Отчет по теме самообразования
учителя казахского языка и
литературы Бәстамиевой Майгүлі
Серікқызы
Тема:
«Сабақта оқушылардың қазақ
тілінде сөйлеу және жазу қабілеттерін
дамыту»
Цели: «Қазақ тілі мен әдебиеті
сабақтарында оқушылардың қызығушылығын арттыру, ойлау және тіл
мәдениетін дамыту, шығармашылық ізденісін
қалыптастыру».
В начале учебного года
ознакомилась
с общеобразовательными стандартами, типовыми
учебными программами по казахскому языку и казахской литературе,
разработаны перспективно-тематические планы, рабочие программы по
казахскому языку и казахской литературе. Был составлен план по теме
самообразования.
Были посещены занятия
преподавателей Манбусыновой Г.Б., Рыскеновой Е.А., Морозавой Е.А,
Юрченко О.В., Рахмителлины А.Е., Чижовой Е.В., Бернвальд И.В. для
обмена опытом.
Уроки казахского языка и литературы для меня и
моих учеников – поиск, диалог и совместный труд. Я считаю, что
формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является
самой значимой задачей. Ведь именно интерес является стимулом
обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся
и позволяет сделать процесс обучения продуктивным и
привлекательным. Прежде всего, через уроки, возможно выполнить все
задачи, поставленные перед учителем: усовершенствование
преподавания дисциплины, формирование высоких нравственных качеств,
любви и уважения к государственному языку, гордость за свою
страну. Приучая ученика активно работать на уроках,
регулярно и добросовестно выполнять домашнее задание,
стараюсь выработать у него привычку трудиться. На уроках использую
те формы и методы, приемы работы, которые развивают творческую
активность, самостоятельность учащихся. Важной составной частью
процесса обучения является создание учебно-речевых ситуаций,
которые можно моделировать различными способами (с помощью
наглядностей, словарного описания, инсценирования). Для закрепления
новой темы «Өрмекші торы», «Ыстық
орындық», «Желпеуіш», «Қытай қағазы» использую
методы.
Развитие речи учащихся осуществляюв четырех
напрвлениях:
1. Работа над
орфографией и выразительным чтением
2. Обогащение
лексического запаса
3. Овладения
правилами построения предложений
4. Формирование
связной речи
Эффективным способом для развития речи является
использование на уроках диалога на казахском
языке.
Словарная работа проводится на каждом уроке: при
изучении новой темы, при повторении пройденного материала.
Предлагаю различные способы схематизации незнакомых учащимся слов:
показ предметов, использование наглядных пособий, перевод
слов, подбор однокоренных слов, подбор синонимов, антонимов. На
уроках большое внимание уделяется на правильное построение
предложений, отмечая различие порядка слов в предложениях в русском
языке.
Моя работа способствует речевому,
интеллектуальному нравственному развитию учащихся на уроках
казахского языка и литературы, а также проявлению эмоциональности и
воли ребёнка, повышению мотивации, интереса к собственным
высказываниям, размышлениям, следовательно, формированию
коммуникативной компетенции учащихся.
На уроках использую различные виды
работ:
-
Коллективные
-
Индивидуальные
-
Парные
-
Групповые
Для
достижения цели проводятся различные задания. Например: устные и
письменные ответы на вопросы, составление предложений, текстов,
диалогов, монологов на определенные темы, пересказы, разучивание
пословиц и поговорок и т. д.
Стараюсь по
мере возможности использовать на уроках ИКТ, которые также
разнообразят виды деятельности, дают возможность использовать
наглядность, облегчают работу учителя, экономя время на
уроках.
Готовлю
учеников к конкурсам и олимпиадам, за учебный период приняли
участия в следующих мероприятиях:
-
«Дарын» республикалық ғылыми-практикалық, «Тіл –тәуелсіздік
тұғыры» олимпиадасына қатысып, Феклистова В. сертификатқа ие
болды;
-
«Мың бала» республикалық қашықтық олимпиадасына
қатысып, Егорова 1 орын
, Феклистова В. 1
орынға ие
болды;
-
Облыстық « Абай оқуларына» қатысып Феклистова В. 1 орын,
Похабова Н. -1 орын Баяхметова Д. 2 орын, Ильященко Евангелина 3
орын ие болды.
-
Республикалық конкурста «Мыржақып оқулары» Баяхметова Д. 1
орынға ие болды
-
«Абай» пәндік олимпиаданың аудандық кезеңіне қатысып
Русаков Т. 2 орын, Феклистова В. 2 орын ие
болды.
Проводила внеклассные
работы: «Жұлдыз» 2-4 сынып
арасында сайыс,
«Кім
жылдам» - 1-2 сынып арасында, «Квест» 3-4 сынып
арасында.
«Жұлдыз»
«Кім
жылдам»
Выступала с докладом в МО
гуманитарных наук на тему: «Қазақ тілі мен әдебиеті сабағында
оқушылардың тілін дамыту бойынша жұмыс
түрлері»
Основная цель
современного образования – повышение уровня образованности молодого
поколения и формирование всесторонне развитой личности. Для
достижения этой цели в своей педагогической практике я
руководствуюсь следующими основными факторами в процессе
преподавания:
— оқушылардың өз бетінше жұмыс
істеу тиімділігін арттыру;
—
жекелей, жұппен, топпен жұмыс
жүргізу;
—
ойлау қабілетін дамытатын әр
түрлі тапсырмалар;
—
қабілетіне қарай деңгейлік
тапсырмалар беру;
—
шығармашылық жұмыстар
беру;
Қазақ тілі мен әдебиеті сабағында оқушының
білім, білік дағдыларын меңгертумен қатар, көбіне оқушыны
шығармашылық жұмыстарға баулу, ойын еркін жеткізе білу, тіл
байлығын дамытуға басты назар аудару қажет. Қызықты сабақ болса,
оқушының сол пәнге қызығуы артып қана қоймай, мұғалім жаңалығы,
ізденісі, қолданған әдісі арқылы ерекшеленіп, оқушы жүрегінен жол
табады. Енді осы пікірімнің дәлелі ретінде өткізген сабақтарыма
тоқтала кетейін.