Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УЛАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ БАЗЫЛБЕКА АХМЕТОВА»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Плындина Наталья Юрьевна-
заместитель директора по учебной работе, учитель начальных классов
СЕЛО НОВО-ОДЕССКОЕ, 2020 ГОД
Организация внутришкольного контроля в сельской малокомплектной школе
ИЗ ТОЧЕК КОНТРОЛЯ
ПРОИЗРАСТУТ ТОЧКИ РОСТА
Особенности ВШК в сельской малокомплектной школе
-
Небольшое количество педагогов и учащихся
-
Личное знакомство и родственные связи между участниками УВП
-
Малые материальные потребности – малые материальные возможности
-
Ограниченность в образовательных услугах и ресурсах
-
Объективная невозможность ведения полноценного внутришкольного контроля в складывающихся условиях и тенденциях развития образования
ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ
-
Изучение фактического состояния
-
Сравнение фактического состояния процесса с планируемым, программируемым.
-
Выявление отклонений фактического состояния процесса от планируемого.
Изучение фактического состояния
-
Мониторинг успеваемости по четвертям и по итогам АКР, внеурочной деятельности, воспитательной работы, работы по охране труда и сохранению здоровья
-
Работа с документацией (журналами, тетрадями, дневниками, рабочими программами)
-
Посещение уроков
-
Анкетирование учащихся и родителей, аналитические справки педагогов
Сравнение фактического состояния процесса с планируемым
-
Сравнительный анализ планов работы, программ и результатов мониторинговых исследований
-
Сравнительный анализ «в динамике», т.е. с предыдущими результатами
-
Анализ работы школы за определенный период (публичный доклад, анализ работы школы за полугодие, год)
Выявление отклонений фактического состояния процесса от планируемого
-
Выявление причин, вызвавших отклонение – как объективных, так и субъективных
-
Совместная с объектом контроля работа над устранением причин или минимализацией их воздействия
-
Ликвидация отклонений или их уменьшение
Рычаги управления
-
Стимулирование
-
Создание идейной мотивации, «командного духа»
-
Мягко, но требовать; не давить там, где не болит
-
Поиск личной заинтересованности каждого в конечной цели
-
Поддержка во всех положительных начинаниях
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Объединение классов в комплекты
В подавляющем большинстве территорий начальная школа на селе – одно- или двухкомплектная. При работе по программе 1-4 комплектование классов происходит по договорённости между учителями: в один комплект сводятся смежные (1 и 2, 3 и 4) классы или разновозрастные (1 и 3, 2 и 4). Оптимальным мы считаем объединение разновозрастных классов и рекомендуем его учителям. Это традиционное, из земской народной школы идущее комплектование, опробованное многими поколениями учителей; такое объединение педагогически целесообразно, так как позволяет организовать самостоятельную работу старших, работу в переменных парах, высвобождая время учителя для младших, требующих усиленного внимания; учителю легче переключать своё внимание, не смешивать учебные программы; не снижать требований к старшим, приноравливаясь к младшим, что случается при смежном комплектовании.
В целом выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного фактора (число учащихся каждого класса и число первоклассников) и от субъективного (отношения между учителями, стабильность школы и пр.). в массе учителя отдают предпочтение разновозрастному объединению.
Если школа работает по программе 1-3, то в комплект объединяются либо все три класса, либо два, а один выводится из комплекта. Возможен такой вариант: на первое полугодие из комплекта выводится первый (108) класс, на второе – третий, выпускной. Фактически же комплектование зависит от загруженности учителя и оплаты его труда.
Структура урока
В малокомплектной школе она имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ.
Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединённом классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. наличие двух-трёх классов определяет необходимость таких заданий, они входят составляющими практически в каждый этап урока.
Следующая особенность состоит в зависимости объёма амостоятельной работы детей от объёма работы учителя с другим классом.
Самостоятельная деятельность, по существу, носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом.
Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников: РУ СД РУ СД РУ.
Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и без этого руководства требует жёсткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчёта времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя. В свою очередь жёсткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать всё необходимое на уроке (наглядные пособия и учебные записи: заданий для самостоятельной работы, текстов для переработки, условия задачи, алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги – плакатиках) заранее, так как на любое отвлечение от работы с классом, будь то запись на доске или простое прикрепление таблицы, неизбежно приводят к потерям учебного времени.
Причём потери эти у разных учителей на разных уроках колеблются в начале урока от 1 до 10 минут, в середине – от 1 до 18 минут, в конце – от 1 до 7 минут.
Потери времени в начале урока, как правило, имеют одну причину: не имея задания для самостоятельного выполнения, дети не могут включиться в урок. Нерациональное расходование учебного времени в середине и в конце урока вызывается нечёткой дозировкой объёма самостоятельной работы.
Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.
. На этапе подготовки к усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом, как правило, обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В условиях занятий нескольких классов этот этап подготовки меняется: функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанное единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.
Если при коллективных формах работы вполне оправданы задания типа: «Какие числа называются однозначными? Двузначными? Назови несколько однозначных чисел, двузначных», или «Какие гласные буквы пишутся после ж, ш, ч, щ?», «Что называется подлежащим?», предполагающие незамедлительно за вопросом следующий ответ, то в малокомплектной школе такие нечёткие в формулировках задания малоэффективны. Ребёнок не знает, что именно он должен делать: вспомнить, сказать, записать, - и нередко никак не реагирует на подобные задания. Речь идёт о том, что условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения. Приведённые примеры заданий при этом приобретают следующий вид: «Из данного ряда чисел 7, 15, 20, 6 выпиши сначала все однозначные числа, затем все двузначные», или «Вспомни и запиши, какие гласные пишутся после ш, щ, ч, ж. Запиши пример на каждый случай», «Приготовься ответить, что называется глаголом», «Вспомни и приготовься рассказать о подлежащем».
Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приёмов применения полученных знаний в практической деятельности. На этапе закрепления учитель ещё раз разъясняет приёмы всему классу и закрепляет их путём многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи учителя.
В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе, функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определённой последовательности приёмов работы.
Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов. В связи с этим поиски практиков и учёных идут в направлении приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы. Разработаны и применяются в сельских школах такие варианты организации занятий: а) один из классов первые два урока занимается вне комплекта; б) проведение однотемных уроков; в) проведение однопредметных занятий всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.
Для предметников «родной язык», «русский язык», «математика», «познание мира» рациональной мы считаем такую организацию уроков при однопредметном их сочетании, при которой выделяется общий этап урока. Схематическое изображение структуры уроков вариативно:
1 вариант
(с. 110)
2 вариант
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
Самостоятельная работа по классам |
|
Работа с учителем |
|
Общая работа под руководством учителя |
|
Работа с учителем |
Самостоятельная работа по классам |
|
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
|
Общая работа под руководством учителя |
|
Работа с учителем |
Самостоятельная работа по классам |
|
Самостоятельная работа |
Работа с учителем |
Самостоятельная работа |
Необходимо заметить, что организация работы двух (трёх) классов на общем этапе урока требует неукоснительного соблюдения методического правила, известного по однотемным урокам: вопросы и задания учитель предлагает всем, а отвечать начинают младшие. Начиная беседу с учениками первого класса и давая возможность старшеклассникам, которые имеют о данному вопросу определённые понятия и представления, приводить свои пример, учитель может сделать процесс освоения темы более динамичным, живым и добиваться в результате основательных теоретических знаний, так как старшие классы при анализе изучаемых понятий должны будут привлечь примеры из своей практики. Пример в обучении, данный старшими учениками товарищам по класс, естественно стимулирует развитие младших.
Вместе с тем практика и опытное обучение показывают, что оптимальным следует считать сочетание обычных уроков и уроков с общим для всех классов этапом с периодическим включением однотемных уроков, преимущественно обобщающего характера.
