Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Организация работы школы по инклюзивному образованию «Школа без границ»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Садуева К.С., зам. директора по УР,
Мурзабекова А.Б., зам. директора по НМР
КГУ «Общеобразовательная школа № 16 отдела образования города Костаная»
Организация работы школы по инклюзивному образованию
«Школа без границ»
Обучение в школе
вместе со всеми
может быть трудным,
но точно возможным
В последнее время все больше внимания уделяется одной из тенденций современного образования, а именно обеспечению детей с ограниченными возможностями правом обучаться наравне с ребятами, не имеющими каких-либо отклонений в развитии, и полноценно посещать образовательные учреждения.
Такой тенденции присвоили название «Инклюзивное образование», и она довольно уверенно распространяется в обществе. Суть инклюзии в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное образование – это признание особенностей развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется способом, наиболее подходящим каждому ребенку
Подготовка инклюзивной школьной среды предполагает соблюдение следующих обязательных условий:
-
безусловное принятие педагогами каждого ученика независимо от его возможностей;
-
обеспечение толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса и технического персонала;
-
определение учебных целей в соответствии с зоной ближайшего развития ученика с ООП;
-
включение ученика с ООП во внеучебные школьные мероприятия;
-
использование потенциала семьи в поддержке ученика.
В нашей школе реализуется инклюзивное образование реализуется с 2016 года. Общее количество обучающихся составляет 1565, из них обучающихся с особыми образовательными потребностями 10 человек, что составляет 0,6 % от общего количества учащихся. Из общего количества педагогов (127 педагогов) 48 учителей работают с детьми особыми образовательными потребностями, из них:
-
Педагог-мастер: 1
-
Педагог-исследователь:5
-
Высшая категория: 1
-
Педагог-эксперт: 3
-
Первая категория: 3
-
Педагог-модератор: 16
-
Вторая категория: 1
-
Педагог: 16
Качественный состав соответствует показателю 27,1%
68 учителей имеют удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования, что способствует взаимозаменяемости в системе реализации учебно-воспитательного процесса.
В рамках реализации инклюзивного образования в нашей общеобразовательной школе создана модель образовательной среды школы и организована система служб: психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и психолого-педагогический консилиум. Выделены специалисты, наделённые полномочиями: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР.
Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).
М одель службы сопровождения основана на понятии, что обучение обучающихся с особыми образовательными потребностями сфокусирована на образовательной поддержке и адаптации факторов окружающей среды. По уровням психолого-педагогического сопровождение подразделяются на индивидуальные, групповые работы, мероприятия на уровне класса, на уровне организации образования и формам психолого-педагогического сопровождения: консультирование, развивающая работа, диагностика, профилактика, экспертиза, просвещение, коррекционная работа
Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации: создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Задачи:
-
создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями;
-
обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
-
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего направлений деятельности;
-
постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
-
изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
Работа с учащимися ведется по следующим направлениям:
1) Осуществление индивидуального подхода во время образовательного процесса. Индивидуальный компонент отражается в поурочном плане.
2) Психолого-педагогическое сопровождение учащихся членами школьного педагогического консилиума (ПМПК).
3) Коррекционные занятия с психологом и логопедом школы.
Дети с особыми образовательными потребностями, включенные в общеобразовательную организацию, обучаются как по общеобразовательным учебным программам, так и по специальным учебным программам в соответствии с ГОСО РК и рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация). В зависимости от особенностей освоения учебной программы обучающимися с особыми образовательными потребностями учитель может адаптировать для них программы в рамках ГОСО РК.
На каждого учащегося-инклюзив ведется индивидуальная карта развития, где отмечается уровень усвоения программного материала по основным предметам учебного плана, составлены индивидуальные календарно-тематические планы, на уроках осуществляется дифференцированный подход к данной категории учащихся, учителя составляют карточки с заданиями по темам, при выполнении которых учащиеся не испытывают затруднений.
Индивидуальный компонент также отражается в поурочном плане, где отражается использование вариативных, специальных и альтернативных методов, изменение способов оценивания результатов обучения (достижений ученика).
Все педагоги, работающие в классах с ООП прошли курсы повышения квалификации.
Для успешного включения детей с ООП в школьную жизнь включена работа с родителями через службы психолого-педагогического сопровождения.
Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ООП имеет воспитательная система.
Организован учебный процесс для данной категории учащихся с применением различных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством организации очных, подгрупповых и индивидуальных
занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом в соответствии с заключением ПМПК, образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям ПМПК и психолого-педагогического консилиума Школы.
Обучающиеся с ООП получают документа об образовании, успешно адаптируются в социуме, становятся полноценными его членами.
Для создания комфортных условий в образовании детей с ООП проводится работа по формированию толерантности всех участников образовательной деятельности к детям с ООП. Учащиеся-инклюзив принимают участие в коллективно-творческих делах класса и школы с учетом их возможностей и интересов, например на фестивале Здоровья, праздниках Нового года, Наурыза, методических неделях конкурсах рисунков, стихов и т.д. Участие детей с ООП в мероприятиях с учётом общешкольные праздники, НПК и т.д.
Для пополнения базы методических и дидактических материалов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями педагогами школы разработали пособия, которые получили междуатомный идентификатор ISBN национальной книжной палаты: методическое пособие «Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» под авторством Иваниной С.А., педагога-логопеда, 2020 г. ISBN 978-601-343-390-5; «Инклюзивті оқушыларға арналған тапсырмалар жинағы» - авторы Садуева К.С., Дуйсембаева Г.Т., Ибраева А.С. учителя казахского языка и литературы, 2017 г. ISBN 978-601-321-358-3.
Обобщение опыта работы педагога-психолога и педагога-логопеда с республиканской научно-практической конференции «Особый ребенок: исследование и опыт помощи».
В рамках сотрудничества школ между общеобразовательной школой № 16 и основной средней школе № 14 педагоги школы участвовали в семинаре «Методические основы инклюзивного образования» и практикуме «Каждый ребенок имеет право на понимание».
В школе работает творческая группа учителей под руководством Иваниной С.А. «Создание и использование модели комплексного сопровождения в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии».
В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».