Материалдар / Ойын теориясы негізінде қақтығыстардың алдын алу
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Ойын теориясы негізінде қақтығыстардың алдын алу

Материал туралы қысқаша түсінік
Математикалық әдістерді пайдалану
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Ақпан 2023
218
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Akylbekova Alma Bakbergenovna, mathematics teacher



Роль педагогических технологии в обучении математики в средних школах в условиях образовательной политики РК

Ключевые слова:

Педагогические технологии, образовательный процесс, технология развития критического мышления.

Аннотация:

Данная статья посвящена эффективным приемам технологии развития критического мышления на уроках.

В начале статьи сразу же сделаем пояснение, что речь пойдёт об общемыслительной деятельности современного российского школьника. Разумеется, сама эта общенаучная категория не терпит окончательного определения, как и любая предельно абстрактная категория вообще, и творчество, в частности. Основную трудность здесь отметил ещё В.П. Зинченко, указав на необходимость преодоления закона тождества [1, с. 81]. Дело в том, что деятельность прибавляет к действительности что-то, чего пока нет, возможно, и не будет, а говорить об этом приходится. Это важно хотя бы потому, что деятельность уже меняет носителя деятельности, преобразующего содержание этого мира на основе имеющихся у него культурных норм, целей и ценностей. При этом неотвратимым дополнением к этому изменению является собственное изменение носителя деятельности. Здесь явно прослеживается педагогическая задача, направленная на создание опыта эмоционально-ценностных отношений обучающихся, которые скорее изменят свои ценностные ориентиры не благодаря тому, что педагог делает с учениками, а из-за того, что делают они сами с содержанием образования.

В основание таксономии учебных целей положены психолого-педагогические принципы, а её когнитивная область подразделяется на шесть уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Так, достижение какого-либо конкретного уровня математических знаний связано с разработкой учебных целей, направленных сначала на запоминание элементов учебной информации в конкретном разделе школьной математики. К целям этого уровня относится формирование специальных, процедурных, абстрактных (или общих) знаний.

Это полезное общеучебное свойство пригождается в любой познавательной практике, а также наполняет и дополняет культурный мир обучающегося. О последнем следует сказать особо. Если культура в самом общем понимании – это результат возделывания, усовершенствования, обработки субъектом окружающей действительности, то культура «в педагогической трактовке» – своеобразное «изобретение мира впервые» носителем этой культуры. На такое способен только человек, наделённый даром подобного изобретения. Если традиционное содержания образование, независимо от образовательной области, представляет собой дидактически выверенный учебный текст, то культура «в педагогической трактовке» несёт в себе деятельностное, динамическое начало. Значит, культура общемыслительной деятельности – это способность строить встречный текст как авторскую интерпретацию типового содержания образования. Такой «текст впервые», взятый в событийном аспекте, представляет собой речь как целенаправленное социальное действие, являющееся посредником между субъектами образования и технологиями обучения учебному предмету.

В начале статьи сразу же сделаем пояснение, что речь пойдёт об общемыслительной деятельности современного Казахстанского школьника. Разумеется, сама эта общенаучная категория не терпит окончательного определения, как и любая предельно абстрактная категория вообще, и творчество, в частности. Основную трудность здесь отметил ещё В.П. Зинченко, указав на необходимость преодоления закона тождества [1, с. 81]. Дело в том, что деятельность прибавляет к действительности что-то, чего пока нет, возможно, и не будет, а говорить об этом приходится. Это важно хотя бы потому, что деятельность уже меняет носителя деятельности, преобразующего содержание этого мира на основе имеющихся у него культурных норм, целей и ценностей. При этом неотвратимым дополнением к этому изменению является собственное изменение носителя деятельности. Здесь явно прослеживается педагогическая задача, направленная на создание опыта эмоционально-ценностных отношений обучающихся, которые скорее изменят свои ценностные ориентиры не благодаря тому, что педагог делает с учениками, а из-за того, что делают они сами с содержанием образования. математическая деятельность слительную деятельность, требует произвести содержательное развёртывание этой психолого-педагогической категории. Заметим, что данная работа уже проводилась многими авторами, и чаще такое представление было многофункциональным [1; 4; 5].

