2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Открытый урок: " Второстепенные члены предложения. Дополнение".

Открытый урок: " Второстепенные члены предложения. Дополнение".

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал мұғалімдерге керек
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Урок в 6 классе

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Ход урока:

І. Орг. момент.

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Чтобы настроиться к уроку, проговорим скороговорки.

Я хочу учиться

Я хочу трудиться

Я хочу трудясь учиться

Я хочу учась трудиться


ІІ. А сейчас опрос д \задания.

Ребята. На предыдущих уроках мы изучали тему: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»

Дома вы должны были составить предложения на тему «Как я провел зимние каникулы», подчеркнуть грамматическую основу.


Читает 1 ученик: На зимних каникулах я ездил в Актюбинск.Там живут наши родственники. Актюбинск – большой город.

Задание: выписать главные члены предложения

(Я ездил, родственники живут, Актюбинск – город.)


Читает 2 ученик: Зимние каникулы я провела в Астане. В Астану мы полетели на самолете. Астана очень красивый город. Мне там понравилось.

2 задание: выполнить синтаксический разбор предложения.

В Астану мы полетели на самолете.


Читает 3 ученик: На каникулах я ездил в аул. Там живут мои дедушка и бабушка. Я помогал дедушке поить коров. Бабушка рассказывала мне сказки.(называет грам.основу в предложении: Там живут мои дедушка и бабушка.)

Повторим правила: СЛАЙД: ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Назовите главные члены предложения?

  • А еще как они называются?

  • Что такое подлежащее?

  • Что такое сказуемое?

  • Какие члены предложения относятся к второстепенным?

Проверка 1 и 2 задания.

Мини – тест


СЛАЙД: ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

  • Еще раз повторим: Какие члены предложения относятся к второстепенным? (дополнение, определение, обстоятельство)


ІІІ. Новая тема:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

- Сегодня, ребята, мы начинаем повторение темы: «Второстепенные члены предложения», Откройте тетради и запишите число и тему урока.

- Мы повторим то, что нам известно о дополнении и узнаем новое об этом члене предложения, научимся находить и распозновать дополнения, определять способы выражения.


СЛАЙД 1

  • Что мне известно по данной теме?

  • Что нового я узнал на уроке?


На партах у вас есть таблички. Сейчас мы заполним І, левую сторону – Что мне известно по данной теме. И в конце урока вернемся и заполним ІІ сторону – Что нового я узнал на уроке.


Скажите,что вы знаете о дополнении?

  • (Это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополненния обычно бывают выражены существительным или местоимением)

Например: подошла к нему, думали о школе.

  • Какие падежи называются косвенными? (все, кроме именительного)


  • Правильно. А сейчас ответьте на такие вопросы.

  • Нуридден, на чем вы ездили в Актюбинск?

  • Тимур, на чем ты ездил в аул?

  • Тамирис, на чем вы поехали в Астану?

Автобус, автомобиль, поезд, самолет – это виды транспорта. Об этих и других видах транспорта мы подробнее узнаем из текста, который называется «Транспорт».

Но сначала послушайте эти слова.


Электронный учебник.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Ребята сами объясняют значение слов.


Послушайте текст.

Прочитайте текст: «Транспорт»

Работа с текстом:

  • О чем говорится в тексте?

  • В тексте говорится о том, что раньше люди ходили пешком, ездили на лошадях. А сейчас появилось много различных машин, самолетов,

что скоро и космические корабли станут обычными видами транспорта.

  • В городе так много разных машин и автобусов, и переходить дорогу помогают нам светофоры.


СЛАЙД с предложениями. Работают на доске:

А сейчас запишите предложения, в которых использованы словосочетания из текста о транспорте. Определите чем выражено дополнение , что обозначает и что поясняет дополнение.

1. Мы полетим на самолете.

2. Люди на остановках ждут автобус.

3. Они купили два билета.

4. Бабушка попросила нас приехать.


СЛАЙД. Способы выражения дополнения. 4 – мя частями речи.

(Читают ученики)


Закрепление.

Карточки (С места) СЛАЙД.

(Задание:запишите предложения, определите чем выражено дополнение?)

  1. Мы поедем на поезде.

  2. Разделите десять на два.

  3. Я прошу вас подождать.

  4. Помните всегда три цвета светофора.


ВЫВОД: Итак, ребята, сделаем вывод. Чем может быть выражено дополнение?

  • дополнение может быть выражено существительным, местоимением, числительным, неопределенной формой глагола, словосочетанием.


  1. А сейчас выполним фонетический разбор слова ЖИЗНЬ

  2. Синтаксический разбор предложения

В городе движение машин облегчают светофоры.

  1. Объясните, как образовались эти слова?

САМОЛЕТ, ТЕПЛОХОД, СВЕТОФОР


Ребята, эти слова и это предложение для разбора я взяла не зря:

Светофоры регулируют движение транспорта на дорогах. Правила дорожного движения нужно соблюдать, они нужны для нашей безопасности. Из – за нарушения правил ежедневно случаются аварии, гибнут и получают травмы пешеходы, водители, пассажиры. Будьте осторожны на дорогах, всегда помните и выполняйте все правила дорожного движения! Это поможет сохранить Вам жизнь и здоровье. А ЖИЗНЬ – это самое главное, что есть у нас.

СЛАЙД . ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ.

  • А сейчас мы выполним грамматический тест

  • Послушаем ответы, работающих у доски.

СЛАЙД 1

  • Что мне известно по данной теме?

  • Что нового я узнал на уроке?

  • Ребята, вернемся к таблице и заполним правую сторону – Что нового я узнал на уроке?


ОБОБЩЕНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ИНСЦЕНИРОВКА «В ГОСТЯХ У СВЕТОФОРА»

18 Қараша 2018
492
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі