2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Открытый урок Классификация органических соединений

Открытый урок Классификация органических соединений

Материал туралы қысқаша түсінік
Современные методы обучения, qr коды, оригинальные задания
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Раздел:

9.4 A Введение в органическую химию

ФИО педагога

Жунусбай Асель Маратовна

Дата:



Класс: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Особенности органических веществ

Классификация органических соединений. Демонстрация № 10

«Модели метана, этана, этена, этина, этанола, этаналя, этановой кислоты, глюкозы, аминоэтановой кислоты»


Цели обучения в соответствии
с учебной программой

9.4.3.1 объяснять причины многообразия органических соединений

9.4.3.2 знать классификацию углеводородов и их производных: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, аминокислоты;

9.4.3.3 объяснять понятие функциональной группы, как группы определяющей характерные химические свойства данного класса соединений

Цели урока

объясняют причины многообразия органических соединений

знают классификацию углеводородов и их производных: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, аминокислоты;

объясняют понятие функциональной группы, как группы определяющей характерные химические свойства данного класса соединений

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5мин

Организационный момент

Химический круг радости” Ученики по кругу называют одно позитивное слово, ассоциирующееся с химией (например, открытие, эксперименты, природа) передавая друг другу Химический куб

Деление на группы методом «Спроси у Бутлерова»

Учитель раздает мини-книжки с портретом Бутлерова и краткой формулировкой теории строения органических веществ, где во внутренней части указан номер группы


Определяют тему и цель урока методом «Тайна вещества».

Учитель показывает два вещества (сахар и соль) и задает вопросы:

Каковы химические формулы соли и сахара?

Ответ: Поваренная соль — NaCl, сахароза — C₁₂H₂₂O₁₁.

Какие элементы входят в состав этих веществ?

Ответ: Соль состоит из натрия (Na) и хлора (Cl), сахар — из углерода (C), водорода (H) и кислорода (O).

Какой тип химической связи присутствует в каждом из веществ?

Ответ: В соли — ионная связь, в сахаре — ковалентная связь.

Какова кристаллическая структура соли и сахара?

Ответ: У соли — ионная кристаллическая решетка, у сахара — молекулярная кристаллическая решетка.

Как ведут себя эти вещества при нагревании?

Ответ: Соль при нагревании плавится без разложения, сахар при нагревании карамелизуется и разлагается, выделяя углерод.

Почему сахар горит, а соль нет?

Ответ: Сахар является органическим соединением, содержащим углерод, который окисляется при горении. Соль — неорганическое вещество, не содержащее углерода, поэтому не горит.

Какова растворимость соли и сахара в воде?

Ответ: Оба вещества хорошо растворимы в воде, но механизмы их растворения различны из-за разной природы связей.

Каковы вкусовые ощущения от соли и сахара?

Ответ: Соль имеет соленый вкус, сахар — сладкий.

Как вы думаете, к какому классу веществ относится каждое из них — к органическим или неорганическим?

Ответ: Соль — неорганическое вещество, сахар — органическое.

Что общего и в чем различие между этими веществами?

Ответ: Оба вещества являются кристаллическими и растворимыми в воде, но различаются по химическому составу, типу связей и поведению при нагревании.

Таким образом ученики наглядно видят различия между органическими и неорганическими веществами, стимулируя интерес к изучению новой темы.

Учащиеся выполняют задания



Учащиеся делятся по соответствующим группам

Отвечают на вопросы, выходят к названию темы урока и целям урока

Формативное оценивание, словесная похвала



Для наглядного оценивания используется табло оценивания

Объект 3





Химический куб

«Спроси у Бутлерова»

мини-книжка

Соль и сахар, спиртовка или горелка

Середина урока

15 мин


























Таким образом, ребята, как вы думаете какая будет тема урока?

Верно, это и будет темой нашего сегодняшнего урока – Особенности органических веществ. Классификация органических соединений. (ПИШЕМ)

Сегодня на уроке вы научитесь:

  • объяснять причины многообразия органических соединений

  • определять классификацию углеводородов и их производных: спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, аминокислоты;

  • объяснять понятие функциональной группы, как группы определяющей характерные химические свойства данного класса соединений

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. Органические вещества это соединения углерода, при этом углерод в составе органических веществ всегда 4 валентен. Помимо углерода в состав органических веществ так же входят атомы H, O, N, S, P, Cl, которые называют органогенами.

