Материалдар / открытый урок : Интегрированный урок-суд «Две дуэли в жизни поэта М.Ю. Лермонтова»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

открытый урок : Интегрированный урок-суд «Две дуэли в жизни поэта М.Ю. Лермонтова»

Материал туралы қысқаша түсінік
учителям истории и русской литературы
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Сәуір 2018
282
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Интегрированный урок-суд «Две дуэли в жизни поэта М.Ю. Лермонтова»

Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу, 
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возместила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Цели:1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

1. Дать представление об основных понятиях уголовного права: правомерное поведение, проступок, преступление, уголовная ответственность, обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.
2. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.

2.Развитие умений работы с нормативно-правовыми источниками, применения знаний в играх.
3. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.

3.Воспитание законопослушности, веры в справедливость законов.

Оборудование: Экран, слайдовая презентация, атрибуты суда, письма о Лермонтове, текст стихотворения «Смерть Поэта», дополнительный материал по биографии М.Ю.Лермонтова, оценочные листы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Пожелание успеха.

II.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

Тема нашего урока: «Основные понятия уголовного права».

(Постановка целей урока вместе с учащимися)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы)

Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.

Признаки правонарушения(групповая работа, чтение и совместное выявление признаков)

  1. Противоправность

  2. Деяние (действие или бездействие)

  3. Причинение вреда

  4. Наличие вины (неосторожность и умысел)

Т.о. правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

Виды правонарушений(групповая работа, чтение и совместное выявление видов)

  1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РК под угрозой наказания.

  2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Работа с учебником. Заполнение таблицы, стратегия записывания прочитанного.

На этом теоретическая часть заканчивается, и мы давайте перейдем к практической части. Для этого пройдем в зал судебных заседаний.

Учитель. Сегодня мы будем говорить о судьбе величайшего поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Постараемся понять, что же давало Лермонтову силы сохранить желание юности, остаться верным себе. Для многих современников он был загадкой: и художник, и бесстрашный воин, и поэт. А каким он видит Поэта? С чем и за что борется Лермонтов? Чем он, дворянин, так «опасен» для высшего общества, и почему нет ему дороги в родные места, в Тарханы, к друзьям, в Петербург.
Итак, тема нашего урока:Запись на экране:
 «Две дуэли в жизни поэта М.Ю. Лермонтова»

Слайд 1.Портрет М.Ю.Лермонтова


Учитель: Уважаемая публика, мы собрались с вами сегодня на общественный суд над героями лирического произведения М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта». Автор сам искал суда читателей, не просто суда, а суда грядущих поколений. Лермонтов предлагает своё произведение на суд, но не уголовный, а нравственный. Наш суд общественный, литературный.

Представляем действующие лица: Судья – Саида, Судебный секретарь – Вячеслав.

Обвинители – Серёжа Ш., Кристина, Люба, Даша.

Защитники – Руслан, Алишер, Равиль, Серёжа Х.

На 1 слушание выносятся герои стихотворения Лермонтова «Смерть поэта».

Ученик: Чтение отрывка стихотворения «Смерть Поэта»(Кристина).

Слайд 2. Дуэль А.С.Пушкина.

III. Суд над лирическими героями стихотворения «Смерть Поэта».

Судья: В стихотворении три героя.  (Пушкин – «невольник чести», светская толпа, поэт, клеймящий «светскую чернь» и оплакивающий Пушкина).
– В чём видит поэт причины гибели
Пушкина? (Свет не терпит «его свободный, смелый дар», свету чужды «звуки чудных песен»)
– Какими синонимами заменяет автор слово – «свет»? 
(Толпа, светская чернь, палачи «Свободы, Гения и Славы»)

1письмо(Обвинители). Екатерина Андреевна Карамзина пишет сыну Андрею, 30 января 1837 года: «Милый Андрюша, пишу тебе с глазами, наполненными слёз, а сердце и душа – тоской и горечью; закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Я имела сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал».

2письмо(Защита). Из письма Николая I жене: «Здесь нет ничего любопытного, о чём мог бы я тебе сообщить. Событием дня является трагическая смерть пресловутого Пушкина, убитого на дуэли неким, чья вина была в том, что он в числе многих других находил жену Пушкина прекрасной.

