Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Организация учебно-методической работы в МКШ в условиях обновления содержания образования.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Организация учебно-методической работы в МКШ в условиях обновления содержания образования.
Грунина Ирина Григорьевна, заместитель директора по УВР
КГУ «Пантелеймоновская основная школа»
Интеграция Республики Казахстан в мировое образовательное пространство обозначила необходимость обновления национальной системы образования, успешность которого определяется президентом страны Н.А.Назарбаевым «одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса».
Президент страны указывает, что «модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:
1) оптимизация образовательных учреждений;
2) модернизация учебно-воспитательного процесса;
3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг»
На образование возлагается ответственность в создании образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих навыков широкого спектра:
функционального и творческого применения знаний;
критического мышления;
проведения исследовательских работ;
использования информационно-коммуникационных технологий;
применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;
умения работать в группе и индивидуально.
Для Республики Казахстан, где 56,5% от общего числа школ страны составляют малокомплектные школы, определение эффективных путей совершенствования управления педагогическим процессом в специфических условиях малокомплектной школы, в связи с обновлением содержания образования, приобретает особую актуальность.
Несмотря на выделяемые специфические трудности малокомплектной школы, учителю подобной организации образования в соответствии с требованиями обновления содержания образования легче осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, реализовывать практическую направленность учебной деятельности учащихся, включать их в общение с педагогом и одноклассниками. Это позволит успешно организовывать учебный процесс в начальных классах малокомплектной школы в соответствии с требованиями нового стандарта начального образования.
Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе станут:
- мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения;
- активная позиция ученика;
- коллаборативное обучение, участие старших в обучении младших;
- личностно-ориентированный подход и дифференциация;
- применение коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности;
- прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков без потери их практикоориентированности;
- участие учащихся в управлении учебным процессом и оценивании учебных достижений.
В законе РК «Об образовании» малокомплектная школа рассматривается как общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.
Особенность учебного процесса МКШ состоит в том, что он организуется в соответствии с учетом разновозрастного обучения учащихся в классах -комплектах.
Разновозрастное обучение – совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Разновозрастное обучение строится на таких принципах организации занятий в разновозрастных группах, как:
Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста требует:
определения общих для всех классов задач и конкретизации задач для каждой возрастной группы;
отбора в содержании материала знаний и умений, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
подбора соответствующих общему содержанию способов учебной работы учащихся разного возраста;
выделения, с одной стороны, тех вопросов в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимых для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательных для старших;
отбора групповых и индивидуальных форм занятий для каждого класса с учетом специфики содержания учебного материала.
Принцип педагогизации учебной деятельности детей заключается в обеспечении подготовки учащихся более старшего возраста в качестве организаторов учебного занятия – им делегируется ряд педагогических функций, например, проверка домашнего задания.
Принцип взаимообучения основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга: каждый учащийся как член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища.
Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста предполагает использование учителем различных форм и методов организации разновозрастного сотрудничества.
Принцип обеспечения психологической защищенности ребенка требует учета при формировании разновозрастных групп возрастных особенностей, межличностных отношений учащихся, их психологической совместимости, способности и готовности к отстаиванию независимости своей позиции.
Принцип оптимальности возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии предполагает принятие учителем решения о целесообразности объединения учащихся того или иного возраста.
Согласно Типовым правилам деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), в МКШ:
при совмещении и объединении классов в один класс-комплект число разновозрастных обучающихся не должно превышать 10 человек;
наполняемость классов допускается от 3-10 человек и более;
при объединении трех или четырех классов применяется скользящий график организации учебных занятий;
не допускается совмещенное обучение обучающихся первого класса и выпускных классов;
при применении методик разновозрастного обучения допускаются совмещения второго и третьего классов; третьего и четвертого классов или второго и четвертого классов; пятого и шестого классов, шестого и седьмого классов; седьмого и восьмого классов.
