Садуева К.С., зам.
директора по УР,
Мурзабекова
А.Б., зам. директора по
НМР
КГУ «Общеобразовательная
школа № 16 отдела образования города
Костаная»
Организация работы школы по
инклюзивному образованию
«Школа без
границ»
Обучение в
школе
вместе со
всеми
может быть
трудным,
но точно
возможным
В последнее время все больше
внимания уделяется одной из тенденций современного образования, а
именно обеспечению детей с ограниченными возможностями правом
обучаться наравне с ребятами, не имеющими каких-либо отклонений в
развитии, и полноценно посещать образовательные
учреждения.
Такой тенденции присвоили
название «Инклюзивное образование», и она довольно уверенно
распространяется в обществе. Суть инклюзии в том, что система
обучения и воспитания подстраивается под ребенка, а не ребенок под
систему. Инклюзивное образование – это признание особенностей
развития ребенка и его способности к обучению, которое ведется
способом, наиболее подходящим каждому
ребенку
Подготовка инклюзивной
школьной среды предполагает соблюдение следующих обязательных
условий:
-
безусловное принятие
педагогами каждого ученика независимо от его
возможностей;
-
обеспечение толерантной
культуры поведения всех участников образовательного процесса и
технического персонала;
-
определение учебных целей в
соответствии с зоной ближайшего развития ученика с
ООП;
-
включение ученика с ООП во
внеучебные школьные мероприятия;
-
использование потенциала семьи
в поддержке ученика.
В нашей школе реализуется
инклюзивное образование реализуется с 2016 года. Общее количество
обучающихся составляет 1565, из них обучающихся с особыми
образовательными потребностями 10 человек, что составляет 0,6 % от
общего количества учащихся. Из общего количества педагогов (127
педагогов) 48 учителей работают с детьми особыми образовательными
потребностями, из них:
-
Педагог-мастер:
1
-
Педагог-исследователь:5
-
Высшая категория:
1
-
Педагог-эксперт:
3
-
Первая категория:
3
-
Педагог-модератор:
16
-
Вторая категория:
1
-
Педагог:
16
Качественный состав
соответствует показателю 27,1%
68 учителей имеют
удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного
образования, что способствует взаимозаменяемости в системе
реализации учебно-воспитательного
процесса.
В рамках реализации
инклюзивного образования в нашей общеобразовательной школе создана
модель образовательной среды школы и организована система служб:
психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и
психолого-педагогический консилиум. Выделены специалисты,
наделённые полномочиями: педагог-психолог, социальный педагог,
учитель-логопед, заместитель директора по УР, заместитель директора
по ВР.
Работа осуществляется через
тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе
нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики,
локальные акты, методические
рекомендации).
М одель
службы сопровождения основана на понятии, что обучение обучающихся
с особыми образовательными потребностями сфокусирована на
образовательной поддержке и адаптации факторов окружающей среды. По
уровням психолого-педагогического сопровождение подразделяются на
индивидуальные, групповые работы, мероприятия на уровне класса, на
уровне организации образования и формам психолого-педагогического
сопровождения: консультирование, развивающая работа, диагностика,
профилактика, экспертиза, просвещение, коррекционная
работа
Цель и задачи реализации
инклюзивного образования в образовательной организации: создание
единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые
возможности.
Задачи:
-
создание единой психологически
комфортной образовательной среды для детей с ограниченными
возможностями;
-
обеспечение диагностирования
эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с
особенностями развития на этапе школьного
обучения;
-
организация системы
эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса
инклюзивного образования через взаимодействие
диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего направлений
деятельности;
-
постепенное повышение
мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через
осознанное отношение к позитивной
деятельности;
-
изменение общественного
сознания по отношению к детям с особенностями в
развитии.
Работа с учащимися ведется по
следующим направлениям:
1) Осуществление
индивидуального подхода во время образовательного процесса.
Индивидуальный компонент отражается в поурочном
плане.
2) Психолого-педагогическое
сопровождение учащихся членами школьного педагогического консилиума
(ПМПК).
