Середина урока
15 мин.
10
мин.
10мин
|
В казахском
народном песенном творчестве немало мелодий, сложенных из большого
количества элементов-мотивов. Попробуем проанализировать мелос
казахских народных песен, чтобы проникнуть в их национальный
колорит.
Мелодия
слагается из интонаций – мельчайших элементов, обладающих
определённой
самостоятельностью. Интонация
целостна. Это не сумма нескольких звуков. В интонации звуки имеют
соотношение: а) по высоте,
б) по метрике, в) по ритму, г) по ладовым
свойствам. а) Уже в
пределах самой мелкой интонации из 2-х звуков проявляется их
высотное соотношение. При одинаковой высоте образуется
горизонтальная интонация. Различие по высоте связано с направлением
интонации: она может быть восходящей и нисходящей. Активный подъём
– это устремление к кульминационной точке мелодического развития,
напротив спад, «сникание» характерен для нисходящей интонации. Если
в интонации более 2-х звуков, она может быть волнообразной или
извилистой
(группетто-образной). б,в) метроритм.
Интонация может иметь ямбическую метрику (переход от слабого
момента звучания к более сильному), и хореическую (переход от
сильного момента звучания к более
слабому). Интонация может
иметь моноритмическое строение и полиритмическое строение (пунктир,
синкопа и т.д.). г) В корне
различны интонации и по ладовым свойствам их звуков. Устойчивая
(тоническая) интонация воспринимается совершенно иначе, чем
неустойчивая. Интонация, направленная к устойчивому звуку
воспринимается как результативная, завершённая. Движение же к
неустойчивому звуку служит основным импульсом
развития. Все
рассмотренные интонации – горизонтальная, поступенная, аккордовая
по очертаниям, метрикой и ладовым свойствам – присущи мелосу любой
музыкальной культуры, их можно считать межстилевыми,
межнациональными, наконец,
всеобщими. Но в мелосе
некоторых народов, в том числе и казахского бытуют интонации,
значимость которых позволяет отнести их к стилистически
(национально) характерным. В первую
очередь это относится к специфическим интонациям из трёх звуков в
диапазоне чистой кварты и чистой квинты, получившим общеизвестное
название трихордные попевки. Эти попевки характеризуются наличием
секунды в верхней или нижней части, (например, ре-фа-соль,
ре-ми-соль, ре-соль-ля,
ре-ми-ля). Для
интонационного строя казахского народного мелоса характерно, что
трихордные попевки сплетаясь и накладываясь, дают выразительные
обороты: например, когда терция находится в окружении секунд
(соль-ля-до-ре); или когда в попевку привносится ладовая
дифференциация – мажорный или минорный ладовый оттенок. Музыкальные
примеры: обработки казахских народных песен А.П.Исаковой «Гаку»,
«Гайни», «Акдарига»,
«Камажай». Группетто можно
по существу считать основной закономерностью всякого мелодического
развития, но в казахском мелосе, оно занимает особое место, так как
очень часто выполняет роль симметричного обрамления всей
мелодической линии: группетто-образному началу нередко
соответствует его зеркальное отражение. Музыкальный пример:
казахская народная песня «Ботагоз», обработка
Е.Брусиловского. Для казахского
народного мелоса, значительно больше, чем для других национальных
культур, характерны «сдвиги» метроритма, когда ритмически активная
часть интонации начинается не со слабого (затактного) момента, а с
сильного в долю. Музыкальный пример: казахская народная песня
«Бесiк жыры», обработка Ерзаковича; А.Моцарт «Рондо» из Сонаты
a-moll, Л.Бетховен Соната
g-moll. Обратим
внимание на обработку казахской народной песни А.Исаковой «Гаку».
Сравнивая в пределах единого художественного образа отдельные
построения, нетрудно обнаружить их контрастность. Наиболее ярко
контрастирование выступает при сопоставлении двух различных видов
метра (4/4 и 3/4), в сопровождении – в смене лада, а иногда и
темпа. Прошло более
80-ти лет с того времени, как зародилась современная
инструментальная музыка в Казахстане. Ныне уже можно говорить и о
достижениях и о недостатках. Так, следует обратить внимание, что не
все фортепианные обработки казахских народных песен были удачными.
Зачастую композиторы обладали недостаточными знаниями о
выразительных средствах фортепиано, поэтому при попытке воссоздать
колорит домбрового звучания, пианистичность пьес явно
страдала. Вторая половина
20 века – время подъёма казахского фортепианного искусства. Его
представители – композиторы, исполнители и педагоги – создали
современную национальную фортепианную культуру и самобытный
репертуар в этом виде искусства, что явилось важным вкладом в
развитие мировой музыкальной культуры. Исторический путь,
пройденный казахстанским пианистическим искусством, является
интереснейшим объектом исследования. Фортепианное искусство в
Казахстане развивалось очень быстро, начав формироваться в 20-х
годах ХХ столетия, оно к концу прошлого века уже вступило в эпоху
творческой зрелости. Так, У.Р.Джумакова отмечает: «Все, что
характеризовало универсальное (общеевропейское) развитие
профессионального музыкального искусства до ХХ века, в
спрессованном виде реализовалось в современной музыке Казахстана»
[1, с. 71]. Эта интенсивность развития связана со многими
объективными и субъективными факторами. В эти годы создается целая
сеть музыкальных учебных заведений начального и среднего звена,
открывается первый музыкальный ВУЗ – Алматинская консерватория.
Успешному развитию пианизма в республике способствовало и
высокопрофессиональное образование, которое получили наши пианисты,
обучаясь в лучших ВУЗах бывшего Советского Союза (Московской,
Ленинградской, Свердловской, Минской консерваториях, Московском
музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных), стажируясь в
Великобритании, Германии, Франции,
США. О высоком
уровне фортепианного исполнительства в республике свидетельствуют
выдающиеся достижения народных артистов РК, профессоров
Г.Кадырбековой и Ж.Аубакировой, успехи молодых пианистов –
лауреатов международных
конкурсов. В творчестве
композиторов Казахстана во второй половине ХХ века получает
интенсивное развитие камерно-инструментальная музыка, в том числе и
фортепианная, что, несомненно, связано с достижениями фортепианного
исполнительства в
республике. Учащиеся выступают в группах, они отвечают на
предложенные вопросы, при этом учащиеся должны не просто передать
информацию по увиденному, но объединить информацию в систему,
анализируя всё увиденное. Цель предполагает прогнозирование,
поэтому учащиеся должны предположить, каковы достижение казахских
музык, исходя из личных наблюдений.
Ответы одной группы оцениваются другой, чьи
ответы, в свою очередь, оценивает следующая группа и так по
кругу.
Ф взаимооценивание (по
дескрипторам)
Для цели
обучения.
Критерии
оценивания
|
Дескриптор
|
Демонстрирует понимание основной информации
увиденного.
Прогнозирует события, исходя из основной мысли
увиденного.
|
-определяет главную и второстепенную
ин
информацию
видео;
-
делает выводы о достойных музыкальных исполнении, приводя
аргументы..
|
|
https://www.youtube.com/watch?v=Z4MzcL1UJhI
|