Разновозрастное обучение организуется в следующих вариантах:
постоянно на всех уроках по всем предметам;
постоянно на уроках технологии, физической культуры, художественного труда, музыки в разновозрастных группах;
систематически при совпадении содержания учебного материала в разных классах (однотемные уроки):
полное совпадение содержания учебного материала. Например, математика 2 и 3 класс – тема «Единицы массы»;
частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой. Например, «Познание мира» 2 класс раздел «Жизнедеятельность растений» и 4 класс «Растительный и животный мир Казахстана»;
содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. Например, математика 3 класс тема «Объем» является основой для изучения темы «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Так как многие темы в начальной школе повторяются на разном уровне, рекомендуется планировать учебный процесс так, чтобы уроки по этим темам проводились одновременно во всех классах: часть времени на таких уроках может быть использована для рассказа, беседы, демонстрации опыта, картин, таблиц, рассчитанных на учащихся всех классов, а в течение остального времени ученики каждого класса работают над отдельными заданиями.
4) периодически как запланированные, как необычная форма урока и т.п.
Если учитель выбирает организацию разновозрастного обучения на всех этапах урока, то рекомендуется составление однопредметного расписания.
На уроке разновозрастное взаимодействие возможно организовать:
на всех этапах урока;
Например, можно рекомендовать следующие виды работ в разновозрастном классе МКШ в зависимости от этапа.
Виды работ в разновозрастном классе МКШ
№ |
Этап |
Виды работ |
|
актуализация знаний, мотивация деятельности |
взаимопроверка домашнего задания, опрос, совместная работа по «Дневнику наблюдения» |
|
усвоение нового материала |
чтение и анализ текста учебника, проведение исследовательских и практических работ |
|
закрепление |
ответы на взаимные вопросы, совместное выполнение заданий по изученной теме, творческой работы, закрепление и применение изученного |
|
подведение итогов |
анализ и самоанализ совместной деятельности учащихся, выставление оценок (самооценка и взаимооценка), совместная помощь учащихся в разъяснении этапов подготовки и выполнения домашнего задания |
на отдельных этапах для решения общих учебных задач, например, на уроке литературного чтения старшие рассказывают сведения из биографии писателя или читают за учителя литературное произведение;
ситуативно – по мере необходимости, например, для организации игры на уроке физической культуры, при подведении итогов урока, в случае помощи младшему учащемуся, пропустившему материал по болезни.
На различных этапах занятия рекомендуется использовать специальные способы взаимодействия детей разного возраста:
Проверка домашнего задания:
старшие учащиеся проверяют и оценивают выполнение устных и письменных домашних заданий младшими;
старшие учащиеся подбирают или составляют вопросы и задачи для младших учеников, а затем принимают участие в опросе по ним;
старшие учащиеся в случае затруднений помогают при ответе младшим;
младшие учащиеся задают в ходе опроса вопросы старшим;
младшие учащиеся привлекаются к прослушиванию ответов старших учащихся по доступному материалу и др.
Изучение нового материала:
старшие учащиеся рассказывают новый материал младшим учащимся, читают литературное произведение, текст по «Познанию мира»;
старшие учащиеся организуют работу с текстом (отметить карандашом нужный отрывок в тексте; обозначить смысловые паузы, логические ударения; придумать вопросы к тексту; объяснить значение указанных слов);
старшие учащиеся совместно с младшими составляют опорные материалы, схемы, таблицы (на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо);
старшие учащиеся совместно с младшими организуют совместные наблюдения, постановку опытов, работу с учебными приборами и др.
Закрепление изученного материала:
старшие учащиеся совместно с младшими составляют и отгадывают кроссворды, ребусы, составляют и решают задачи, отвечают на вопросы викторин;
коллективно обсуждают прочитанную дополнительную литературу;
старшие учащиеся организуют работу с текстом (разделить текст на части согласно вопросам, плану; пересказать – подробно, выборочно, творчески, сжато; подготовить отзыв о прочитанном);
старшие учащиеся организуют учебные игры-соревнования («Закончи стихотворную строку», «Я начну, а ты продолжи…»);
старшие учащиеся совместно с младшими просматривают, обсуждают и комментируют фрагменты фильмов, роликов и т.п.;
старшие учащиеся оказывают индивидуальную помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала.
