Материалдар / Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО

Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО

Материал туралы қысқаша түсінік
Дидактическая игра является одним из эффективных методов и приемов обучения детей в коррекционных классах начальной школы. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации и отработки необходимых умений и навыков
Авторы:
22 Шілде 2024
87
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Организация дидактической игры на уроке математики в классах КРО

ЗКО город Уральск

Утегенова Дана Жаскленовна

Дидактическая игра является одним из эффективных методов и приемов обучения детей в коррекционных классах начальной школы. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию мыслительной деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации и отработки необходимых умений и навыков

В случае детей, обучающихся в коррекционных классах, игра также способствует снятию барьера между внешним миром знания и психикой ребенка.

Дидактическая игра для детей с ООП представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с ОВЗ включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных навыков. В процессе игры ребенок становится внимательным, запоминает информацию, мысли, делает заключения, проявляет активность и интерес.

Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у школьника страх неизвестности.

Дидактические игры применяются на уроках математики:

- при изучении нумерации чисел;

- на развитие геометрических представлений;

- при изучении арифметических действий с числами;

- при изучении величины;

- при формировании временных представлений и т.д.

При отборе дидактических игр для детей с ООП необходимо учитывать:

1. Психологические особенности и возможности детей.

2. Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.

3. Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.

4. Учет возможности недостаточной подготовленности или ослабленности детей.

Основными критериями при отборе дидактических игр являются их коррекционная направленность, учет особенностей развития детей с ОВЗ, уровень сложности, доступный детям с ООП.

Руководство математической игрой - дело сложное и тонкое. На уроке игры нужно проводить так, чтобы воспитывать в младших школьниках самостоятельность и инициативу. Подчинение игрового настроения детей команде учителя снижает педагогическую ценность игры. Существует несколько общих правил, которых следует придерживаться, организуя игру на уроках математике:

математические дидактические игры не должны быть утомительны;

во время проведения игры учитель по возможности должен избегать замечаний играющим, так как это ведет к понижению интереса к игре;

планируя урок, целесообразно отвести для математических игр специальное место и время;

игры не должны носить случайный характер;

учитель должен являться справедливым и беспристрастным судьей.

При проведении математических игр учителю следует опираться на выработанные методические указания:

а) игра должна быть понятной каждому ребенку;

б) правила игры должны быть выражены точно, а число их должно быть невелико;

в) подбор числового и геометрического материала должен соответствовать программе класса и силам учащихся;

г) легкие и трудные игры должны чередоваться;

д) игры не должны требовать исполнения большого количества предварительных упражнений;

е) участие в игре должно носить добровольный характер.

Подбирая математические игры для работы в коррекционном классе, учитель должен подвергнуть их методическому анализу. В методике игры можно выделить следующие основные вопросы:

Цель игры.

Количество играющих.

Объем математических познаний, необходимых для проведения игры.

Наличие необходимых предварительных упражнений.

Правила ведения игры.

Возможные варианты игры.


Дидактические игры можно подобрать из дополнительной литературы, пособий для развития логического мышления детей. Среди таких игр можно подобрать те, которые направлены на развитие операции классификации.

Дидактическая игра является одним из самых эффективных методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с упражнениями игры дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что помогает более глубокому усвоению пройденного материала. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоционально-волевую сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения учебной мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

Мыслительные операции, которые осуществляются детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей утомительной, либо вообще недоступной. Вот почему, отрабатывая игровые правила, необходимо ограничивать их количество двумя-тремя условиями.

Таким образом, дидактическая игра является одним из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект, повысить уровень развития логического мышления и в частности операции классификации.

Одним из приемов логического мышления, которой должен овладеть учащийся школы является классификация. Для овладения данным приемом школьникам необходимы предварительные знания и умения. Они должны уметь находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия.

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым логическим мышлением. Однако, мышление детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. В частности, такие дети склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию; они с трудом овладевают логическими операциями.

Организуя обучение математике детей в коррекционных классах и школах, следует ориентироваться на специально разработанные программы, учитывающие особенности контингента учащихся.

Развитие логического действия классификации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения математике происходит поэтапно. При этом на каждом этапе любое действие, совершаемое с объектами, следует отрабатывать в материальном и материализованном плане с обязательным проговариванием каждой операции.

Обучение математике в условиях коррекционного обучения строится с учетом особенностей здоровья обучающихся.

Дидактическая игра является одним из средств, с помощью которых на уроках математики в условиях коррекционного обучения возможно привить ребенку с проблемами развития интерес к учебному предмету, воспитать любовь к занятиям и получить положительный обучающий эффект. У детей с ООП в среднем школьном возрасте ведущей деятельностью еще остается игра и с помощью дидактических игр возможно формирование учебной деятельности в процессе игры. Кроме того, игра затрагивает эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством формирования умений и навыков.

При развитии логического действия классификации у детей с ООП игровое содержание должно быть направленно на формирование конкретных умений, входящих в операционный состав классификации, подбор игрового материала проводится с соблюдением поэтапного принципа развития действия классификации при варьировании содержательных линий начального курса математики. Данные положения следует проверить в ходе эмпирического исследования.

Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!