ОекеневаАкмарал
Кабылбековна
Учитель школы-гимназии № 30 г.
Астана
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ
В жизни каждого народа музыка издревле занимала
важное место. Она сопровождала степняков везде: в младенчестве -
это колыбельная песня, в детстве - это игры и забавы детей, в
повседневной жизни - это мелодии пастухов и степных певцов,
народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра
профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное
отражение душа казахского народа, благодаря национальным
музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника,
глины и металла,шкур и костей животных, оживают звуки древности.
[1]
Изучение данной темы в настоящее время является
актуальной, так как исследование традиционной казахской
музыкальной культуры является одной из важных этнологических задач,
направленных на разноплановое изучение творческого и
духовно-нравственного наследия казахского народа. Подобные
исследования нужны для правильного применения его потенциала в
воспитании будущих поколений, создания культурно-духовных начал,
сохранения и дальнейшего совершенствования культурных обычаев и
самобытных форм этнического творчества, взаимодействия с
современными видами музыкального искусства.
Для того чтобы раскрыть рассматриваемую тему, и
узнать как используются казахские народные инструменты в
современной музыке необходимо решить следующие
задачи:
-
Проследить какие виды национальных инструментов
существовали у казахов;
-
Исследовать современные техники музыкальных
композиций
-
Узнать какие исполнители и музыкальные коллективы
используют казахские народные инструменты на новый
лад.
Народные музыкальные инструменты имеют давнюю
историю,
легенды, героические сказания, подтверждённые ныне археологическими
исследованиями, а также материалами письменных источников.Весьма
ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили
великий учёный-просветитель Абу Наср аль Фараби,
арабские путешественники, посетившие
дешти–кипчакские степи ещё в древности, которые с удивлением писали
о том, что они встретили здесь немало интересных, мелодичных
инструментов.
Активную работу по изучению, реконструкции и
пропаганде казахских народных инструментов в 60-70-х годах прошлого
века развернули известный музыковед, профессор
Б.Сарыбаев
и
такие знатоки казахской старины, как
С.Касимов, О.
Хаймулдин и другие.Почти 30 лет назад в Алматы был открыт
музей казахских музыкальных инструментов, экспонаты для которого
собирались со всего Казахстана. При открытии музея было всего
лишь 70
видов инструментов, а в настоящее время их более
500.
Среди которых, основными являются:
Кобыз – смычковый музыкальный инструмент с двумя
волосяными струнами. Он выдалбливался из одного цельного куска
дерева – можжевельника (арша), клена, сосны, березы. Инструмент
состоял как бы из трех частей: головной (бас), средней (основание -
кеуде) и нижней (аяк). Основание делается в виде открытой чаши,
вытянутой книзу. Согласно легенде в течение многих веков хранится
имя Коркытав памяти народа, его кобыз, его музыка. Слово кобыз
можно перевести так: «коп» -много, «ыз»-жужжащий звук. Существует
несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. Вот
одна из них.Однажды во сне явился ангел и дал ему совет:
«Коркыт, сделай себе кобыз, найди голень шестилетнего верблюда,
обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из
тёмно – рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего
жеребца и будешь ты обладать дивным
инструментом».И, последовав этому совету, Коркыт играл на
кобызе так, что замирала вся природа: земля, небо, и все живые
существа слушали его игру. Еще в молодости решил он бороться со
смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть:
ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются.
Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. Поэтому в
звуках кобыза он искал бессмертие и вечную
жизнь.
Следующим национальным инструментом казахов
былжетыген - семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по
форме гусли или лежачую арфу.В легенде о происхождении
жетыгена ,
говориться: когда-то, глубокой древности жил старик. Было у него
семь сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, наступил голод. Люди
остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим
уносила сыновей. Убитый горем, отец встал в отчаянии и стал долбить
кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший
сын, и сыграл на ней погребальную песню. Умирают один за другим все
сыновья, и отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. Так,
по преданию, появился семиструнныйжетыген. Этот инструмент сохранил
свой первоначальный вид до сих пор.
Особый интерес у казахов представляет древний
струнный щипковый инструментШертер. На шертере играли так же, как и
на домбре. Но шертер был намного меньше домбры, он имел короткий
гриф без ладов, отличался более сильным звучанием, чем домбра.
Внешне шертер напоминал кобыз, потому что его также долбили из
цельного куска дерева, придавали ем у изогнутую форму, а корпус
обтягивали кожей, натягивая две струны из конского
волоса.
Домбра, один из самых распространенных казахских
народных инструментов. Домбру можно было встретить в каждой юрте;
она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в
жизни казахов.Музыканты – домбристы отдавали свою жизнь
служению этому инструменту. Один из них так говорил о своей
судьбе:
«Я
советами лучшими пренебрёг,И бродягой шагнул за родной порог.В
шапке, с перьями филина, да домбройНе в богатстве, - а в искусстве
искал я прок».(кюй «Кенес»)
Одним из выдающихся народных композиторов 19 века
является наш земляк КурмангазыСагирбаев.Кюи Курмангазы отражали
самые актуальные явления жизни народа.Впечатлённый виртуозной игрой
Курмангазы, писатель и этнограф Н. Савичев
писал: «Курмангазы – редкая музыкальная душа
и»,
получи он музыкальное образование, то был бы в музыкальном мире
звездой первой величины.