Варианты комплектования классов
Вопрос комплектования, т.е. объединения классов в один комплект, - это проблема двухкомплектной начальной школы или начального звена неполной (полной) средней школы, где работают два учителя. Наибольшую трудность вызывает решение следующей проблемы: с каким классом целесообразнее объединять 1 класс, имея в виду интересы детей и учителя. Рассмотрим некоторые варианты.
-
объединяются 1 и 2 классы.
Положительным в таком объединении можно считать близость возраста и том факт, что 1 класс является пропедевтическим. В этом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы: для первоклассников – показ образца действия, для второклассников – повторение и упражнение в правильном действии. Близки и такие характеристики, как объём произвольного внимания: 1 класс – в пределах 5 минут, 2 класс – 8 минут работы над заданием при слушании объяснения учителя. Объединение позволяет работать в парах сменного состава.
По мнению учителей и методистов, существенным недостатком такого объединения является неумение первоклассников и второклассников работать самостоятельно не только из-за несформированности этого умения, но и потому, что они фактически не владеют техникой чтения. При скорости чтения 25-30 слов в минуту (программное требование) нельзя требовать осознанности. Следовательно, ребёнок, занятий невероятно трудным делом, а именно переводом знака – буквы в звук, слиянием звуков в слоги и слогов в слова, просто не может одновременно решать стоящую перед ним учебную задачу. При таком темпе чтения дети 2 класса учатся «с голоса», по памяти. Отсюда вопросы у школьников «Что делать? Как делать?» и метания учителя от одного класса к другому и невероятная дробность урока.
-
Объединяются 1 и 3 классы
В этом варианте снимаются недостатки первого варианта. Ученики 3 класса умеют работать самостоятельно и время их произвольного внимания (10-12 минут) позволяет учителю организовать выполнение довольно сложных заданий. Относительная подготовленность третьеклассников даёт возможность помогать учителю в качестве консультантов при использовании технологии коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.
Недостатком такого объединения является появляющийся у учителя соблазн и соответствующая ему возможность увеличить время и объём самостоятельной деятельности учеников 3 класса с целью освобождения времени для работы с первоклассниками. Стремление как можно быстрее и качественнее подготовить первоклассников к самостоятельной учебной деятельности понять можно, однако делать это за счёт третьеклассников неоправданно.
-
Объединяются 1 и 4 классы.
На первый взгляд это вариант выглядит привлекательнее других именно из-за больших возможностей организации самостоятельной работы в 4 классе. Однако опасность больше времени уделять первоклассникам за счёт учеников 4 класса ещё выше, чем в предыдущем варианте, а 4 класс – выпускной, когда «подчищаются» недоработки, повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне, так как у учеников этого возраста появляются новообразования – новые возможности их мыслительной деятельности. также четвероклассники требуют усиленного внимания в связи с тем, что формирование половой сферы часто приводит к капризам, слезливости, обидчивости и агрессивности.
-
Если исходить из давно выявленной специфики малокомплектной школы – обязательность самостоятельной работы учащихся на каждом уроке, от качества которой зависит результативность всего учебно-воспитательного процесса, - то основной критерий объединения классов в комплекты – это возможность учеников работать без непосредственного руководства учителя. И с этих позиций объединение в один комплект учеников из 1 и 3 классов, а второй комплект – из 2 и 4 классов является самым целесообразным. В первом комплекте учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу 3 класса и в это время спокойно вести занятия с первоклассниками. Во втором комплекте учитель больше внимания уделяет выпускному, 4 классу, готовя его к продолжению обучения в среднем звене школы.
Деятельность учителей в двухкомплектной начальной школе регламентируется и другими основаниями. Например, в каждом из комплектов один учитель ведёт уроки русского языка и чтения, а второй – уроки математики и других предметов, один – уроки изобразительного искусства и музыки, другой – физической культуры. Здесь учитываются профессиональные предпочтения (что «любит» учитель) и количество часов учебной нагрузки. Возможно и чередование, т.е. передача «своих» / «своего» классов коллеге.