Контроль знаний:
старшие учащиеся готовят обобщающие занятия;
старшие учащиеся разрабатывают материалы, задания, конкурсы;
старшие учащиеся проводят зачеты, самостоятельные и контрольные работы, проверяют и оценивают их;
взаимопроверка. Например, учащиеся 4 класса составляют план текста, а учащиеся 2 класса находят соответствующие отрывки в тексте, зачитывают их, пересказывают; или младшие работают лишь над одним фрагментом произведения, а старшие «дорассказывают» текст целиком, предварительно прочитав этот текст в полном объеме.
Разновозрастное сотрудничество рекомендуется организовывать в виде индивидуально-групповой и командно-групповой работы при условии, что за основу взят учебный материал, актуальный для всех возрастных категорий.
При индивидуально-групповом варианте учащиеся разбиваются на разновозрастные группы по 3-5 человек. Старший консультант объясняет новый материал, а потом предлагает закрепить его. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется учениками по очереди). При этом выполнение каждого задания ученик объясняет вслух, и его контролирует вся группа. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются, а группе объявляется общая оценка.
Командно-групповая работа предполагает «встречу консультантов». Старшие учащиеся как консультанты организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член экспертной группы находит материал по своей части темы. Далее они возвращаются в свои группы и объясняют его ученикам младшего возраста, дают и проверяют задания. Затем переходят к следующей группе. Старшие ученики отвечают за качество выполнения заданий младшими учениками, так как это отразится на их итоговой оценке. Отчитываются учителю по всей теме каждый учащийся в отдельности и вся команда в целом. На протяжении работы учитель следит за активностью учащихся и помогает любой группе, если необходимо.
Практические подходы организации учебного процесса в совмещенных классах – комплектах малокомплектной школы
На основе Типового учебного плана и с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации процесса обучения можно предложить следующий вариант однопредметного расписания.
Вариант однопредметного расписания для 2-3 классов МКШ
День недели |
№ урока |
2 класс |
3 класс |
Понедельник |
1 |
Математика |
Математика |
2 |
Русский язык |
Русский язык |
|
3 |
Самопознание |
Самопознание |
|
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
5 |
Развитие речи |
Развитие речи |
|
|
|
|
|
Вторник |
1 |
Русский язык |
Русский язык |
2 |
Математика |
Математика |
|
3 |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
|
4 |
Казахский язык |
Казахский язык |
|
5 |
Информатика |
Информатика |
|
|
Познание мира |
|
|
|
|
|
|
Среда |
1 |
Математика |
Математика |
2 |
Естествознание |
Естествознание |
|
3 |
Художественный труд |
Художественный труд |
|
4 |
Английский язык |
Английский язык |
|
5 |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
6 |
Казахский язык |
Казахский язык |
|
|
|
|
|
Четверг |
1 |
Русский язык |
Русский язык |
2 |
Математика |
Математика |
|
3 |
Английский язык |
Английский язык |
|
4 |
Музыка |
Музыка |
|
5 |
Логика |
Логика |
|
6 |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
|
|
|
|
|
Пятница |
1 |
---------------------------- |
Математика |
2 |
Русский язык |
Русский язык |
|
3 |
Казахский язык |
Казахский язык |
|
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
5 |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
|
6 |
-------------------------------- |
Естествознание |
В случае составления расписания для 2-3 или 2-4 классов «чистое» однопредметное расписание составить будет сложно, т.к. объем недельной нагрузки во 2 классе меньше, чем в 3 классе. Поэтому можно использовать варианты смешанных подходов.