3) Коррекционные занятия с
психологом и логопедом школы.
Дети с особыми
образовательными потребностями, включенные в общеобразовательную
организацию, обучаются как по общеобразовательным учебным
программам, так и по специальным учебным программам в соответствии
с ГОСО РК и рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогическая
консультация). В зависимости от особенностей освоения учебной
программы обучающимися с особыми образовательными потребностями
учитель может адаптировать для них программы в рамках ГОСО
РК.
На каждого учащегося-инклюзив
ведется индивидуальная карта развития, где отмечается уровень
усвоения программного материала по основным предметам учебного
плана, составлены индивидуальные календарно-тематические планы, на
уроках осуществляется дифференцированный подход к данной категории
учащихся, учителя составляют карточки с заданиями по темам, при
выполнении которых учащиеся не испытывают
затруднений.
Индивидуальный компонент также
отражается в поурочном плане, где отражается использование
вариативных, специальных и альтернативных методов, изменение
способов оценивания результатов обучения (достижений
ученика).
Все педагоги, работающие в
классах с ООП прошли курсы повышения
квалификации.
Для успешного включения детей
с ООП в школьную жизнь включена работа с родителями через службы
психолого-педагогического сопровождения.
Большое значение для
образовательной деятельности обучающихся с ООП имеет воспитательная
система.
Организован учебный процесс
для данной категории учащихся с применением различных
образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается
посредством организации очных, подгрупповых и
индивидуальных
занятий с
учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом в
соответствии с заключением ПМПК, образовательными потребностями
семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях
дополнительного образования, внеурочной деятельности,
культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими
отклонений в развитии, если это не препятствует совместному
образовательному и воспитательному процессу и не противоречит
рекомендациям ПМПК и психолого-педагогического консилиума
Школы.
Обучающиеся с ООП получают
документа об образовании, успешно адаптируются в социуме,
становятся полноценными его членами.
Для создания комфортных
условий в образовании детей с ООП проводится работа по формированию
толерантности всех участников образовательной деятельности к детям
с ООП. Учащиеся-инклюзив принимают участие в коллективно-творческих
делах класса и школы с учетом их возможностей и интересов, например
на фестивале Здоровья, праздниках Нового года, Наурыза,
методических неделях конкурсах рисунков, стихов и т.д. Участие
детей с ООП в мероприятиях с учётом общешкольные праздники, НПК и
т.д.
Для пополнения базы
методических и дидактических материалов для работы с детьми с
особыми образовательными потребностями педагогами школы разработали
пособия, которые получили междуатомный
идентификатор ISBN национальной книжной палаты:
методическое пособие «Логопедическая работа по профилактике
нарушений письма у старших дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи» под авторством Иваниной С.А.,
педагога-логопеда, 2020 г. ISBN 978-601-343-390-5; «Инклюзивті
оқушыларға арналған тапсырмалар жинағы» - авторы Садуева К.С.,
Дуйсембаева Г.Т., Ибраева А.С. учителя казахского языка и
литературы, 2017 г. ISBN 978-601-321-358-3.
Обобщение опыта работы
педагога-психолога и педагога-логопеда с республиканской
научно-практической конференции «Особый ребенок: исследование и
опыт помощи».
В рамках сотрудничества школ
между общеобразовательной школой № 16 и основной средней школе № 14
педагоги школы участвовали в семинаре «Методические основы
инклюзивного образования» и практикуме «Каждый ребенок имеет право
на понимание».
В школе работает творческая
группа учителей под руководством Иваниной С.А. «Создание и
использование модели комплексного сопровождения в обучении учащихся
с особыми образовательными потребностями в условиях
инклюзии».
В заключение хочется привести
слова Министра образования и занятости британского правительства
Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами
детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование
детей с особыми потребностями является одной из основных задач для
страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного
общества, где каждый сможет чувствовать причастность и
востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность
каждому ребенку, независимо от его потребностей и других
обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить
пользу обществу и стать полноценным его
членом».