Но практика начинает склоняться в сторону выравнивания объёма и сложности нагрузки каждого учителя, иногда в ущерб интересам учеников.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ
В МАЛОЧИСЛЕННОМ КЛАССЕ
Известно, что самостоятельная работа – главный фактор нормального функционирования начальной однокомплектной школы. В то время, когда ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, опрашивает, разъясняет задание – занимается с учащимися других классов. Самостоятельная работа является обязательным элементом каждого урока однокомплектной школы, во многом определяет уровень подготовки учащихся.
Есть и ещё одно отличие урока в этом типе школ: необходимо чередовать самостоятельную работу учащихся с деятельностью под руководством учителя. Количество таких этапов у разных учителей неодинаково и зависит от числа заданий для самостоятельной работы. На практике учителя школ включают в урок от трёх до шести самостоятельных видов работы. Это наиболее целесообразное количество, достаточное и необходимое для обеспечения нормальных занятий каждого класса.
Можно отметить общие специфические особенности организации самостоятельной работы в начальных классах сельской школы любого типа (однокомплектной, двухкомплектной):
-
высокий уровень управляемости самостоятельной работой;
-
упрощение руководства самостоятельной работой;
-
упрощение проверки и оценки результатов самостоятельной работы;
-
возможность организовать самостоятельную работу в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем подготовки каждого ученика;
-
возможность использовать различные формы организации самостоятельной работы (индивидуальная, парная, групповая).
Неодинаковый количественный состав учащихся малых классов вносит свои коррективы в организацию самостоятельной работы. Так, если в классе один ученик, то возможна лишь индивидуальная форма проведения самостоятельной работы. В классе, где обучается более двух учеников, можно использовать как индивидуальную, так и парную, групповую формы работы.
Учителя начальных классов на уроках чаще используют индивидуальную форму организации самостоятельной работы. Анализ уроков, беседы с учителем показали, что более 90% самостоятельных работ – индивидуальная, остальные – парные формы работы. Такое резкое несоответствие парной и индивидуальной форм работы объясняется, во-первых, отсутствием у учителя необходимой методики проведения такого вида работ, во-вторых, отсутствием дидактического материала для организации самостоятельной работы в парах. Те же причины объясняют тот факт, что в начальных сельских школах практически не используется групповая форма самостоятельной работы. Исключение – взаимопроверка.
Самостоятельная работа чаще всего используется на этапах проверки знаний и повторения, закрепления знаний, умений, навыков. Из бесед с учителями можно сделать вывод, что самостоятельная работа всё чаще включается на этапе первичного закрепления вновь полученных знаний. Сразу после объяснения нового материала около 15% опрошенных учителей предлагают учащимся карточки для самостоятельной работы.
Анализ уроков, сведённый в таблицу, показывает, на каких этапах урока используется самостоятельная работа.
№ п/п |
Этапы урока |
Число о выбора самостоятельной работы |
1. |
Приобретение новых знаний |
4 % |
2 |
Первичное закрепление |
23 % |
3. |
Применение знаний, умений, навыков |
64 % |
4. |
Повторение и закрепление знаний, умений, навыков |
84 % |
5. |
Проверка знаний |
89 % |
Инструктаж учителя перед выполнением самостоятельной работы всё больше ориентирован на каждого ребёнка. Малое число учащихся в классе позволяет учителю включать в инструктаж указания на рациональную последовательность действий, выполняемых учениками, а при необходимости давать советы о путях преодоления трудностей. Инструктаж даётся непосредственно перед выполнением самостоятельной работы и во многом определяет эффективность выполнения самостоятельной работы. Особенно важен чёткий и ясный инструктаж при одновременной работе учителя с тремя классами.