Балгимбаева Г.И.Карымсакская средняя школа Кербулакский район Алматинская область Русский язык 6 классТема: Однокоренные слова формы одного того же слова Цель: 1.Обобщить знания учащихся об однокоренныех словах и значимых частях слова ,закреплять умения разбирать слова по составу. 2. Развивать логическое мышления,фантазию, воображение и речь учащихся расширить словарный запас словарный запас слов. 3. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.Тип урока : закрепление новой темы Методы и приемы : наглядный,демонстрационный,словесный ,частично- поисковыйФормы работы : групповая Оборудование: ноутбук , карточки, .Ход урока1.Вступительная беседаСадитесь поудобнее .Начнем скорее урок. Сначала покажем,какое унас настроение перед уроком( показ смайликов) В мире много интересного Нам порою неизвестного Миру знаний нет предела Так скорей,друзья ,за делоРебята сегодня у нас необычный урок-игра. Вы любите путешествовать? А на чем? Догадайтесь ,в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся (звучит шум прибоя). Мы отправимся в морское путешествие. Надо приготовитьсяІІ. Работа в тетрадяхЗаписать в судовых журналах число. Куда мы отравимся ,вы узнаете если правильно переставите слоги и прочтете слова КООДНОРЕННЫЕ ВАСЛО МЫРФО ГОНОДО И ГОТО ЖЕ ВАСЛО ( ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА.)ІІІ. Словарная работа Если вы без ошибок напишите все словарные слова ,то можете узнать,на чем мы отправимся в путешествие. Орфограммы веселились и пробелы получились .Быстро их восстанановите,буквы правильно впишите. К..рабль, изв...ните, в..т..р , в..р..бей, в..р..на, уч..никІV.Проверка домашнего задания 1.Какая часть главная в слове? (Корень)2.Как называется часть слова перед корнем и для чего она служит? (Приставка служит для образования новых слов)3.Как называется часть слова после корня и для чего служит ? ( Суффикс тоже служит для образования новых слов)4.Что такое основа? ( Часть слова без окончания)5.Какие части могут входить в основу слова? (Приставка, корень,суффикс) Молодцы! Проверим себя и готовность судна. Я буда вашим капитаном,а вы будете моими верными помощниками. А девизом будут такие слова « Только смелым покорятся моря. Курс на страну Частей слова . Поднять якорь.V. Мы приплыли к острову «Объяснение новой темы»Слова с одним и тем же корнем называется однокоренными. Однокоренные слова могут относится к одной части речи лес-лесник- лесничий-лесочек-лесничество-лесничество. Есть слова совпадающие по звучанию ,но разные по значению гора-гористый-горный корень –гор-,угореть-загорать- перегореть-корень-гор-. Домик,домище- однокоренные словаДом,дома,перед домом- формы одного и того же слова VІ. Закрепление новой темыМы покидаем остров « Однокоренные слова» и плывем дальше. На горизонте я вижу остров « Закрепление». Каждый раз получает листок из цветной бумаги,вырезанный в форме лодки со словами.Задание 1Подводный,настроенный,перевозит,поезд,вылетел,ошейник, полоса,подарок, вписал.Задание: быстро и правильно выделить приставки .Какая ловушка в словах. Слова «полоса» не имеет приставки .Задание 2Из данных слов образуйте новые слова Работа, клен, рассказ , зерно, звезда, кот, сладкий .VІІ . Чтение текста Дружба –это великое чувство между людьми . Дружба приносит пользу всему народу. Друг познается в беде, работе, учении. Если ты дружишь с хорошим человеком,то стараешься во всем походить на него . Друг поможет в любую минуту. Друг- это близкий тебе человек. Он тебя хорошо пониает и всегда готов помочь. Крепкая дружба делает людей сильными. Умей дорожить доверием друга .Задание : 1.Выписать из текста 1 однокоренные слова и разобрать их по составу .2.Подобрать однокоренные слова к выделенному слову (помочь) в тексте 2 Учащиеся высказывают свое мнение,о тексте ,о герое, предпологают как бы они поступили вданной ситуацииVІІІ . Самостоятельная работа Из слов каждой строчки составить предложения. Составленный рассказ озаглавить.Выписать из текста однокоренные слова и выделить в них кореньТаня,шли, Аленка и лес, черезПолянке, на, ореховый ,им,встретился ,кустРвать,орехи,стали,девочки.Опушке, увидели,на , они ,рябину.Красные ,висели ,рябинке на ягоды .Х. «Секретное» задание Всем ребятам передает пакет со словами « Когда вернетесь домой,распечатайте его и выполните домашнее задание» В пакете следующий текст Ребята ,соберите слово из его частей:Корень мой находится в «цене»В «очерке» найди приставку мнеСуффикс мой в « тетрадке» все встречалиВся ж я – в дневнике или в журнале ( Оценка)Вот показался родной берег! Наш талисман рад за вас ,что в пути были такими внимательными,отлично справились со всеми трудностями. Давайте откроем пакет и выполним последнее задание. Учащиеся выполняют задание частей слова,отгадывают слово.ХІ . Итог урока Вы молодцы! Я рада ,что сегодня вы хорошо потрудились и многие из вас получают хорошие оценки ( называю оценки за работу)Спасибо за работу!А сейчас сюрприз из сундучка ! Учитель достает конфеты из сундучкаХІІ. Домашнее задание .