### На сегодняшний день насчитывается около 800 тыс неорганических соединений, и более 18 млн. органических соединений. Многообразие органических соединений объясняет Александр Михайлович Бутлеров согласно теории строения органических веществ.

Посмотрите следующий видеоклип, в котором вам будет показаны особенности органических соединений и классификации органических веществ


Учащиеся работают в группах











Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают в тетради и просматривают видеоролик








Объект 3








Карточки, А3, маркёры, учебник, таблица Менделеева

Компьютер

Телефоны

Закрепление урока

5 мин













































5 мин









































7 мин















































3 мин










Задание 1. И. Р. Выполните тестовые задания через платформу Interacty

1. Кто создал теорию строения органических веществ?


• А) Менделеев

• B) Ломоносов

• C) Бутлеров

• D) Бойль

• Правильный ответ: C


2. Теория строения объясняет:


• А) Цвет веществ

• B) Запах веществ

• C) Строение и свойства органических веществ

• D) Температуру кипения воды

• Правильный ответ: C


3. Изомеры – это вещества, которые:


• А) Имеют разный состав

• B) Имеют одинаковый состав, но разное строение

• C) Имеют одинаковый цвет

• D) Растворяются в воде

• Правильный ответ: B


4. В органических веществах атомы углерода соединяются:


• А) В случайном порядке

• B) В определённом порядке

• C) Только по кругу

• D) Только в цепочку

• Правильный ответ: B


5. Основной элемент в органических веществах:


• А) Водород

• B) Кислород

• C) Углерод

• D) Азот

• Правильный ответ: C


6. Свойства органических веществ зависят от:


• А) Цвета молекулы

• B) Порядка соединения атомов

• C) Формы сосуда

• D) Температуры воздуха

• Правильный ответ: B

Дескрипторы:

- правильно определяетпричины многообразия органических соединений -0,5 б за каждый правильный ответ

-Итого 3 балла за задание


Задание для одаренного ученика

Раздели формулы соединений на 2 группы органические и неорганические вещества:

CH4

NaCl

H2
C
2H5OH
C
2H2

Ca(OH)2

H2CO3
C
6H12O6
C
6H5NH2

Fe
CH
3COOH
CO
2


Дескрипторы:

* Определяет формулы органических веществ – 1,5 б

* Определяет формулы неорганических веществ – 1,5 б

Итого: 3 балла за задание


Задание для слабоуспевающего ученика

Верны ли следующие утверждения:

А. Атомы в молекулах соединены между собой без определенной последовательности в независимости от их валентности

Б. На свойства веществ влияет их качественный и количественный состав

Верно только А

Верно только Б

Оба утверждения верны

Оба утверждения не верны


Дескрипторы:

* Определяет верное суждение о последовательности связи атомов в молекулах – 1,5 б

* Определяет верное суждение о влиянии свойств веществ на их качественный и количественный состав

- 1,5 б

Итого: 3 балла за задание



Теперь рассмотрим классификацию органических веществ. Органические вещества классифицируются: 1) по структуре на открытые и замкнутые 2) по составу на а) углеводороды б) кислородсодержащие органические соединения и в) азотные органические соединения


Задание 2. П.Р. Установите соответствие классификации углеводородов и их функциональных групп


Дескрипторы:

* Устанавливают соответствие углеводородов и их функциональных групп – 1 б

* Устанавливают соответствие кислородных органических соединений и их функциональных групп – 1 б

* Устанавливают соответствие азотных органических соединений и их функциональных групп – 1 б

Итого: 3 балла за задание


Задание для одаренного ученика

Ответь на вопросы:

  1. Органические вещества по структуре разделяются на?

  2. На какие 3 класса по составу разделяются органические вещества?

  3. Функциональная группа это?


