, стоящих перед преподавателем химии – Какое место должны занимать интегрированные уроки при изучении химии, в частности в среднем профессиональных колледжах? Изучение химии в системе среднего профессионального образования имеет свою специфику, которая состоит в необходимости сочетания общеобразовательных функций обучения с формированием профессиональных знаний и умений. Преподавание химии в профессиональном колледже тесно связано с предметами профессионального цикла и производственной практикой обучающихся, поэтому оно должно осуществляться так, чтобы, усвоив теоретический материал темы, обучающиеся поняли ее связь с уроками профессионального цикла. Знания, получаемые студентами, должны подкрепляться конкретным содержанием будущей деятельности рабочего. Поэтому преподаватель химии устанавливает межпредметные связи химии не только с общеобразовательными предметами, но и с предметами профессионального цикла, что убеждает студентов в том, что знания, получаемые на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и должны использоваться в их производственной деятельности. Работа по осуществлению межпредметных связей должна проводиться не от случая к случаю, а систематически, целенаправленно. Благодаря целенаправленности уроков химии у студентов формируется устойчивый интерес к этому предмету, тесно связанному с приобретаемой профессией, повышается сознательность усвоения учебного материала, а значит, и качество знаний. Изложение материалов химии должно быть на достаточно высоком научном уровне и иметь профессиональную направленность. Необходимо показать студентам роль и место данной науки в технике и технологии конкретного производства, перспективы его развития на основе новейших достижений той или иной отрасли науки. Занятия, на которых широко используются межпредметные связи, можно проводить в виде уроков: урок-игра, урок-презентация, урок-путешествия, урок-дискуссия в виде семинара, урок-решение проблемных ситуаций, урок с элементами анализа и сопоставления различных источников информации. На интегрированном уроке должна быть обеспечена высокая активность студентов по применению знаний из других предметов. Цель интегрированных уроков состоит в обучении студентов умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач. Для этого в начале урока или в процессе объяснения нового материала следует проводить со студентами беседы, выявляющие их знания из других предметов, создавать проблемные ситуации, ставить проблемные вопросы, требующие знаний из смежных предметов, давать предварительные домашние задания на повторение знаний из смежных предметов, давать домашние задания на опережение темы в виде докладов, рефератов, сообщений, презентаций, обеспечивать сочетание индивидуальных и групповых заданий с коллективной учебной работой в группе, проводить внеклассную работу, обобщающую знания студентов из разных предметов, в том числе со спецпредметами. В первый год своей работы я провела интегрированные уроки по общеобразовательным предметам, в частности по химии и биологии на тему «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.», где рассмотрели не только строение и свойства, но и их биологические значения; по химии, биологии и географии на тему «Общая характеристика d-элементов. Месторождения меди, цинка, хрома, железа и их соединений в Казахстане.» рассмотрели расположение месторождений тех или иных руд и минералов, биологическое значение данных элементов и их соединений и т.д. Но хотелось бы остановиться на интеграции химии и спецпредметов. Открытый интегрированный урок по предмету «Материаловедение» и «Химия» на тему «Коррозия металлов и борьба с ней. Способы защиты металлов от коррозии». Цель урока: создание условий для обощения и систематизации знаний по теме урока. На уроке студенты группы были разделены на 2 команды «Химики» и «Технологи», в каждой из которых определен лидер. Урок был начат с психологического настроя студентов, звучание эпиграфа, постановки целей и задач, определений компетенций (проблемная ситуация – Тайна яхты «Зов моря»). Группам были предложены различные интерактивные творческие задания: «Реставрация», «Угадайка», «Помогите сварщику». В ходе урока проведены химические эксперименты с металлическими гвоздями, указано, как влияет коррозия в разных химических средах. Преподавателем спецдисциплины был подготовлен видеосюжет о видах коррозии, защиты оборудования, машин от разрушения.Проведение интегрированных уроков я считаю в их необходимостью: во первых – мир, окружающий учащихся, познается ими в своем единстве и многообразии. Во-вторых – интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, на что и направлена педагогика сотрудничества. В-третьях, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работ в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. И в-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.