Организационный этап
|
Актуальность изучаемой
темы.
Создание коллаборативной среды. Физминутка
«гимнастика сидя»
Слушают
Выполняют упражнение
Проверка домашнего задания
«Парад планет» (названия планет Солнечной
системы)
1.
Какие организмы относятся к прокариотам?
2.
Какие организмы относятся к эукариотам?
3.
Назовите основные функции ядра?
4.
Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой
функцией?:
5.
Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют
одинаковый набор хромосом?
6.
Какие структуры ядра являются носителями наследственной
информации?
Соотнесите понятия и термины с соответствующим им
строением:
Понятие
и термины
|
Строение
|
-
Ядерная
оболочка
|
А) набор
хромосом в клетке
|
-
Гаплоидный
набор хромосом
|
Б)
образована двумя мембранами
|
-
Кариотип
|
В) двойной
набор хромосом
|
-
Диплоидный
набор хромосом
|
Г)
содержимое клеточного
ядра
|
-
Кариоплазма
|
Д)
одинарный набор хромосом в клетке
|
-
Хроматин
|
Е) нити
ДНК
|
-
Гомологичные хромосомы
|
Ж)
округлое плотное тельце, погруженное в ядерный
сок
|
Слушают и задают вопросы.
Выполняют задания
Задание для групп: нарисовать план пути в
школу.
Формируют группы
Рисуют, объясняют. Находят различия в
изображении.
Ставят для себя цели и задачи что хотят узнать на
уроке
|
Показывают решения задач, при возникновении
вопросов разбирают с учителем
|
Интерактивное обучение
|
Диалогическое обучение
Саморегулируемое обучение
Критическое мышление
|
Изучение нового материала
|
К
общим признакам живых организмов можно отнести
-
единство химического состава
клеток,
-
сходство процессов обмена веществ и энергии в
клетке,
-
сходные процессы деления клеток и кодирование
информации при помощи нуклеиновых кислот.
Б). Особенности клеток грибов, животных,
растений.
Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в
строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных
заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с
различными условиями существования и легли в основу классификации
этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой
природы.
Работа в группах по заданиям:
Используя материал на страницах 102 – 103
параграфа 20 учебника под редакцией Т.Касымбаевой, приложения № 1
и, рассматривая готовые микропрепараты в микроскоп, об особенностях
клеток эукариот предложенных царств, найдите, изучите, обсудите,
запишите в тетрадь и выступите перед классом:
1
группа:
Особенности строения грибной клетки на примере
мукора.
2
группа:
Особенности строения животной клетки на примере
инфузории.
3
группа:
Особенности строения растительной
клетки.
Во
время выступления каждой группы по своей теме, остальные заполняют
таблицу
«Сравнительная характеристика грибов, животных и
растений».
Признаки
|
Клетка
мукора
|
Растительная
клетка
|
Животная клетка
|
1.По содержанию ядра
|
эукариотическая
|
эукариотическая
|
эукариотическая
|
2.По количеству ядер
|
многоядерная
|
одноядерная
|
Одно (гладкая мышечная ткань, амеба), два
(инфузория) и моноядерная
|
3.
По способу питания
|
гетеротрофная
|
автотрофная
|
гетеротрофная
|
4.Пластиды
|
Нет
|
Хлоропласты, хромопласты,
лецкопласты
|
Нет
|
5.Запасной углевод
|
гликоген
|
крахмал
|
гликоген
|
6.Чем ограничена от внешней
среды
|
Клеточная
стенка, мембрана
|
Клеточная
стенка,
мембрана
|
Мембрана
|
7.
Центриоли
|
Нет
|
Нет
(есть у низших)
|
Есть
|
8.Клетка царства
|
Грибы
|
Растения
|
Животные
|
. О чем свидетельствует сходство в строении
клеток грибов, животных и растений?
Работая в группах, учащиеся самостоятельно
отвечают на поставленный вопрос:
Сходство в строении клеток растений, животных,
грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает
на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения
организмов находит подтверждение в сходстве строения различных
клеток.
Г). Различия в строении клеток грибов, животных и
растений.
В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми
условиями существования клеток представителей различных царств
живых существ, возникло множество отличий, которые мы с вами
рассмотрели. Главное отличие
между клетками этих царств заключается в способе
их питания. Клетки
растений,
содержащие хлоропласты, являются автотрофами
(сами синтезируют органические вещества за счет
энергии света в процессе фотосинтеза).
Клетки грибов и животных —
гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза
собственных органических веществ для них являются органические
вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например
углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и
исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету
способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими
веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений
содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие
пигменты.
Стратегия «Открытые
мысли»
. Какие органоиды свойственны только растительной
клетке?
2. Какие пластиды есть в растительной клетке?
Каковы функции лейкопластов?
3. В чем особенности строения грибной
клетки?
4. Что такое центриоли, и каковы их
функции?
5. Чем растительная клетка отличается от
животной?
6. Что общего и, какие различия в строении и
жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и
животными?
7. Опираясь, на какие признаки можно
предположить, что все эукариоты имели общих предков?Работа с
таблицей. Каждый ученик работает самостоятельно в
тетради.
Обсуждение и рефлексия
Прием «Допиши предложения»
Оценивают собственную деятельность на уроке.
Делают выводы о целесообразности применения в дальнейшем полученных
навыков.
|
Учащиеся объясняют и обсуждают
влияние загрязнении на географические
оболочки
Анализируют правило 1-3
Ознакамливаются с методами
решения
Разбирают совместно с учителем
понятие
|
Словесная оценка учителя
. Взаимооценивание
Стратегия «Стикер
|
Критическое мышление.
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в
процессе работы над заданиями).
|