Анафина Гульбаршин
Маликовна
Северо – Казахстанская область г.
Петропавловск
КГУ «Средняя школа №2»
Организация инклюзивного образования в
общеобразовательной школе
Одна из самых актуальных проблем в современном
образовании - это инклюзивное образование, которое ставит
перед педагогической общественностью задачу -
создание условий для получения образования всеми
детьми независимо от его физических, психических или
интеллектуальных особенностей.
Считается, что ребенок с особыми образовательными
потребностями (далее по тексту ООП) лучше адаптируется в
общеобразовательной школе, нежели в
специальной.
В нашей школе обучение детей с ООП началось в
2011 году. Были открыты специальные классы с задержкой психического
развития, а также были направлены учащиеся с ООП для обучения в
общеобразовательные классы. На сегодня детей с ООП, обучающихся в
общеобразовательных классах, более
20.
Развитие инклюзивного образования – процесс
сложный и порой не организованный. Инклюзивное
пространство подразумевает открытость и доступность не только для
детей, но и для взрослых. Администрация школы и педагогический
коллектив, принявшие идею инклюзии, столкнулись с множеством
проблем по организации учебного процесса, по отработке механизма
взаимодействия между всеми участниками образовательного
процесса:
-
не достаточное отражение в нормативных документах
организации учебного процесса детей с ООП в общеобразовательной
школе;
-
педагоги
были не готовы внедрять инклюзивное образование ни психологически,
ни профессионально;
-
материально-техническое
оснащение.
Необходимо было изменить учебно-воспитательный
процесс, создавать новые формы и методы обучения
для
максимального раскрытия способностей этих детей, вводить новые
командные формы работы по согласования
интересов всех участников образовательного процесса (детей,
родителей, педагогов,
администрации).
Важным
шагом при внедрении инклюзивного образования является подготовка и
переподготовка учителей-предметников, работающих с учащимися с ООП.
Учитель должен овладеть комплексными междисциплинарными знаниями об
особенностях развития детей с особыми потребностями, о причинах,
вызывающих трудности в развитии, а также специальной методикой их
обучения по преподаваемым предметам. 15
учителей-предметников получили второе высшее образование по
специальности «Дефектология», все остальные прошли курсы повышения
квалификации по инклюзивному
образованию.
Основной принцип управления школой сегодня, в
которой обучаются дети с ООП - принцип включения в принятие решений
и их выполнение всеми участниками образовательного
процесса.
Структура управления инклюзивным образованием
включает педагогический совет, родительский комитет, рабочую группа
по внедрению вопросов инклюзии.
Главным условием для успешного обучения и
воспитания детей с ООП является создание командного эффективного
управления педагогическим процессом. Так
для качественного функционирования инклюзивного
образования в школе с 2018 года создана рабочая группа педагогов
(специалисты
службы психолого-педагогического сопровождения -
дефектологи, логопед, психологи), которые
занимаются вопросами обучения и воспитания особых детей,
разрабатывают положения и рекомендации по организации инклюзии,
проводят с педагогами семинары-практикумы. Руководит группой
заместитель директора по УР, базовое образование которого
«Дефектолог». На начало учебного года проводится мониторинг
учащихся, имеющих справки ВКК, рекомендации специалистов ПМПК, на
основании которых определяется программа обучения. Составляется
индивидуальный учебный план на каждого учащегося, коррекционный
компонент которого распределяется тем специалистам, помощь которого
необходима обучающемуся. Предметы коррекционного компонента
учащийся с ООП посещает по графику, утвержденному директором. Все
предметы инвариантного компонента посещает со своими сверстниками.
С осени 2019 года в школе при поддержке фонда «ДАРА» открыт
ресурсный центр, специалисты которого активно работают с родителями
и учащимися, помогают им решать возникшие проблемы, оказывают им
необходимую помощь.
Таким образом, в школе в настоящее время с
учащимися с ООП работает весь педагогический коллектив, направления
работы которому задают наши педагоги рабочей группы. Результатами
качественной организованной работы являются
снятие статуса с ребенка с
ООП. Таких учащихся только за текущий год в школе четыре.
Полученные результаты говорят о том, что в школе создано
эффективное управление педагогическим процессом по внедрению
инклюзивного образования.
Проблемы
организации учебного процесса при инклюзивном образовании не решит
один директор или один завуч. Их решат высококвалифицированные,
знающие свое дело педагоги!
Заместитель директора по УР, Анафина
Г.М.
Июнь
2020 года