«Урок(учебное занятие)»
Тема: Язык как знаковая система. Перенос ЗУН на
нестандартные ситуации
Преподаватель: Клышпаева Айшурек
Курманбековна
Ф.И,О., должность автора
разработки
По предмету: Русский язык и
литература
Восточный гуманитарно-технический
колледж
Название учебного
заведения
Восточно-Казахстанская область, г.
Усть-Каменогорск
область, город, район
Аннотация
Цели урока
соответствовали программному материалу, возрастным особенностям.
Обучение направлено на формирование грамотной и развитой
интеллектуально личности. Запланированная дифференциация
способствовала тому, чтобы ученик выступал в роли искателя истины,
исследователя, сумел выразить себя, свое отношение к изучаемому,
приобрел опыт творческой работы и самооценки. Учащимся был
предложен разноуровневый материал со сложными текстами и широкой
тематикой, и при этом дающий возможность осваивать тему удобным для
них способом. Излагать сжато информацию из прочитанного текста, в
том числе материал СМИ, переработав исходный материал и сохраняя
основную мысль через творческую работу (презентаи, видеофильм,
рисунки). Взаимооценивание сыграло важную роль, поскольку оно
повысило уровень мотивации, дало возможность ученикам общаться на
своем языке, повысило уверенность в себе, а мне, как преподавателю,
позволило отстраниться от процесса и наблюдать за ним. Думаю,
учащиеся поняли, что участвовали в собственном осмыслении
знаний.
Разработка открытого урока
Время: 80 минут
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
знаний
Форма проведения урока: творческая
лаборатория
Стратегия: превращение своего предмета в средство
формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании,
самообразовании, саморазвитии.
Цели урока:
Формировать знания, умения, навыки для выполнения
творческих заданий в нестандартных ситуациях, выработать умения
делать выводы, воспитывать жизненные навыки конкурентоспособного
человека, последовательность и быстроту действий в решении задач
урока.
Задачи:
1)Совершенствовать навыки критического мышления,
направленных на формирование у обучающихся навыков на основе чтения
и письма, исследовательских умений, анализа, синтеза оценки,
интерпретации информации, полученных на уроке.
2)Развивать познавательный интерес, творческие
способности, умение обобщать, систематизировать знания и
коммуникативно-информационные компетентности.
3)Способствовать воспитанию ответственности,
целеустремленности, умения поставить учебную цель и выбрать способы
достижения.
Формы работы: индивидуальная, групповая,
парная, опережающие задания, фронтально-коллективная
работа
Методы и приемы: игровой, конструирование,
предметно-практический, эвристический, проблемно-поисковый,
творческий.
Оборудование: раздаточный материал, презентация,
рисунки, видеоролики, видеофильм, макет человека, дерево
урока.
Межпредметная связь: литература, история,
казахская литература, математика.
Ход урока
1.Организационный момент:
Психологический настрой.
Учитель: Ребята, сегодня необычный урок, закройте
глаза и внимательно слушайте, пожалуйста, у меня в руках волшебная
шкатулка, а в ней зерно…Вашей мечты. Руки поверните ладони вверх, и
я вам положу зерно мечты, цели, их преподнесите к сердцу. Ваше
сердце подсказывает, что семя прорастает при условии, если будете
получать хорошее образование, будете целеустремленным, творчески
подходить к любому заданию, воспитывать человеческие качества:
уважение, сострадание, ответственность, а главное доброту, то вы
создадите благодатную почву для прорастания ваших
зёрн.
Ребята, перед вами макет человека. Вы напишите те
качества, которые я вам назвала, в процессе урока мы
дополним.
Середина урока.
Актуализация знаний:
Учитель: Самое удивительное и мудрое, что создало
человечество - это язык. В этом вы убедитесь, прочитав, этот
текст.
