Материалдар / «ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

«ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Материал туралы қысқаша түсінік
«ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қаңтар 2022
271
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Цай Наталья Леонтьевна

учитель математики и

информатики

СШГ имени Бикен Римовой с

ДМЦ

Каратальского района

Алматинской области


Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся. 
На протяжении многих десятилетий традиционное оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков: 

- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; 
- педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев; 
- отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;

- отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению. 
Я стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, отстаивали точку зрения. Не просто выражали, а могли всегда привести доказательства и применить на практике. 
Одной из объективных и достоверных систем оценивания учебных достижений является критериальное оценивание. 

При критериальном оценивании, обращаю большое внимание на то, что оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда учащиеся получает информацию о своих успехах и неудачах. Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом. Не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами.

На уроках математики, например, при решении задачи, ребята чётко знают, что нужно оценивать:

1. Правильно записаны условие и вопрос задачи.

2. Верно в решении выбран арифметический знак.

3. Точно произведено вычисление.

4. Безошибочно записан ответ.

Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче  увидеть недостатки в чужой работе, чем  в своей. Для того, чтобы обучающиеся научились  адекватно оценивать выполненную работу,  учу их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.

Среди всех мотивов учения выделяются:

1. Познавательные мотивы, то есть заложенные в самой учебной деятельности:

- стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений;

- стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в решении задач;

- мотив достижения успеха в самой учебной деятельности, достижение наиболее высоких результатов.

2. Социальные мотивы, то есть связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:

- мотивы долга и ответственности перед учителями и родителями;

- мотивы самоопределения, самосовершенствования;

- стремление получить одобрение, хорошие отметки;

- желание быть первым, занять достойное место среди товарищей;

- стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Доказано, что мотивация обучающихся к обучению – один из критериев эффективности педагогического процесса.

На уроках математики проводила наблюдения за влиянием стратегии критериального оценивания на мотивацию. Вывод был такой, что повышается мотивация в результате использования критериев оценивания по Блуму: на знание, понимание, применение, синтез, анализ, оценку.

С учащимися была проведена рефлексия о работе по критериям, какова цель и ожидаемый результат. На рефлексии учащиеся отметили: «критериальное оценивание сильно повлияло на мое желание учиться», «понравилось, что при составлении критериев учитывалось мнение учеников».

Применение различных стратегий оценивания на уроках, а также систематическое проведение рефлексии показал, что если учащимся правильно сформулировать вопрос, то можно получить качественную обратную связь, которая поможет повысить эффективность урока. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок - это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!