Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Оқушылардың білім сапасының төмендеу себептері мен оларды жою жолдары
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Причины низкого качества знаний учащихся и пути их преодоления
Рахимжанова Жанара Мусратовна, КГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 имени Бауыржана Момышұлы» отдела образования по г. Семей управления образования ВКО, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе
«Если дети чего-то не понимают, то учитель не должен их обвинять, а должен винить себя, который не может им объяснить. Он должен говорить с детьми не сердясь, мягко, охотно объясняя это, не употребляя неуместных терминов, такие слова будут непонятны школьникам и утомительны».
Ибрай Алтынсарин
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности. Одним их эффективных методов для того, чтобы понять и оценить педагогическую практику, а затем с целью ее улучшения – внести изменения, является Исследование в действии. На примере стратегии «Пять почему» объясню эффективность проведения исследования в действии. Данная стратегия – простая, зачастую легко выполнимая стратегия обнаружения причин возникновения проблем. В связи с тем, что по своей сути она элементарна, ее можно адаптировать под себя и применять при поиске решения проблем. Идея стратегии заключается в том, что при поиске решения возникшей проблемы нужно задать вопрос «Почему это произошло?» пять раз. Вопросы задаются не по отношению к одной и той же первоначальной проблеме, а последовательно – по отношению к каждому последующему ответу.
Преимущества данной стратегии:
-
Она помогает быстро определить причину возникновения проблемы;
-
Легко научиться и применять ее на практике.
Но следует учесть, что если применение данной стратегии не наводит
вас на правильный ответ, необходимо прибегнуть к другой технологии решения проблем. Приведу пример 1. Если ученик не выполнил домашнее задание, и из-за этого он не уверен, очевидным ответом на вопрос «Почему ученик не уверен?» будет «Потому что он не выполнил задание». Следующий вопрос: «Почему он не выполнил задание?», ответ будет «Потому что он его не понял». Возникает другой вопрос «Почему он не понял задание?», ответ – «Потому что учитель дал не четкие инструкции» и т.д., а одним из решений данной проблемы может быть формативное оценивание ученика на уроке, чтобы он был успешен в выполнении домашнего задания. Второй и третий ответы на предыдущие вопросы «почему?» вполне могут выявить неэффективное использование методов обучения, недостаточное планирование урока, из-за отсутствия опыта или незнания методических принципов обучения, и в итоге, привести к пересмотру принципов работы учителя, как к содержанию, так и к методике преподавания и обучения. Для повышения качества знаний учащихся мы проводили в школе Исследование в действии на тему «Повышение мотивации обучающихся на уроках химии, информатики и физики через использование элементов методики CLIL».
Обучающийся - важный субъект целостного педагогического процесса, вся система образования направлена для того, чтобы обучающиеся получали должное развитие, которое происходит при организованной деятельности самого обучающегося.
Важным условием успешной деятельности является позитивная мотивация каждого, кто включен в процесс обучения.
Для повышения мотивации обучающихся, мы произвели следующие действия:
1) Создали группу учителей ЕМЦ (физики, химии и информатики);
2) Провели анкетирование для обучающихся 8 «Г» класса с целью выяснения отношения их к урокам;
3) Проанализировали серию уроков, с целью изучения и повышения позитивной мотивации обучающихся к предметам ЕМЦ, посредством использования элементов методики CLIL;
4) Разработали план по теме исследования в действии.
Составленный план основан на следующих критериях:
- поиск новых стратегий, направленных на новизну, занимательность содержания учебного материала, интересное преподавание учителем, объективность оценивания и стимулирование результата;
- поиск критериев, позволяющих оценить уровень межпредметных умений и навыков;
- составление дескрипторов для формативного оценивания.
Мы применяли следующие методы для исследования:
- анкетирование;
- наблюдение за деятельностью учеников на уроках;
- беседа с учащимися до и после введенных изменений;
- профессиональная беседа с коллегами;
- обработка работ учащихся.