К
казахским народным шумовым музыкальным инструментам
относитсяАсатаяк–. атрибут шаманских инициаций. Представляет
собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части
имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески
различной формы, издающие при движении шум. В старину этим звонким
инструментом отпугивали волков. Есть ещё одна разновидность
асатаяка с подвесками. Подводя итоги первого первой задачи, можно с
уверенностью утверждать, что у казахов было огромное количество
национальных.
Переходя к рассмотрению второй задачи новые
техники музыкальнойкомпозиции необходимо отметить, что
идея создания предмета «теория современной
композиции»принадлежит известному музыковеду
Ю. Н.
Холопову.
Этот термин в обиход он ввел во II-й половине ХХ века.В область
музыкального творчества и методов композиции, рассматриваемой
современной музыкальной композиции Н. Холопов
включил:полипараметричность (многопараметровость),
сериализм, стохастическая музыка,
спектральная
музыка,
новая
сложность,
электронная
музыка,
конкретная
музыка,
академическая
электронная
музыка,
электроакустическая
музыка,акусматическая
музыка,
компьютерная
музыка,
экспериментальная
музыка,
авангардная
музыка,
пуантилизм
(музыка),
современная
музыкальная
нотация,
компонентная композиция (= форма), мультимедийная композиция и т.д.
Таким образом, во второй половине ХХ века появляются новые техники
музыкального исполнения, которые включают в себя синтез различных
направлений музыки. [2]
Однако возвращаясь к исследованию современной
музыки в Казахстане, необходимо отметить, что
на
современном этапе развития в Казахстане сформировалась
разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может
найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и
композиторским творчеством в европейских жанрах в республике
продолжают развиваться традиционные формы музицирования,
функционирует мировая массовая музыка(рок, эстрада, джаз) и
религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные
профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров,
корейцев, немцев, дунган, русских, татар.
Талантливая молодежь нашей республики уже
выступает в современном стиле. Во многих странах встречается
казахская национальная музыка в аранжировке. Это страны: Китай,
США, Шотландии, Франции и другие. Услышав нашу музыку, зарубежные
страны восхищаются, тем как используют современный стиль в
казахской музыке.
Казахстанские исполнители современной музыки,
умело используют казахские народные инструменты в виде домбры,
кобыза, жетыгена и т. д. Среди которых группы:
-
Улытау - музыкальный коллектив из Казахстана,
работающий в стиле инструментального казахского
этно -
рока.
-
Уркер - музыкальный коллектив, работающий в стиле
казахского фолк - рока. Единственная казахская группа чьи клипы
были показаны на американском канале LINK TV.
-
Ассылтобы -
музыкальный коллектив, состоящий из трех человек, играющие
современную музыку используя казахский инструмент
"кобыз".
-
МузАрт -
эстрадная группа, в репертуаре которой есть эстрадные и народные
инструменты.
-
ARKAIYM – группа в стиле Neo-Ethno-Folk. Это
уникальное направление в музыке, которое воплощает в себе синтез
разных музыкальных стилей.Сам термин «Neo» подразумевает нечто
совершенно новое, современное, которое позволяющее использовать
огромное количество архаических, фольклорных музыкальных
инструментов вкупе с современным звучанием музыкального
сопровождения в композиции, а также дает возможность использовать
музыку различных этносов, что позволяет охватывать огромные
территории для распространения и популяризации этого жанра.В этом
музыкальном направлении частично охватываются такие стили и течения
как: Dream-Pop (дрим-поп), EasyListening (легкая музыка), Electro
(электро), Folk (народная музыка), HardRock (тяжелый рок), Jazz
(джаз), Rock (Рок), NewAge (нью-эйдж), Techno (техно), House
(хаус).
Подводя итоги
исследовательской работы необходимо отметить
следующее:
1. Молодежи Казахстана необходимо прививать
интерес к национальной музыке, и ее модернизации.
2. Не дать забыть корни и музыку казахского
народа, а наоборот стараться придумать как можно использовать
музыкальные инструменты в современной музыке.
3. Оказать поддержку в лице государства молодым
исполнителям, композиторам, отправлять их на международные
музыкальные форумы, конкурсы.
-
Нурланова К. Ш. Символика мира в традиционном
искусстве казахов // Кочевники. Эстетика (познание мира
традиционным казахским искусством). Алматы: Гылым, 1993. 264
с.
-
Нурланова К. Ш. Человек и мир: казахская
национальная идея. Алматы: Каржы-каражат, 1994. 48
с.
-
Холопов Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в
эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в
современной музыке. М.: Сов.композитор, 1982. С.
52-104.