Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Особенности планирования для эффективного преподавания
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Байзакова А. Ж., учитель начальных классов МШ г.Астаны
Шабанова Е.А.,учитель начальных классов НИШ г.Талдыкорган
Особенности планирования для эффективного преподавания
Планируя урок русского языка в 4 классе по теме «Создаем презентацию о природных явлениях», было определено, что на первых уроках по данной теме предполагается работа с разными источниками, с целью сбора информации для будущей презентации. Далее, следуя программе обучения, были выбраны цели: 4.1.3.1 прогнозировать содержание информации/развитие сюжета по диаграмме/ схеме /таблице /заголовку и заключительной части/, объяснять причину своего выбора.
4.2.9.1 извлекать информацию по трем источникам (научно-познавательные тексты, справочники, схемы, таблицы, карты, диаграммы) на заданные тему/вопрос, делать выводы.
Этот урок является третьим в серии из 8 уроков.
Цели, направленные на формирование умения работать с источниками, с позиции их усложнения и преемственности были проанализированы в контексте программы за 2 и 3 класс и определена цель урока: прогнозировать содержание информации, и отвечать на вопросы, используя научно-познавательные тексты, справочники, схемы, строить монологические высказывания. Тема исследования: «Как приемы работы с текстом влияют на развитие у учащихся умения выдвигать гипотезы?» Тема исследования выбрана с учетом потребностей учащихся, потому что, проведя наблюдение, анкетирование установлено, что именно постановка гипотезы вызывает у них наибольшее затруднение. Если на двух предыдущих уроках серии, учащиеся выдвигали гипотезы, используя клише «возможно…, допустим…, предположим…», то на данном уроке предполагается уже более сложная форма «если…, то…»
Предполагаем, что, прогнозируя содержание информации, учащиеся будут выдвигать гипотезы, которые смогут подтвердить или опровергнуть при помощи различных источников. Определены ожидаемые результаты: учащиеся будут извлекать и прогнозировать информацию, используя научно-познавательные тексты, справочники, схемы. Эти источники выбраны по итогам формативного оценивания предыдущего урока.
Сквозная тема «Природные явления» предоставляет большие возможности для реализации межпредметных связей. Учащиеся будут извлекать информацию из различных источников, определять их достоверность, что тесно перекликается с целями программы предметов «Введение в науку» и «Познание мира». Кроме этого, запланирована междисциплинарная интеграция с предметом «Математика», в ходе которой у учащихся будет возможность повторить единицы времени.
На первых четырех уроках по данной теме мы будем заниматься сбором и обработкой данных для нашей будущей презентации, извлекая ее из разных источников. На последующих уроках будет создаваться презентация на основе собранного материала. В ходе стартинга запланировано решение проблемной ситуации, будет использована ситуация неожиданности, предложены мистические доводы о тумане и его научное определение, учащимся надо будет определить о каком явлении идет речь. Уже на этом этапе будет осуществляться прогнозирование, выдвижение гипотез, и развиваться навык говорения и слушания. Этот прием будет способствовать активизации учащихся и их вовлеченности в процесс. Работая с инфографикой «Внимание! Туман!», будет развиваться исследовательский навык умения видеть проблему, который в дальнейшем предполагает поиск способов и действий к ее решению. Кроме этого, дети будут совершенствовать свое умение извлекать информацию из несплошных текстов, развивая навыки функционального чтения.
Дифференциация будет осуществляться на разных этапах урока. При использовании стратегии «Углы» реализуется дифференциация по заданию и по выбору учащихся.
Осуществляя дифференцированный подход, при планировании опираиась на данные психодиагностических маршрутных карт и рекомендации психологической службы школы. Сложность заключается в том, что все учащиеся класса различаются по типу сенсорного восприятия, количество аудиалов, визуалов и кинестетиков почти одинаковое. Это было учтено при планировании дифференцированного домашнего задания. Всем группам надо будет рассказать о прогнозе погоды, но аудиалы должны будут послушать его, визуалы рассказать о нем используя график в интернете, кенестиков попрошу провести эксперимент «Как образуется дождь» и описать его. Помимо дифференциации здесь пройдет и межпредметная интеграция с предметом «Введение в науку». Такое задание станет интересным «фундаментом» следующего урока серии, на этапе проверки домашнего задания.
Используя психологические карты, определили фокус группу: ученица А, имеющая высокий уровень учебной мотивации, развития памяти, внимания; ученик В- средний уровень учебной мотивации, средний уровень развития памяти и внимания; ученик С-среднего уровень учебной мотивации, ниже среднего уровень развития памяти и внимания.
При организации формативного оценивания с использованием самостоятельно разработанных листов оценивания, планируем использовать уровневую дифференциацию. Предполагается использование взаимооценивания, через прием «Щадящий опрос» и «Вопрос, ответ», самооценивания в ходе рефлексии и по эталону, оценивание учителем. В ходе работы по данному приему дети будут составлять и записывать вопросительные и повествовательные предложения, формируя навык письма. Таким образом запланирована работа над формированием всех основных навыков предмета.
Воспитательный потенциал урока включает в себя привитие таких ценностей как ответственность, уважение, стремление к обучению на протяжении всей жизни.
Делая выводы по планированию, определили:
-
Исходя из целей урока и исследования практики, планирование было эффективным, потому что оно позволит мне отследить, как выбранные мною стратегии способствуют формированию исследовательских навыков: сбора и обработки данных, выдвижение гипотез, поиска проблемы.
-
Предполагаем, что, используя приемы работы с текстом: прогнозирование, анализ несплошных текстов для реализации цели исследования практики мне удастся определить их эффективность на развитие умения выдвигать гипотезы.
-
Предлагаемые стратегии будут содействовать подготовке учащихся к внешнему суммативному оцениванию, потому что анализ результатов прошлых лет показал, что умение извлекать информацию и идеи из текстов разных видов является одним из направлений для улучшения.
-
Оценивая предлагаемые стратегии обучения и оценивания, предполагаем, что они помогут учащимся достичь ожидаемых результатов, а именно извлекать и прогнозировать информацию, используя научно-познавательные тексты, справочники, схемы.
Но стоит остановиться и на возможных рисках:
Получился насыщенный разнообразными методическими приемами урок, который безусловно будет интересен детям, важно, чтобы за обилием методов не потерялась предметная направленность урока, чтобы формировались навыки слушания, чтения, говорения и письма.