Балгимбаева Г.И.Карымсакская средняя
школа
Кербулакский район Алматинская область
Русский язык 6 класс
Тема: Однокоренные слова формы
одного того же слова
Цель: 1.Обобщить знания учащихся
об однокоренныех словах и
значимых частях слова
,закреплять умения разбирать слова
по составу.
2. Развивать логическое
мышления,фантазию, воображение
и речь учащихся расширить
словарный запас словарный
запас слов.
3. Воспитывать чувство
коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока
:
закрепление новой темы
Методы и
приемы :
наглядный,демонстрационный,словесный ,частично-
поисковый
Формы
работы : групповая
Оборудование: ноутбук , карточки,
.
Ход
урока
1.Вступительная
беседа
Садитесь поудобнее
.Начнем скорее урок. Сначала покажем,какое унас настроение перед
уроком( показ смайликов)
В мире много
интересного
Нам порою
неизвестного
Миру знаний нет
предела
Так скорей,друзья ,за
дело
Ребята сегодня у нас
необычный урок-игра. Вы любите путешествовать? А на чем?
Догадайтесь ,в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся
(звучит шум прибоя). Мы отправимся в морское путешествие. Надо
приготовиться
ІІ. Работа в
тетрадях
Записать в судовых
журналах число. Куда мы отравимся ,вы узнаете если правильно
переставите слоги и прочтете слова
КООДНОРЕННЫЕ ВАСЛО МЫРФО
ГОНОДО И ГОТО ЖЕ ВАСЛО
( ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ФОРМЫ
ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА.)
ІІІ. Словарная
работа
Если вы без ошибок напишите
все словарные слова ,то можете узнать,на чем мы отправимся в
путешествие. Орфограммы веселились и пробелы получились .Быстро их
восстанановите,буквы правильно впишите.
К..рабль, изв...ните, в..т..р
, в..р..бей, в..р..на, уч..ник
ІV.Проверка домашнего
задания
1.Какая часть главная в слове?
(Корень)
2.Как называется часть слова
перед корнем и для чего она служит? (Приставка служит для
образования новых слов)
3.Как называется часть слова
после корня и для чего служит ? ( Суффикс тоже служит для
образования новых слов)
4.Что такое основа? ( Часть
слова без окончания)
5.Какие части могут входить в
основу слова? (Приставка, корень,суффикс)
Молодцы! Проверим себя и
готовность судна. Я буда вашим капитаном,а вы будете моими верными
помощниками. А девизом будут такие слова « Только смелым покорятся
моря. Курс на страну Частей слова . Поднять
якорь.
V.
Мы
приплыли к острову «Объяснение новой темы»
Слова с одним и тем же корнем
называется однокоренными. Однокоренные слова могут относится к
одной части речи лес-лесник-
лесничий-лесочек-лесничество-лесничество. Есть слова совпадающие по
звучанию ,но разные по значению гора-гористый-горный корень
–гор-,угореть-загорать- перегореть-корень-гор-.
Домик,домище- однокоренные
слова
Дом,дома,перед домом- формы
одного и того же слова
VІ. Закрепление новой
темы
Мы покидаем остров «
Однокоренные слова» и плывем дальше. На горизонте я вижу остров «
Закрепление». Каждый раз получает листок из цветной
бумаги,вырезанный в форме лодки со словами.
Задание 1
Подводный,настроенный,перевозит,поезд,вылетел,ошейник,
полоса,подарок, вписал.
Задание: быстро и правильно
выделить приставки .Какая ловушка в словах. Слова «полоса» не имеет
приставки .
Задание 2
Из данных слов образуйте новые
слова
Работа, клен, рассказ , зерно,
звезда, кот, сладкий .
VІІ . Чтение
текста
Дружба –это великое чувство
между людьми . Дружба приносит пользу всему народу. Друг познается
в беде, работе, учении. Если ты дружишь с хорошим человеком,то
стараешься во всем походить на него . Друг поможет в любую
минуту.
Друг- это близкий тебе
человек. Он тебя хорошо пониает и всегда готов помочь. Крепкая
дружба делает людей сильными. Умей дорожить доверием друга
.
Задание : 1.Выписать из текста
1 однокоренные слова и разобрать их по составу .
2.Подобрать однокоренные слова
к выделенному слову (помочь) в тексте 2
Учащиеся высказывают свое
мнение,о тексте ,о герое, предпологают как бы они поступили вданной
ситуации
VІІІ . Самостоятельная
работа
Из слов каждой строчки
составить предложения. Составленный рассказ озаглавить.Выписать из
текста однокоренные слова и выделить в них корень
Таня,шли, Аленка и лес,
через
Полянке, на, ореховый
,им,встретился ,куст
Рвать,орехи,стали,девочки.
Опушке, увидели,на , они
,рябину.
Красные ,висели ,рябинке на
ягоды .
Х. «Секретное»
задание
Всем ребятам передает пакет со
словами « Когда вернетесь домой,распечатайте его и выполните
домашнее задание»
В пакете следующий
текст
Ребята ,соберите слово
из его частей:
Корень мой находится в
«цене»
В «очерке» найди
приставку мне
Суффикс мой в «
тетрадке» все встречали
Вся ж я – в дневнике или
в журнале ( Оценка)
Вот показался родной
берег! Наш талисман рад за вас ,что в пути были такими
внимательными,отлично справились со всеми трудностями. Давайте
откроем пакет и выполним последнее задание. Учащиеся выполняют
задание частей слова,отгадывают слово.
ХІ . Итог
урока
Вы молодцы! Я рада ,что
сегодня вы хорошо потрудились и многие из вас получают хорошие
оценки ( называю оценки за работу)
Спасибо за
работу!
А сейчас сюрприз из
сундучка ! Учитель достает конфеты из сундучка
ХІІ. Домашнее задание
.