3письмо(Обвинители). Из анонимного письма графу Орлову: «Лишение всех званий, ссылка на вечные времена в гарнизон солдатом Дантеса не может удовлетворить русских за умышленное, обдуманное убийство Пушкина. Вы видели вчерашнее стечение публики, в ней не было любопытных русских… Мы горько поплатимся за оскорбление народное…»

4письмо(Обвинители). Из дневника императрицы: «Плохо спала, разговор с Бенкендорфом, целиком за Дантесом, который вёл себя как благородный рыцарь, Пушкин как грубый мужик».Примечание-на дуэль вызвал Пушкин.

Обвинители: Иностранцам нет дела до поэзии Пушкина. Дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат суду русскому.

5письмо(Обвинители). Из письма императрицы графине Бобринской: «Вчера я забыла вам сказать, что суд над Жоржем уже окончен, – разжалован… но, как иностранец, отправляется запросто с фельдъегерем до границы.

Перечитывается стихотворение «Смерть Поэта» со слов: «Но есть и божий суд, наперсники разврата…» и далее.

Учитель. Теперь нам легче понять чувства поэта Лермонтова, для которого просто нет места в высшем обществе, потому что там, где нужно молчать, он не молчит: кричит его душа – не может не кричать.

Судья: Нечистая совесть «светской черни, толпы» усмотрела в стихотворении обвинение себе – как соучастникам злодейского убийства. События действительности возведены в ранг искусства: факты плюс «отношение к ним» автора. «Смерть Поэта», а не «Смерть Пушкина». – «Погиб Поэт! – невольник чести». Человечнейший из людей – вот каков Поэт, по мысли Лермонтова. 

2 Слушание:

Учитель: Стихотворение о Судьбе Поэта, о вечном конфликте Поэта и толпы. И всё же Поэт оказывается в полной зависимости от общества, от своих противников, от своих завистников. Судьба самого поэта Лермонтова говорит об этом. Причиной его смерти тоже явилась дуэль. На второе слушание суда предоставляются исторические факты о жизни М.Ю.Лермонтова.

Слайд 3.Портрет М.Ю.Лермонтова.

Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова.

(Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.)

1 ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.

 М.Ю.Лермонтов провел свое детство в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежащем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна и властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью. Отец – Юрий Петрович Лермонтов - носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Его предок в начале XVII века попал в плен к русским да так и остался в России. Его приняли на «государеву службу» и пожаловали поместьями в Костромской губернии. Он сложил свою голову в польскую войну. К тому времени, когда родители Лермонтова вступили в брак по любви, род Юрия Петровича обеднел. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери. В 1817 году мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить сына и отца.

2 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку. Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей учителей: гувернера – француза, воспитательницу – немку, преподавателя – англичанина. Лермонтов получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками, подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвертый класс.

 Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе других был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.

3 ученик: С получением офицерского звания дни Лермонтова потекли обычным порядком. Он не раз был отмечен поощрениями. В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образовательной России: из-под его пера вышло стихотворение «Смерть Поэта», написанное по поводу кончины Пушкина. Приписанные к нему вскоре 16 стихов (начиная со стиха «Ах вы, надменные потомки…») вызвали недовольство царского двора и разноречивее толки в свете. Лермонтов был арестован. Вскоре было начато дело о «непозволительных» стихах, написанных корнетом Лермонтовым, и о распространении их губернским секретарем С.А.Раевским.

 Дело окончилось тем, что Раевского сослали в Олонскую губернию, а Лермонтов был переведен в Нижегородский драгунский полк прапорщиков. Полк располагался на Кавказе, и Лермонтов вскоре отбыл туда. По дороге он простудился и его поместили в пятигорский военный госпиталь для лечения минеральными водами. После многочисленных переездов из одного южного города в другой Лермонтов оказался в Тифлисе и осенью был переведен в Гродненский гусарский полк корнетом. В конце 1837 года Лермонтов выехал к месту расположения полка между Петербургом и великим Новгородом. Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии гусарский полк, откуда он был направлен на Кавказ.

Слайд 4. Москва, светское общество.