В педагогике всегда возникали такие вопросы как: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но так же появляется и ещё один вопрос: Как учить результативно?»

Главная задача образовательной политики в Казахстане – обеспечить современное качество образования на основе актуальных и перспективных потребностей личности и общества. Качество образования – это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях и  навыках обучающихся, на их основе ключевых компетенций выпускников.

Я думаю, что одним из вариантов решения данных вопросов является использование педагогических технологий в образовательном процессе.

Что же такое педагогическая технология?

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся такие технологии как:

- Информационно-коммуникационные технологии

- Технология развития критического мышления

- Проектная технология

- Технология Развивающего обучения

- Здоровьесберегающие технологии

- Технологии проблемного обучения

- Игровые технологии

- Технология интегрированного обучения и многие другие.

Хотим рассказать об одной из этих технологий, которую наиболее часто используем на своих уроках. Это технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

1.     Критическое мышление – значит мыслить самостоятельно.

2.     Информация отправной пункт, а не конечный критического мышления.

3.     Критическое мышление начинается с постановки вопроса и проблемы, которую нужно решить.

4.     Убедительная аргументация - это основа критического мышления.

5.     Критическое мышление – социальное мышление.

Самое главное в данной системе обучения, что бы студенты включались в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. Что бы обучение студента носило субъективный, осознанный характер. Так же меняется и роль преподавателя в учебном процессе.  Таким образом, педагогу дается возможность приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами кабинета.

Теория педагогических измерений в настоящее время является бурно развивающейся областью знаний, включающей в себя как теоретические, так и прикладные аспекты и находящейся на стыке педагогики, философии, математики, логики и статистики. Определим ее место в структуре современной науки. Вся научная тематика, изучающая тесты, называется тестологией. Она подразделяется на педагогическую, психологическую и социальную. В англоязычной научной литературе для психологической тестологии используется термин психометрика (Psychometrics), а для педагогической – педагогические измерения (Educational Measurement). Математические методы педагогических измерений используются для обработки результатов тестирования и проверки соответствия характеристик тестовых заданий и теста в целом научно обоснованным критериям качества. Таким образом, математические методы педагогических измерений лежат на стыке педагогики, психологии, математики, логики и философии. Аппарат, используемый в математических теориях педагогических измерений, относится к теории вероятностей и математической статистике и использует методы матричной и векторной алгебры, математического анализа.

Цель различных математических теорий педагогических измерений в широком смысле – построение математических моделей, которые в количественной форме наиболее полно и точно отражают основные характеристики и параметры образовательного пространства, различных его элементов, механизмы их взаимодействия друг с другом. В узком смысле, который принят в современной науке и рассматривается далее, изучаются и рассматриваются только уровень подготовленности учащихся и уровень трудности определенного класса заданий, называемых тестовыми.

Под тестовым заданием мы будем понимать минимальную оцениваемую единицу контрольно-оценочного материала, удовлетворяющую требованиям предметной чистоты проверяемого содержания, одномерности и обладающую объективными устойчивыми статистическими характеристиками. Тест – это квалиметрически выверенная система тестовых заданий, предназначенная для измерения качеств и свойств личности.

В данный момент меняем подход к обучению, в центре которого должен стоять не преподаватель, а сам студент. Грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут подталкивать самих студентов к получению знаний. ТРКМ является общепедагогической, поэтому ее целесообразно применять и в урочной, и внеурочной деятельности.

      В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а  указанная технология включает в себя три стадии – «вызов – осмысление – рефлексия».

I. Стадия вызова. Первый этап подразумевает под собой работы актуализацию и обобщение ранее полученных зна­ний по изученной теме, заинтересовать каждого студента в получении новой информации. На этом этапе вызываем интерес к  той или иной теме и мо­тивируем студентов к активной учебной деятельности. На стадии вызова  соче­таем индивидуальную и групповую формы.