Расписание показывает, что учащиеся 2 и 3 классов не начинают занятия одновременно. Первые один-два урока учителя работают с учениками одного класса. На этих уроках идет подробное объяснение нового учебного материала, формирование умений использовать теоретические знания для решения практических задач, устный индивидуальный опрос.
Ко 2-му или 3-му уроку приходят дети другого класса, входящего в комплект, и два-три урока учитель занимается с двумя классами одновременно.
Вариант расписания для 2-3 классов МКШ
День недели |
№ урока |
II класс |
III класс |
Понедельник |
1 |
Математика |
- |
2 |
Русский язык |
- |
|
3 |
Развитие речи |
Развитие речи |
|
4 |
Самопознание |
Самопознание |
|
5 |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
6 |
- |
Русский язык |
|
7 |
- |
Математика |
|
Вторник |
1 |
Русский язык |
- |
2 |
Математика |
- |
|
3 |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
|
4 |
Казахский язык |
Казахский язык |
|
5 |
Информатика |
Информатика |
|
6 |
Познание мира |
Познание мира |
|
7 |
- |
Русский язык |
|
8 |
- |
Математика |
|
Среда |
1 |
Математика |
- |
2 |
Казахский язык |
- |
|
3 |
Естествознание |
Естествознание |
|
4 |
Художественный труд |
Художественный труд |
|
5 |
Английский язык |
Английский язык |
|
6 |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
7 |
- |
Математика |
|
8 |
- |
Казахский язык |
|
Четверг |
1 |
Русский язык |
- |
2 |
Математика |
- |
|
3 |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
|
4 |
Музыка |
Музыка |
|
5 |
Логика |
Логика |
|
6 |
Английский язык |
Английский язык |
|
7 |
- |
Русский язык |
|
8 |
- |
Математика |
|
Пятница |
1 |
Русский язык |
- |
2 |
Казахский язык |
- |
|
3 |
Литературное чтение |
Литературное чтение |
|
4 |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
5 |
Естествознание |
Математика |
|
6 |
- |
Русский язык |
Примерная форма календарно-тематического плана учителя при планировании однотемных уроков может включать синтезированную деятельность двух классов.
Примерная форма календарно-тематического плана
Дата |
№ урока |
Содержание образования класса Х |
Содержание образования класса У |
||
|
Синтезированная деятельность |
|
|||
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 и 3 классов МКШ
№ урока |
Название темы раздела, параграфа |
Название темы раздела, параграфа |
Дата проведения урока |
|
Имя прилагательное |
|
|
|
Роль имени прилагательного в речи |
|
|
|
Развитие речи: описание природы |
|
|
|
Изменение прилагательных по родам |
|
|
|
Изменение прилагательных по родам |
Изменение прилагательных по числам |
|
|
Изменение прилагательных по числам |
Изменение имен прилагательных по падежам |
|
|
Изменение прилагательных по числам |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода |
|
|
Развитие речи: описание животного |
Склонение имен прилагательных женского рода |
|
В связи с тем, что в МКШ требуется специфическое планирование урока, можно использовать различные варианты плана-конспекта урока.
Например, вариант 1 схемы плана-конспекта урока в МКШ:
Тема урока для класса х Цель урока Задачи урока Оборудование |
Тема урока для класса у Цель урока Задачи урока Оборудование |
Время |
Класс Х |
Класс У |
||
Деятельность учителя (ДУ) |
Деятельность учеников (Ду) |
Деятельность учителя (ДУ) |
Деятельность учеников (Ду) |
Вариант 2 схемы плана-конспекта урока в МКШ.
