Материалдар / «От конфликта к культуре педагогического общения»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«От конфликта к культуре педагогического общения»

Материал туралы қысқаша түсінік
Вводная часть Создание эмоционально-психологического настроя. «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу. Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами «Только тот, кто владеет собой может повелевать миром». Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог. Сегодняшняя тема педсовета «От конфликта к культуре общения» На педсовете будут затронуты теоретические вопросы педагогического общения, а также предложены вам практические задания. Автор Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
18 Қараша 2021
456
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Доклад на педсовет

«От конфликта к культуре педагогического общения»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ» ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАЛХАШ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Кныш Светлана Светославовна-старший воспитатель


Вводная часть

Создание эмоционально-психологического настроя.

«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.

 Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

Сегодняшняя тема педсовета «От конфликта к культуре общения»

На педсовете будут затронуты теоретические вопросы педагогического общения, а также предложены вам практические задания.

Автор Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.

Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к индийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда, Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

Основная часть. Теоретический блок.

Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика». Слово это образовано от древнегреческого– это«нрав, обычай, хороший образ мысли».

Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой  культуры, уметь использовать ее в профессиональной  деятельности и личной жизни. Как полагали ученые, учитель должен быть лишен человеческих пороков, и в нравственном отношении стоять выше общества

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. 

Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Кстати,  «такт» в переводе с греческого – « легкое прикосновение».

« Легкое прикосновение» к человеку, его мыслям, чувствам, умение понять, посочувствовать, пожалеть.  «Такт – высшее развитие способности общения. Чтобы быть тактичным, мало одной сердечной доброты или природной скромности. Такт – рассудок сердца».

Педагогический такт – это всегда творчество и поиск.

   Постоянное общение педагога требует от него «большого такта, сочетающего в себе высокую требовательность, чуткость, справедливость, гуманность, настойчивость, выдержку и самообладание». Все это – важнейшие показатели его профессиональных способностей и возможностей.

Для того, чтобы начать разрешать конфликт, необходимо знать, из чего он состоит.

Основные этапы конфликта

1.Возникновение конфликтной ситуации 
2. Инцидент 
3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников взаимодействия
 
4. Начало открытого конфликтного действия 
5. Развитие открытого конфликта 
6. Разрешение конфликта (исход) 

Всегда нужно иметь в виду, что конфликт легче предупредить, чем разрешать! 
Нормализации взаимоотношений учителя и уча­щихся помогает сближение их позиций.

Сближению позиций помогают такие приемы:

1. Называть ученика по имени. Особенно редко по имени называют подростков. Услышав имя, подросток настраивается на «доверительное общение» с учителем.

2. Больше использовать невербальных средств общения. В общении важно не только содержание речи, но и мимика, интонация речи. Невербальные средства общения воспринимаются раньше вербальных.

По интонации ученик узнает отношение к нему учителя. Он реагирует сначала на интонацию и лишь потом улавливает смысл сказанного. 
Способы выхода из приближающегося конфликта

1.Подчеркнутая внимательность. 

Взбунтовались ученики. Много задают уроков. Устали. Возможная реакция: 
Учитель: 
Действительно, перегружать нельзя…Давайте посмотрим…посмотрите, какие разные задания…будете энциклопедистами, знатоками. Так ведь это хорошо! 
2.
Способ апелляции к достоинствам ученика. 

Ученики выступили против трудных заданий. 
Учитель: 
Это задание требует упрямых и настойчивых (с волевыми чертами характера).

-Задача – тест на сообразительность, понимание…

-Здесь необходимо уметь ориентироваться в сложной ситуации (выделяются умственные способности). 

3.Разряжают конфликт шутка, юмор. 

Реакция на забастовку против дополнительных практических заданий. 
Учитель: 
Ваша забастовка не санкционирована! Заявите о ней за 1 месяц! 
4.
Обращение к ученику с просьбой об услуге. 

Ученик хотел возразить. 
Учитель: 
Будь добр, принеси наглядное пособие…Пожалуйста, если тебя не затруднит. 
5
.Может быть неожиданная реакция на конфликт. 

При этом установка ученика на сопротивление теряет смысл, а сам ученик попадает в состояние растерянности. Напряжение падает, и ученик идет на согласие с учителем, так как предмет конфликта теряет значимость.

6.Никогда нельзя ябедничать на учащихся коллегам и привлекать их к разборкам, а пытаться самим находить пути решения.

Как снизить на­пряжение во время инцидента, конфликтной ситуации?

Обычно снижают напряженность:

1. Увеличение расстояния между взрослым и подростком (по сравнению с обычным). Чем меньшее расстояние, тем большее впечатление производят слова взрослого на подростка.

2. Замедление проговаривания слов и предложений.

3.Тон, понижающийся к концу предложения слова.

4.Менее частый и менее продолжительный контакт глазами.

5. Замедление, затормаживание движений.