II. Стадия осмысления. На втором этапе главным является: создать устойчивую мо­тивацию студента на активное получение информации; чтобы студент смог соотнести полученную информа­цию с ранее изученной; систематизировать последу­ющую информации. В процессе данной работы студенты учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Преподавателя на данном этапе должен с помо­щью ряда методических приемов помочь студентам отследить  процесс получения новых знаний и понимания.

III. Стадия рефлексии. Работа студентов на третьем этапе на­правлена на осмысление и информации; выработку отношения к изучаемому материалу; выявление отсутствия информации по каким-либо воп­росам, формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшей инфор­мации; анализ всего изучаемого

 материала.

Существует алгоритм работы данной технологии:
1. Студент должен обозначить, что какой продукт он желает получить, определить способы, средства и пути достижения цели.
2. Определить что уже известно, первичные знания о продукте исследования.  Это отправной пункт направленного или критического мышления. Наметить главные источники нахождения недостающей информации.
3. Предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Сравнить полученный результат с желаемым продуктом. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим

Рассмотрим самые эффективные приемы технологии развития критического мышления на уроках.

1. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» используется  при   организации взаимоопроса. После изучения темы студентам предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов.

2.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом) Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести какую-то информацию.                                                                                                         

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является то, что  была обратная связь человека относительно того, что он только что сказал. «Ты действительно думаешь, что...?».                                                                            

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».                                                                                                              · Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.                                                                 

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.                                                                                  

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

3. Кластеры.  Прием - кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации уже имеющейся информации и выявления в какой ещё  области недостаточно каких-то  знаний. На стадии осмысления кластер позволяет увидеть фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.  Кластер – графический прием систематизации материала .

4.  Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет».  Данная графическая техника помогает более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.  Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала, быстро воспроизводится обучающимися и увеличивает процент усвояемости .

6. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием «Знаю - хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Студенты разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в группе студенты сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

7.«Синквейн» -  Это пятистрочная стихотворная форма, с помощью которой описывается суть изучаемых понятий, а также на основе полученных знаний осуществить рефлексию.

Порядок написания синквейна:                                                                                            

Первая строка  одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока
 – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка  короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.                                             

Критическое мышление не должно быть оригинальным, и мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек разделяет чью-то точку зрения.

Использование технологии развития критического мышления  стало неотъемлемым элементом педагогической деятельности, это позволяет сделать уже конкретные выводы:

1.     увеличить время на самостоятельную работу студентов, что способствует углубленному и сознательному обучению, прочности усвоения знаний;

2.     развивать самостоятельность и стремление студентов к самообразованию;

3.     разнообразить используемые формы организации обучения, способствующие развитию у студентов интереса к знаниям, познавательной активности;

4.     целенаправленно формировать специальные и общеучебные умения и навыки;

5.     повысить успеваемость  студентов, качество образования, уровень коммуникативных умений студентов.

В старшем звене нужно проводить уроки, направленные на выбор профессии: «Инженер может все!», «Легко ли стать хорошим экономистом?», «Нужна ли математика врачу?» и т.д.

Учебная деятельность на уроках математики выступает как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине математики как науке в соответствии со спецификой её задач и совокупностью принятых в ней знаковых форм и понятий. Каждая из обещанных нами пяти функций, разумеется, допускает вспомогательную структуру. Представим вариант такой вспомогательной структуры хотя бы для первой, модифицируя классические таксономии Б. Блума для содержания общего образования, а также принимая во внимание то, что таксономия в широком смысле является разделом систематики, изучающим вопросы смыслового объёма и взаимного отношения соподчинённых категорий, терминологических групп, являясь ключевым понятием в общей теории систем [6].

Исследовательская деятельность в школе напрямую связана с развитием познавательного интереса учащихся. «Исследовал сам, какую то область в математике – поделись с другими» - это девиз моей работы в школе.

Каждая исследовательская работа показывает значение математики в жизни. Законы природы постижимы для человеческого разума, и математика – один из ключей к их познанию.

И в заключении хочется сказать: «Чем чаще мы будем обращать внимание на такие ситуации, когда требуется владение математикой, тем быстрее будет стимулироваться интерес к предмету».


 

 
































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Педагоги

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!