Перед вами текст №1. (Слайд 3) Составьте схему
«Для чего нам нужен язык?» (1 группа)
Задание 2: Сделать фонетический разбор «ЯЗЫК»( у
доски) (2 группа)
Задание3: Найти пословицы, стихи о языке и
объяснить значение. Найти сложное предложение, сделать схему и
рисунок. (3 группа)
(Учащиеся выполняют задания)
Учитель: Игра «Следствие ведут знатоки» К
рисункам подобрать пословицы. (СЛАЙД 4)
Напишите на макет нужные качества, которые нашли
из пословиц, текста.
Учитель: Проблемный вопрос: Язык - развивающееся
или застывшее явление? Какой язык в Казахстане государственный, а
какой межнационального общения? Какие еще знаете языки, кроме
звукового языка?
Ответ учащихся: 1)Язык развивается вместе с
развитием общества. 2) В Казахстане государственный язык – это
казахский, межнационального общения- русский язык. 3) Языки бывают
вербальные и невербальные (языки жеста мимики, знаки,
символики).
Учитель: «В основе любого открытия лежит
элементарная человеческая эмоция, именуемая изумление» Эйнштейн
(СЛАЙД 5)
Мы думаем, что вы нас удивите своей творческой
работой, вашей фантазией, сумеете использовать в другой ситуации те
знания, которые получали на предыдущих уроках.
Учитель: Показать сюжет языком мимики и жеста,
используя ключевые слова. Озвучить сюжет.
Ключевые слова: Мама , ваза, кот, мальчик,
огорчение
(Учащиеся с помощью невербального языка
показывают сюжет)
Учитель: К вашему вниманию
видеоролики…(Видеоролики «Правила поведения»). Глядя на видеоролик,
выполните следующие задания.
1 группа: Нарисовать запрещающие знаки в
классе
2 группа: Нарисовать разрешающие знаки в
классе
Учитель: Благодаря вербальным и невербальным
языкам мы узнаем о достижении Казахстана. (1 Презентация
«Современный Казахстан»)
Учитель: Ребята перенесли свои знания о нашем
государстве на другие ситуации, т.е придумали свое государство. (2
Презентация 1 гр. «Государство Dream»,
3 презентация 2 гр. «Волшебное государство»)
(Учащиеся показывают свои презентации 1 гр
«Государство Dream»,
2 гр «Волшебное государство»)
( 2 группа дарит «Цветок безопасности»
учителям)
3 группе было дано опережающие задание: Сочинить
сказку о символиках государства.
Вы изумили нас, ребята. Спасибо, Вам. Благодаря
вашим вербальным и невербальным языкам мы узнали много о вашем
государстве.
Учитель: Чтобы различать одно государство от
другого, каждая страна имеет свою символику, свой государственный
язык.
Русский национальный язык сложился на основе
говоров Москвы и ее окрестностей. Создателем современного русского
литературного языка является А.С.Пушкин. Кто является создателем
казахского литературного языка?
Учащиеся: Абай Кунанбаев стоит рядом с великим
поэтом, писателем, реформатором языка А.С
Пушкиным.
Учитель: Блиц –опрос о Абае Кунанбаеве.(СЛАЙД 6,
7)
(Учащиеся отвечают на вопросы
«Блиц-опроса»)
Учитель: Да, ребята, исполняется 175 лет великому
мудрому человеку.
В поэзии Абая наиболее употребляемое слово-
Сөз.
Убедиться в этом не сложно. Сейчас нам это докажут ребята из 3
группы на примере знаменитого стихотворения Абая « Поэзия-
властитель языка»
Ответ 3 группы: В этой поэзии слово
«СӨЗ»
автор употребил 15 раз- Сөздин патшасы –Царь слова,
сөз
сарасы(емкое слово),
бөтен
сөз(
чужое слово),
сөздин басы(Начало слова),
сөз
жақсысы(избранное слово), Ақыл
сөз(умное слово) и др….
Учитель: Спасибо. Далее можно не считать: на
«СӨЗ»
вы наталкиваетесь едва ли не в каждом стихотворении. Абай
восхищается словом без устали, обыгрывает его. Значит,
слово-великое! Почему? Сделайте вывод, используя текст Л.Толстого.