На уроках нами используются элементы методики CLIL: обучающиеся знакомятся с дескрипторами оценивания, проводят различные формы оценивания такие как самооценивание и взаимооценивание, анализируют работы друг друга. На уроках физики, химии и информатики проводятся первичные ознакомления с терминологией на английском языке, то есть параллельно с введением термина на русском языке вводится его английский эквивалент. Таким образом, составляется глоссарий терминов, который применяется при оформлении постеров, презентаций к мини-проектам, также при выполнении заданий устного опроса и групповой работы. К каждому уроку мы разрабатываем систему упражнений для закрепления учебного материала и терминологии на английском языке, готовим раздаточный материал, который затем собирается в рабочую тетрадь для данного курса. Все задания, выполняемые обучающимися, даются на английском и русском языках. Это способствует к постепенному погружению и созданию языковой обстановки на занятиях. Развитие умения использования терминологии осуществляется через выполнение разнообразных заданий. Это работа с учебным текстом или схемами и таблицами. Схемы, таблицы содержат основные положения, определения по изучаемому материалу. С целью выявления понимания учебного материала к тексту или схемам, таблицам составляются вопросы. Также практикуем задания по заполнению пропусков в тексте терминами. Отработка применения терминологии при выполнении разнообразных заданий. Например, обучающиеся подписывают наименования приборов или процессов на рисунке, схемах. Уроки CLIL выстраиваются в зависимости от содержания обучения. Можно выделить несколько этапов, которые помогут в планировании урока CLIL:
-
выбрать терминологию, на которую преподаватели хотели бы обратить внимание обучающихся. Примерно от 6 до 10 слов на начальном этапе, впоследствии можно увеличить до 20, в зависимости от уровня обучающихся;
-
выбрать определенные грамматические структуры;
-
использовать текст и т.д.
Мы применяем различные формы работы на уроках CLIL и приемы обучения, способствующие эффективной организации уроков с использованием данной технологии [1]. Например, «True-False Dictation» или «Правда или ложь». Учитель зачитывает несколько предложений по теме. Если предложение «истина», то есть правда, то ученики записывают предложение на языке обучения, если предложение «ложь», то ученики исправляют ошибку в предложении (по содержанию) и записывают его на иностранном языке. При исправлении ошибок учитель может давать подсказки (scaffolding), например, если нужно исправить какое-либо слово, можно дать подсказку в виде пропущенных букв [2].
Для оценивания деятельности обучающихся применяем такие типы заданий (по Д. Брауну и Т. Хадсону):
a) выбор ответа: true-false, matching, multiple-choice;
b) конструирование ответа (fill-in, short-answer, performance);
c) персональный опрос (self-assessment, peer assessment).
Использование метода визуальной рефлексии позволяет нам получать данные об эмоциональном настрое обучающихся [3]. Исследование, проведенное на практике, показало, что раньше на уроке активно работало только 50% обучающихся. Мы считаем, это было связанно с тем, что у них была понижена мотивация в связи с трудностью понимания материала на английском языке. При введении в практику различных элементов методики CLIL, новых форм формативного оценивания, мы стали замечать, что дети активно работают на уроке, процент активности поднялся до 60-70%. Они стали, свободно выражать свои мысли, смелее предлагают свои идеи, научились критически мыслить и оценивать свои работы и работы одноклассников. В результате можно отметить, что применение элементов методики CLIL, новые критерии оценивания вызывает большой интерес. Мы наблюдаем повышение мотивации как среди учеников со средним уровнем развития, так и учеников, достигших высоких показателей. Это обусловлено тем, что система формативного оценивания прозрачна, объективна и доступна [4]. Новые методы, вносимые нами в процесс обучения, вызывают положительный отклик среди обучающихся и коллег-учителей. При проведении исследования нами были выявлены некоторые проблемы:
-
Неоднородное владение английским языком обучающихся;
-
Отсутствие достаточного количества методической литературы, учебных материалов в рамках интегрированной образовательной программы на английском языке;
-
Регламент времени для групповых заданий: обучающимся с низким уровнем может потребоваться помощь, а ученики с высоким уровнем могут справиться быстрее.
-
Учет возможности каждого ученика при деление на группы.
Рекомендации по устранению возникающих проблем:
-
Поиск методической литературы;
-
Сотрудничество с учителями английского языке;
-
Объяснение и изучение новой темы на 3 языках (казахском, русском и английском);
-
Самообразование.
Мы считаем, что для повышения мотивации и успешного усвоения учебного материала обучающимися следует:
– изучать материал урока через ее активное применение не только на уроке, но и внеурочной деятельности;
– использовать визуальные и наглядные материалы;
– создать тематический глоссарий для учащихся на английском языке;
– выбирать и составлять учебные тексты, содержащие не более 10–15 терминов;
– предлагать учебные тексты от более легкого к более сложному.
Использованная литература:
1. АОО НИШ. Интегрированная образовательная программа. — Астана:, 2011. — 56 с. Liz Dale, Rosie Tanner. CLIL Activities. —London: Cambridge press., 2012. — 235 с.
2. Усманова, З. Ф. Реализация технологии CLIL в условиях полилингвального обучения / З. Ф. Усманова, Т. В. Заяц,
3. Г. Ж. Мукажанова. —// Филология и лингвистика в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф.— Москва: Буки-Веди, 2017. URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12596/
4. Тихомирова В.Т., Развитие навыков исследовательской деятельности учителей в системе повышения квалификации: задания и упражнения. Учебное пособие.- Алматы: РИПКО СО, 2008.- 68с.