6. Сдержанность в физических контактах. 
Профессиональная роль учителя обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта 
Разрешение конфликтной ситуации во многом зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

Суще­ствуют пять основных стилей поведения в конфликте:

1.Соперничество, (обладаете достаточной властью и авторитетом, чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять)

2.Сотрудниче­ство, (стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов)

3.Компромисс,(мы не можем выполнить свои желания, значит. Необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться)

4.Уклонение, ( нельзя решать проблему немедленно, это опасно, может ухудшить ситуацию)

5.Приспособление.( восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта).

Ни один из указанных стилей раз­решения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Эффективность каждого стиля зависит от конкретных обстоятельств и условий. 


Практический блок

Им предлагается обсуждение 4 сюжетов конфликтных ситуаций: «Педагог-педагог», «Педагог-ученик», «Педагог—родитель»,. «Ученик – ученик».
Вопросы и задания для анализа конфликтной ситуации:
1. Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации?
2. Основные причины возникшего конфликта и его содержание.
3. Личностная позиция педагога в возникшей ситуации (отношение к оппоненту), опишите реальные цели педагога во взаимодействии 
(помочь, избавиться, безразличен и т. д.).
4. Определите в ситуации момент, когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность).
5. Смысл конфликта для каждого из его участников.
6. Варианты дальнейших отношений участников конфликта.
7. Какие действия, приёмы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление? 
Конфликтные ситуации:
Ситуация 1. «Педагог – педагог»
Учитель после звонка с урока задержал класс на перемене. Результат-опоздание учащихся на следующий урок. Разгневанный второй учитель пришел высказать свое негодование первому, т. к. у него была запланирована контрольная работа; его предмет, как он считает, очень сложен, и из-за опоздания учащихся терять время урока он считает недопустимым. Первый учитель возражает, что его предмет не менее важен, и труден, к тому же его сдают на экзамене. Разговор происходит на повышенных тонах при большом количестве учащихся.
Ситуация 2. «Педагог-ученик»
Категорический отказ учащегося дежурить по классу. Педагог авторитарно настаивает на том, что дежурить будет именно он.
Ситуация3. «Педагог-родитель»
Педагог в дневнике учащегося сделала запись «Поведение в столовой – «2». Рассерженный родитель пришел разбираться с педагогом. По его мнению, у него очень спокойный ребенок, а педагог совершенно не имеет права оценивать поведение детей в столовой. Между педагогом и родителем завязывается спор.
Ситуация 4. «Ученик – ученик»

В класс пришла новая девочка. Она понравилась сразу двум мальчикам. Уступать друг другу они не хотели. После уроков началось выяснение отношений, закончившееся синяками у обоих.

Вывод: Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт – тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт – обеспечить высокую культуру общения

Психорисунок «Мое представление конфликта».

Цель: выяснить подсознательное отношение участников к обсуждаемой теме.

Ход упражнения: участникам предлагают нарисовать «конфликт», как они его представляют, после выполнения задания участники по очереди рассказывают, что нарисовано и что значит этот рисунок.

Какой вывод мы можем сделать, проанализировав положительные и отрицательные стороны конфликта? В конфликте есть много положительного  и отрицательного.

Групповая работа.
Педагоги 1,2 группы   на листах  пишут позитивные и негативные  стороны  конфликта.

Определите положительные и отрицательные стороны конфликта.

Положительные стороны конфликта:

дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;

найти новые пути решения;

оживляет нашу жизнь, делает  ее  более привлекательной, интересной;

учит формам общения,  умению  налаживать  отношения;

оказывает содействие личностному, профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию;

сплачивает коллектив;

развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.

Отрицательные стороны конфликта:

разрушает здоровье;

вызывает стресс, психотравмы;

разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности;

формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.

Игра « Хорошо ли быть педагогом?!»3,4 группа

Вы должны высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например:

 

Хорошо

 

 

Плохо

 

Учителем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.

 

 

Учителем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…

 

 

Учителем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.

 

Учителем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.

 

 


Учителем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.

 


Учителем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.

 

 Этический кодекс педагога.

1.В отношениях с родителями:

•          Отношения  учителей  с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;

•          Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам;

•          В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.

2.В отношениях с учениками:

•          Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

•          Учитель должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение учеников.

3.В отношениях с коллегами:

•          Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

•          О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.

Школа – не место для сплетен;

•           Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной;

    Соблюдение   педагогического этикета помогает    укреплению    авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.

 Неотъемлемой частью педагогической этики  является  умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые  довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами. 

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

               Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

               Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.

               Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.

Культура общения педагога строится на речевом этикете.

Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.

Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Соблюдение речевого этикета для педагога — важнейшее профессиональное требование. 

Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений.

В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.

Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.

Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.

Простые секреты бесконфликтности:

    1.Включите «душевное зрение».

Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.

    2.Создайте тёплую атмосферу.

Первое и основное

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!