Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Обучение математики в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Обучение математики в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Феданова Лидия Владимировна,
Камиялова Арнагуль Амангельдиновна
учителя математики
КГУ «Общеобразовательная школа №5 имени Бауыржана Момышулы
отдела образования города Костаная»
Управления образования акимата Костанайской области
На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало увеличение числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно закону "Об образовании в РК", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Дети с особыми образовательными потребностями обладают особыми интересами, способностями и учебными потребностями. Поэтому задача школы не только дать качественное образование, но и научить детей существовать в обществе людей с разными способностями. Решить проблему обучения таких учащихся поможет инклюзивное образование. Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И. Н. Симаевой, В.В. Хитрюк определяется как «интегративная единица социального пространства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяющих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения». Ему присущи как общие характеристики: организованность, протяженность во времени и в пространстве, содержательность и структурированность, так и специфические: доступность, полисубъектность, вариативность (содержательная, временная, организационная) [5, с.32].
Проблемой инклюзивного образования занимаются многие ученые это: Алехина С.В., Егоров П.Р., Малофеев Н.Н., Семаго Н.Я, Семаго М.М. и многие другие. Инклюзивное образование подразумевает под собой обеспечение доступного образования для всех обучающихся с учётом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Решение, по какой образовательной программе и в каком образовательном учреждении будет учиться ребенок с особыми образовательными потребностями, принимают родители (законные представители) на основании рекомендаций заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Математика сложная учебная дисциплина. Ее изучение взывает сложности не только у ребят с высокими образовательными потребностями, но особые затруднения возникают у учеников с особенностями в развитии. Поэтому, очень важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь им преодолеть недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств.
Приходится работать с детьми с ОВЗ на дому, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а некоторые ребята обучаются в общеобразовательном классе. В 5-9 классах в школе интегрировано обучаются дети по адаптированным общеобразовательным программам.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Особенности коррекции в том, что много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс математики предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания разнообразны по форме и содержанию, карточки – шаблоны, выполнение по заданному алгоритму и т.д.
Важнейшее условие правильного построения учебного процесса - это доступность и эффективность обучения для каждого учащегося, что достигается выделения в каждой теме главного, и дифференциацией материала, отработкой на практике полученных знаний.
Во время учебного процесса нужно иметь в виду, что учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у таких ребят интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.
Принцип работы с такой категорией учащихся - это и речевое развитие, что ведет непосредственным образом к интеллектуальному развитию: учащиеся должны проговаривать ход своих рассуждений, пояснять свои действия при решении различных заданий. Похвала и поощрение - это тоже большая движущая сила в обучении. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы, испытал радость от успеха в учении.
Рабочая тетрадь для детей с ООП составлена на основе знаний о психофизических и интеллектуальных возможностей учащихся с нарушением интеллекта. Тетрадь содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Математика решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся. При том, что потенциальные возможности у каждого ученика индивидуальны, можно выявить и некоторые общие особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые являются характерными для всех учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Составляет большую проблему для учащихся найти в тексте числовые данные, если они в задаче выделены словами, а не цифрами. Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении, в другом цвете или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Для активности восприятия геометрического материала необходимо уделять больше внимания практической деятельности со средствами наглядности. Виды практических заданий должны быть разнообразными (перегибание листа бумаги, моделирование из палочек, преобразование одной фигуры в другую и т.д.).
Почерк у ребят размашистый, неустойчивый. Это затрудняет проводить вычисления в столбик, так как не соблюдается поразрядность в записи примеров, а отсюда ошибки в вычислении. Учащимся также свойственна не критичность мышления, слабость самоконтроля. Они редко сомневаются в правильности своих действий. Требуется целая система наводящих вопросов, чтобы ученик почувствовал, что его ответ не верен. Некоторые учащиеся бывают неуверенные в своих действиях, они часто обращаются к учителю за поддержкой, не пишут ответа, пока не получат одобрения со стороны учителя. Без всякого критического обсуждения они могут тут же изменить ответ, не вдумываясь в то, что делают.
Конечно, учителю, работающему в общеобразовательной школе и не имеющему специального дефектологического образования, сложно сориентироваться в данной ситуации, когда приходиться работать в условиях инклюзивного обучения с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие. Поэтому, планируя свою деятельность, учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его в работу класса с учётом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, сделать обучение успешным и востребованным. Результат дает и работа в парах «ученик с особенностями» и «добрый по натуре обычный ученик». На первых порах учитель отмечает и одобряет не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать и т. д. Различные виды работы в парах являются предпосылкой успешного социального взаимодействия, способствуют безбарьерному включению детей в учебный процесс. Это уже может быть работа в парах сменного состава, смена ролей обучающего и обучаемого, это может поочередное выполнение разных ролей и т. д.
Положительный эффект при изучении математики достигается при использовании рабочей тетради, так как она предназначена для организации собственной работы учащихся с новым материалом на уроках математики. В рабочей тетради предложены задания для самостоятельного закрепления новых знаний и умений. Эта тетрадь используется для стимулирования самостоятельного изучения нового материала. Задания в рабочей тетради дополняют и углубляют знания по определенной теме. Самостоятельная работа вызывает у ребят интерес к обучению. Рабочая тетрадь способствует развитию эмоционально – волевой сферы учащихся, самоконтроля, самооценки. В процессе работы с тетрадью, учащиеся закрепляют полученные знания, умения и навыки.
Использованная литература:
1.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2011. – 167 с
2.Зайцев Д.В. Образовательная интеграция обучающихся с ограниченными возможностями// интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml
3.Гэри Банч. Поддержка учеников с нарушением интеллекта в условиях обычного класса. МБА, 2008.