Тема урока: класс Х ___________________________
класс У ____________________________
Цель урока: класс Х ____________________________
класс У ____________________________
Тип урока __________________________________
Оборудование ________________________________
Этап урока |
Класс Х |
Класс У |
Дозировка времени на каждый вид деятельности |
Вводно-мотивационный |
Постановка целей урока, составление плана работы |
1-2 мин |
|
Основной этап |
Работа с учителем по изучению нового материала |
Самостоятельная работа учащихся по подготовке к восприятию нового материала |
10 мин |
Самостоятельная работа учащихся по первичному закреплению материала |
Работа с учителем по изучению нового материала. Первичное закрепление |
15 мин |
|
И т.д. |
|
10 мин |
|
Рефлексивный |
Коллективная рефлексия целей урока Организация домашнего задания |
3 мин |
При планировании урока в условиях обновления рекомендуется соблюдение 3 этапов.
Первый этап – введение в урок – включает активное, мотивирующее задание для вывода на тему урока, совместная с детьми постановка цели урока, знакомство с содержанием занятия.
Активное начало может обеспечить проблемная ситуация, интерактивный метод, игра.
На втором этапе требуется объяснение ключевых моментов, связь с предыдущим материалом, выполнение заданий самостоятельно и в совместной деятельности с учителем, индивидуально, в парах, группах, дифференциация, анализ занятия в процессе продвижения.
Цель обучения формулируется как определенный результат. Задания подбираются под сформулированный результат. Оценивание включает наблюдение за деятельностью учащихся, рефлексию, обратную связь.
На третьем этапе – завершение – связь с целями занятия и тем, что будет сделано дальше, обобщение изученного, оценка работы.
В условиях изменений в казахстанской системе образования малокомплектная школа остается в зоне особого внимания. Безальтернативность образовательного процесса, недостаточное оснащение школ современным оборудованием, разновозрастное объединение детей в классы-комплекты затрудняют достижения высокого качества обучения в МКШ.
Вместе с тем, слабые стороны МКШ можно превратить в возможности:
малая численность учащихся позволяет учитывать их индивидуальные особенности и создавать благоприятные условия для личностного развития, дифференциации, выстраивания индивидуальных учебных траекторий, обеспечения охраны их здоровья;
совместное обучение учащихся разных классов дает основания для развития коммуникативных навыков, сотрудничества, организации продуктивной работы учащихся в малых разновозрастных группах, в связи с чем обучение приобретает деятельностный характер и акцентируется развитие практических навыков;
проведение однотемных уроков делает возможным поэтапное наращивание предметных знаний и навыков, обеспечивающее глубину и сложность содержания учебных предметов с учетом возрастных возможностей обучающихся;
превалирование самостоятельной работы обеспечивает развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Таким образом, в МКШ осуществимо овладение учащимися навыками широкого спектра, несмотря на слабую обеспеченность подобной организации образования ресурсами.
Главным ресурсом становится учитель, организующий учебный процесс в начальных классах МКШ в соответствии с такими подходами, как:
поощрение активного обучения, развития навыков критического мышления;
организация деятельности учащихся с использованием практического применения полученных знаний;
организация индивидуальной, групповой деятельности учащихся, взаимообучение;
выслушивание индивидуального мнения учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний;
использование индивидуального и дифференцированного подхода;
моделирование проблем и примеров стратегий их решения, которые понятны учащимся, проведение исследований детьми;
поддержка обучения учащихся посредством «оценивания для обучения»
Сегодня общество
нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных
людях, которые легко адаптируются к изменяющимся условиям жизни,
темпам научного и экономического развития, обладающих потребностью
и способностью к самосовершенствованию. Все эти качества в
настоящее время способна привить своим обучающимся и
малокомплектная школа, в которой педагоги умело используют её
специфические особенности и учат детей самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации,
перерабатывать её, что является важным условием успешной
самореализации человека в будущей взрослой жизни
Литература:
1. Назарбаев Н. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда [Электронный ресурс]. – URL: http://kaznmu.kz/rus/
2. Государственный общеобязательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. – URL: http://nis.edu.kz/ru/edurenew/eduinside/
3. Среднее образование в Казахстане: состояние и перспективы. Сравнительно-аналитическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
22