4 ученик: В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, его видели во многих аристократических культурных домах – у Карамзиных, у А.О.Смирновой-Россет и др. Он вошел в пушкинский круг писателей и познакомился с В.А. Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым, В.А.Сологубом, В.Ф. Одоевским, Е.А.Баратынским.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 года. На одном из таких балов (у графини Лаваль) сын французского посла, Эрнест де Барант, приревновал Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой, после чего последовала дуэль. Сначала дуэлянты дрались на рапирах. Потом, когда у поэта сломалась рапира, перешли к пистолетам. Барант дал промах, а Лермонтов выстрелил «на воздух». Далее состоялось примирение, и соперники разъехались.

 Но, тем не менее, дело получило огласку. Эрнест Барант уехал на родину. Лермонтова предали военному суду и препроводили в Ордонанс-гауз, на Арсенальную гаупвахту, находившуюся на Литейной. После многочисленных резолюций и решений дело было передано на подпись Николаю I , который значительно смягчил предполагаемое наказание и повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем же чином (поручиком).

Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Там он был определен на левый фланг Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере под крепостью грозной. В этот раз на Кавказе, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявлял себя исключительно храбрым и блестящим офицером.

 Зимой 1840 года, вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил Лермонтову взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. Лермонтов был награжден золотой надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а в начале февраля прибыл в Петербург. Там он сразу попал на бал к графине А.К. Воронцовой-Дашковой и снова оказался в кругу близких ему светских знакомых, писателей, издателей.

На Кавказ Лермонтов прибыл в начале июня 1841 года и подал рапорт о болезни. Ему разрешили остаться в Пятигорске и лечиться минеральными водами.

Судья: По данному делу суду предоставляется историческое видео с места событий.

Инсценировка дуэли М.Ю.Лермонтова и Н.С.Мартынова (Серёжа Ш, Серёжа Х, Слава)

Текстовка: 13 июля 1841 года на вечере в доме Верзилиных у Лермонтова произошло столкновение с Н.С.Мартыновым. Мартынов – одноклассник Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Он тоже был на Кавказе и входил в тот же круг, что и Лермонтов. Вечером рокового числа Лермонтов и Л.С.Пушкин (брат А.С.Пушкина) были в веселом расположении духа. Они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С.Мартынова в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов вспыхнул, глаза его сверкнули гневом. Он подошел к Лермонтову и сдержано сказал: «сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Тут же отвернулся и отошел прочь. Лермонтов не придал вспышке Мартынова особого значения и сказал: « Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями». Но, когда гости уже расходились и прощались, в передней Мартынов подошел к Лермонтову и повторил сказанную ранее фразу. Лермонтов заметил ему: «Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно: «Да». Тут же назначили день поединка.

Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным. Доказательством тому служит его последний жест перед гибелью. Он выказал явное нежелание стрелять в Мартынова. Лермонтов поднял руку с пистолетом и разрядил его «на воздух». Мартынов же решил убить поэта. Царский суд не был для Мартынова суров, но суд потомства непреклонен: Мартынов навсегда заклеймен как «убийца Лермонтова».

 Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит.

Слайд 5.Автограф М.Ю.Лермонтова.

Обсуждение учащимися дуэли Лермонтова и Мартынова.

Судья выносит приговор.

Слайд 6.Памятник М.Ю.Лермонтова.

Связь с современностью.



VI. Обобщение: Хотим мы этого или нет, о нас тоже будут судить по нашим поступкам, как мы сегодня судили о Лермонтове. Мы сегодня говорили о нравственной жизни человека, о добре и зле, о любви и ненависти, о подлости и порядочности, о честности и предательстве. Эти истины не подвластны времени. И о нравственной стороне нашей жизни люди будут судить всегда. Давайте об этом не забывать.

Синквейн «Лермонтов».

VII.Рефлексия: Закончи предложение:

- Лермонтов для меня…

- Прочитав биографию Лермонтова, я понял…

- Мне очень жаль, что…

- Я не понимаю, как…

- Я удивлён…

- Я восхищаюсь…

- Я осуждаю Лермонтова за …., потому что…

- Я не осуждаю Лермонтова за …., потому что…

- Мне хотелось бы сказать…

- Я испытал...


VIII.Выставление оценок «Оценочный лист».


IХ.Д.З Наизусть стих. «Смерть Поэта»(отрывок), эссе «Что такое честь и достоинство»

Д/З: прочитать, ответить на 4,5 вопросы, подготовить материалы по теме гражданское право(опережающее задание)

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!