Организационный этап
|
Психологический настрой.
Приветствие.
-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок будет
интересным и насыщенным, надеюсь, что каждый из вас найдет что-то
полезное и важное для себя. Желаю вам сосредоточиться и проявить
активность, давайте работать с вдохновением! Пусть этот урок будет
не только полезным, но и увлекательным. А теперь давайте начнем!
Чтобы определить тему урока, посмотрите на картинку. Какого героя я
завуалировала?

Определение темы урока.
Постановка целей:
Работа с эпиграфом.
Чацкий умён во всех отношениях. У него
остроумная речь, есть сердце, он честен и умеет
любить.
Ст. И.А.Гончарова
«Мильон терзаний»
Проверка домашнего
задания.
Учащиеся должны были устно проанализировать
комедию.
Опрос домашнего задания проводится в виде онлайн
тестирования на платформе «Wordwall».
Актуализация изученного
материала
Вопросы по главному герою
комедии – А.А.Чацкому (Слайд № 5)
|
Настраиваются на урок
Определяют тему урока по картинке
(Чацкий)
Читают и анализируют эпиграф и отвечают на
вопросы по эпиграфу
Выбирают на проекторе ячейку и отвечают на вопрос
по комедии
Отвечают на вопросы
|
Наблюдение, комментарий учителя.
Похвала,
1-
балл при аргументированном ответе на ребус
Похвала, 1- балл при аргументированном ответе на
ребус
1-3
балла в зависимости от развернутости ответа
1-3 балла
|
Интерактивная доска
Слайд № 1
Слайд № 4
Платформа «Wordwall»
«Тест по комедии «Горе от ума»»
Слайд №5
|
Изучение нового
материала
|
Постановка проблемного
вопроса:
-Сегодня на уроке мы с вами определим,
ЧАЦКИЙ- ПОБЕДИТЕЛЬ ИЛИ ПОБЕЖДЕННЫЙ?
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА.
Александр Андреевич Чацкий — центральный персонаж
комедии в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Он
происходит из богатой аристократической семьи. Его отец и дед были
знатными и влиятельными людьми. Однако сам Чацкий рано лишился
родителей и воспитывался в доме Фамусова — отца его подруги детства
Софьи.
Основные черты Чацкого:
-
свободолюбие и верность своим
идеалам;
-
образованность, приверженность к наукам и
искусствам;
-
честность, неприятие угодничества и
подхалимства;
-
любовь к отечеству, стремление служить во благо
России.
Чацкий бросает вызов лжи и невежеству
фамусовского общества. Поняв, что здесь его идеалы чужды всем,
герой покидает Москву.
Обучающийся с особыми
образовательными потребностями (слабослышащий) пользуется наглядным
материалом (лист с информацией о
Чацком)
РАБОТА ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРОБЕЛОВ В
ЗНАНИЯХ
Существует несколько версий, которых
придерживаются литературоведы. Согласно одной из них, Грибоедова
вдохновил друг Пушкина, известный декабрист Вильгельм Карлович
Кюхельбекер. Он несколько лет прожил за границей, а потом вернулся
на Родину, чтобы продолжить занятия общественной
деятельностью.
Кроме
того, есть некоторое повторение идей Кюхельбекера в высказываниях
Чацкого. Творчество Вильгельма Карловича было пронизано
недовольством существующего строя, свободолюбивыми настроениями,
чувством патриотизма. Он был противником жесткого мышления, которое
винил в бедах простого люда.
Однако, гораздо больше литературоведов видят
истоки появления героя в образе Петра Яковлевича Чаадаева. Его имя
сегодня известно не очень широко. Однако в годы жизни Грибоедова в
частности в период, когда писалось "Горе от ума", этого человека
активно обсуждали. Он был философом, мыслителем, идейным
наставником декабристов. В центре скандала Чаадаев оказался, когда
выпустил свои "Философские письма". На страницах без околичностей
осуждался Николай I, который, по мнению автора, не делал ничего,
чтобы интегрировать Россию в мировое сообщество. Император,
прочитав такое послание, счел Чаадаева невменяемым. Он приставил к
нему специалиста по душевным недугам, которому вменялось в
обязанности следить за своим вольнодумным
подопечным.
Интерактивная игра с использованием
нейросети.
-Отгадайте персонажа комедии «Горе от ума» по
картинкам, сгенерированным искусственным
интеллектом.

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

Обучающийся с особыми образовательными
потребностями выполняет при поддержке учителя и с карточкой
помощником (ПОПС-формула)
ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ
ВОПРОС:
Вывод:
Однозначно ответить на вопрос, является ли Чацкий
победителем или побеждённым, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума», невозможно.
С одной стороны, Чацкий объявлен в обществе
сумасшедшим, что может расцениваться как поражение. Он покидает
Москву, которая развеяла «весь чад и дым» его
надежд.
С другой стороны, Чацкого можно считать в
какой-то степени победителем. Он остался верен своим взглядам, и
слова его, как семена, вскоре дадут всходы. Вокруг него соберутся
единомышленники.
По
мнению И.А. Гончарова, Чацкий опровергает известную пословицу «один
в поле не воин». Если он Чацкий, то воин, «и притом —
победитель».
|
Анализируют проблемный вопрос, раздувают над
ответом
Слушают информацию от учителя
Соглашаются или нет с основными чертами
А.А.Чацкого.
Вспоминают, что такое
«прототип»
Знакомятся с прототипами
А.А.Чацкого
Находят сходство между прототипом и
героем
Отгадывают персонажей по
картинкам
Чацкий,
Г-жа Хлестова,
Молчалин,
Скалозуб
Фамусов,
Софья
Учащимся предварительно раздали конверты с
изображениями А.Чацкого (Задание 1), А.С.Пушкина (Задание 2),
фамусовского общества (Задание 3).
Находят в конверте изображение и выполняет
соответствую-щее задание.
Отвечают на
проблемный вопрос, выбрав одну из позиций
|
Похвала
Похвала
1
балл за аргументированную позицию
Словесная оценка учителя
Словесная оценка
При
активной аргументированной работе +1 балл
Словесная оценка учителя
Группа А:
По 1 баллу за каждое определенное
утверждение,
+ 1 балл при аргументированном
ответе.
Группа В:
Выбирает подходящее высказывание- 1
балл;
Четко выражает позицию- 1 балл;
Приводит пример из комедии –
1балл.
Группа С.
Внимательно читает монолог, дает
аргументированные ответы на вопросы- 1-3 баллов
Похвала
|
Тетрадь
Слайд № 7
Слайд № 7
Слайд № 9
Слайды № 11-12
Слайды № 11-12
Слайды
13-19
Слайд № 20;
Конверт с фотографиями;
Учебник
(§
4 на стр.181)
Хрестоматия
Тетрадь
Слайд № 23
|