(СЛАЙД 9)
Слайд 9
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом
можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно
служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись
такого слова, которое разъединяет людей.
Доказать, что текст Льва Толстого является
рассуждением. Заполните таблицу. (Слайд 10)
Учитель: у А.Кунанбаева,
А.Пушкина, Л.Толстого также слова -объемное, многоликое,
многозначное. Слова, на каком бы языке не звучали,- это и язык, и
речь, и назидание, и речение, и наставление, и стих, и
мудрость.
На макете напишите слова из высказывания
Л.Толстого
Вы доказали, что и писатели, и поэты используют
числительные в своих произведениях. Числительные- это цифровой
знак. Абай использовал в стихотворении «Поэзия-властитель языка» 15
раз, есть произведения и в русской литературе, числительные
используются в названии. Какие произведения вы
знаете?
(Предполагаемые ответы учащихся: «Три мушкетера»,
«Двенадцать месяцев», «Три богатыря»,
«Квартет» и др.)
Учитель: Мы ежедневно используем числительные в
жизни. Я думаю, всем интересно узнать: как появилась цифровая
система.
Ответ учащегося: Цифровая система от 0-9, который
пользуется в настоящее время во всем мире, возникло в индии
примерно 1,5 тысячи лет назад. В середине 7 века начались военные
арабские походы, завершившееся завоеванием стран Ближнего и
среднего востока, северной Африки, Юго-Западной Европы и созданием
к началу 9 века Арабского Халифата. Арабы восприняли индийскую
цифровую систему и распространили ее на территории Халифата. Отсюда
быстро перекочевало Европейские страны, со второй половины 15 века
стало главной системой цифровых знаков во всем мире, получив
название арабской.
Учитель: Что такое числительное? Какие разряды
знаем? Какие числительные используем в жизни
часто?
(Ответ учащихся)
Молодцы показали хорошие
знания!
Учитель: Обратите внимание на замечательные
высказывания Исаака Ньютона «…Вы спрашиваете, как я сделал
открытия? Я постоянно думал о них –вот и все». Кто такой Исаак
Ньютон? Какие открытия сделал? (слайд 11)
(Ответ учащихся)
Учитель: Как И.Ньютон, как будущие программисты,
вы тоже сделали проект «Программирование будущего» (4 презентация
«Программирование будущего») .
(Учащиеся презентуют свой
проект)
Учитель: Выполните упражнение 87. Прочитать
текст.
Струнный транспорт Юницкого представляет собой
специальный автомобиль на стальных колёсах, размещённый на
предварительно напряжённых (растянутых) струнных рельсах,
установленных на опорах - промежуточных и анкерных с образованием
пролётов длиной от 30-40 м до 1000-1500 метров и более. Благодаря
высокой ровности и жёсткости рельсо-струнной путевой структуры на
СТЮ достижимы скорости движения до 550 км/час при движении в
воздушной среде.
По провозной способности транспортной системы и
вместимости (грузоподъемности) подвижного состава СТЮ
подразделяется на классы:
сверхлёгкий (до 1 миллиона пассажиров и 1 миллиона тонн грузов в
год);
лёгкий (до 5 миллионов пассажиров и 5 миллиона тонн грузов в
год);
средний (до 25 миллионов пассажиров и 25 миллиона тонн грузов в
год);
тяжёлый (до 100 миллионов пассажиров и 100 миллионов тонн грузов в
год);сверхтяжёлый (до 250 и более миллионов пассажиров и до 250 и
более миллионов тон грузов в год, то есть на уровне Транссиба, а
также московского метро, которое по 12 линиям-дорогам перевозит 6-8
миллионов человек в день).
По скоростным режимам СТЮ подразделяются на:
низкоскоростные (до 100 км/ч);
скоростные (до 250 км/ч);
высокоскоростные (до 400 км/ч);
сверхскоростные (до 550 км/ч);
гиперскоростные (более 550 км/ч в вакуумной струнной
трубе).
Задание
- 1 группа: Найти числительные и сделать
морфологический разбор 2 числительных
-2 группа: Нарисовать транспорт
Юницкого
-3 группа: Учащимся было дано опережающее
задание: Создать презентацию «Транспорт
будущего».
(Учащиеся презентуют проект «Транспорт
будущего»).
Учитель: Какие знаки, символики вы нашли из
текста, презентации?
Учитель: Спасибо за ваш кропотливый, творческий
труд, будущее Казахстана в ваших руках. Вы сегодня работаете очень
хорошо, наверное, устали. А сейчас релаксация.
Задание 1. Решите грамматические задачи,
подберите к стихотворениям пословицы: (СЛАЙД 12)
1.Балалай-ка- три струны!
Подпевайте, не зевайте, выходите
плясуны.
Ответ:Делу-время, а потехе час
2.Тетя сима попросила 10 раз слазить Витю на
чердак,
Извините Тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак
Ответ: Работа –не волк, в лес не
убежит
Задание 2: В этих рисунках спрятаны числительные,
назовите их. (Слайд 13)
Стог, семья, стол, пол-яблока,
дверь
Ответ учащихся: 100, 7, ½, 2
Учитель: Язык жестов, мимик использовал в кино
Чарли Чаплин, вы создали свой фильм на сюжетной линии «Новенький»
(6 Фильм «Новенький»)
Спасибо за интересный фильм. Кто
режиссер-постановщик? Кто играет роли?
Учитель: Как вы думаете, ФИО является ли
социальным знаком?
Ученик дает информацию.
Учитель: Сейчас, используя социальные знаки,
Ельназ и Динара презентуют автобиографию—эссе. ( 7 Презентация
автобиография Ельназ, 8 Презентация автобиография
Динара)
Учитель: Спасибо, Вам. Ребята, какие языковые
знаки можете перечислить? Как думаете, где можно больше получить
сведения из автобиографии, или автобиографии
–эссе?
Ответ учащегося.
Учитель: В течение урока вы создавали макет
человека, назовите какими качествами должен обладать человек для
достижения своих целей. Презентуйте свой макет успешного
человека.(Слайд 14)
Конец
урока:
Рефлексия.
(Слайд 15)
Учитель просит
принять участие в обратной связи, чтобы представить для себя, чего
достигли учащиеся, работая на данном
уроке:
-Что нового вы
узнали на уроке?
-Чему
научились?
-Как вы
оцениваете свое участие на
уроке?
«Дерево урока» -
в процессе урока выросло удивительное дерево, благодаря которому
каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего
общения. Если оно для вас прошло плодотворно, и вы остались
довольны - прикрепите к дереву плоды –
яблоки.
Если оно прошло
хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите
цветы.
Если общение
ничего нового не принесло – зеленые
листочки.
А уж если совсем
напрасно было потрачено время, то – желтый, чахлый
лист.
И в завершении,
скажите:
- За что бы вы
себя могли похвалить?
Объясняет
значимость выполнения домашнего
задания
Комментирование оценок (Самооценка,
взаимооценка)
Домашнее задание: Написать мини –эссе «Моя
мечта»
(СЛАЙД 14) Вывод: Ребята, большое спасибо за ваши
знания, за творческий труд, за ваши интересные идеи и мысли. И,
конечно, чтобы найти себя-нужно искать. Человек не
может выбирать себе наружность, но зато он имеет возможность
выбрать более важную вещь - характер. Мы можем сделать себя такими,
какими нам хочется быть. Очень важно быть настойчивым и упорным.
Таким людям все удается лучше, чем слабохарактерным. С детства
приучайте себя не отступать перед трудностями, доводить дело до
конца, это войдет в привычку, и, когда вырастете, у вас будет
великолепное качество – настойчивость.
Мы думаем, что сегодняшний урок поможет вам найти
достойное место в жизни. Главное, оставайтесь человеком с большой
буквы.
Список использованной
литературы
1.Г. У.Л. Жампеисова, Ш.Т.Кожакеева Алматы
«Мектеп» 2014г
Русский язык 10 класс
2.Л.К. Ж