Дескрипторы:

* Дает определение классификации органических веществ по структуре – 1 б

* Дает определение классификации органических веществ по составу – 1 б

* Дает определение функциональной группе – 1 б

1 б

Итого: 3 балла за задание


Задание для слабоуспевающего ученика

Напиши соединения относящиеся к:

А) Насыщенным углеводородам

Б) Ненасыщенным углеводородам

В) Азотосодержащим органическим соединениям


Дескрипторы:

* Определяет соединения относящиеся к насыщенным углеводородам – 1 б

* Определяет соединения относящиеся к ненасыщенным углеводородам – 1 б

* Определяет соединения относящиеся к азотосодержащим органическим соединениям – 1 б

Итого: 3 балла за задание



Составим модели метана СН4 и этана С2Н6. Необходимо учесть, что углерод в органических соединения 4 валентен, а водород 1 валентен.


Задание 3. Г.Р «Определение молекулярной формулы этена, этина, этанола, этаналя, этановой кислоты, глюкозы, аминоэтановой кислоты с помощью моделей»


1 группа Определите молекулярную формулу и класс по составу органического соединения этаналя, аминэтановой кислоты. Назовите структуру соединения: ациклическая или циклическая.

2 группа Определите молекулярную формулу и класс по составу органического соединения этена, этановой кислоты. Назовите структуру соединения: ациклическая или циклическая.

3 группа Определите молекулярную формулу и класс по составу органического соединения этина, этанола, глюкозы. Назовите структуру соединения: ациклическая или циклическая.


Представлены модели соединений. Вам необходимо выполнить групповую работу в соответствии с дескрипторами.

Дескрипторы:

* Определяют молекулярную формулу соединения - 1 б

* Определяют класс к которому относится органическое соединение по составу – 1 б

* Определяют класс к которому относится органическое соединение по структуре ациклическая или циклическая – 1 б


Итого 3 балла за задание


Задание для одаренного ученика

Составь модель пропана С3Н8 по структурной формуле

Дескрипторы:

* составляет модель пропана – 1 б

* учитывает количественный состав – 1 б

* учитывает качественный состав – 1 б

1 б

Итого: 3 балла за задание


Задание для слабоуспевающего ученика

Определи соединения относящиеся по составу к органическим веществам

А) основания

Б) металл

В) углеводороды

Г) остатки кислот

Д) кислородсодержащие органические соединения

Е) оксиды

Ж) азотсодержащие органические соединения


Дескрипторы:

* Определяет соединения относящиеся по составу к органическим веществам – 3 б


Итого: 3 балла за задание


Задание 4. Оценка функциональной грамотности PISA


Болотный газ, пузырьками выделяющийся из тинистой пучины, пугал своим поведением. Если в месте выделения газ поджигали, то по болоту начинали блуждать огоньки. В 1777 г. итальянский физик Алесандро Вольта, взрывая смеси болотного газа с воздухом, пытался выяснить сущность происходящих процессов, но потерпел неудачу. Этот газ также называют врагом шахтеров.

А. Формула и название болотного газа?

Дескрипторы

* определяет формулу и название болотного газа – 1 б

Итого 1 балл за задание


Подсчитать и озвучить баллы за урок!

Домашнее задание: стр. 180, задание В 2

Выполняют задания для ФО







Выполняют задания для ФО































Выполняют задания для ФО

















Выполняют задания для ФО























Учащиеся работают в паре в своих книжках









Выполняют задания для ФО











Выполняют задания для ФО















Учащиеся работают в группе























Выполняют задания для ФО







Выполняют задания для ФО













Читают карточки в группе, дают ответ


Объект 3

3 балла за задание в соответствии с дескрипторами











































































Объект 3

3 балла за задание в соответствии с дескрипторами

Взаимооценивание, пары оценивают работы друг-друга

























Взаимооценивание, группы оценивают работы друг-друга

Объект 3



3 балла за задание в соответствии с дескрипторами





























Объект 3

1 балл за задание в соответствии с дескрипторами

Работают в группе, за правильный ответ получают 1 балл


Телефон

Карточки

































Учащимся предоставляется раздаточная карточка







































































































Рефлексия

5 мин

Подводятся итоги урока с помощью сайта Gynzy на световорах учениками выбираются соответствующие цвета

https://teacher.gynzy.com/en/board/24091d18-b91c-482d-a566-efb200b1e8e9

Зеленый цвет - все доступно и понятно, вопросов нет

Желтый цвет - требуется повторить некоторые аспекты

Красный цвет - есть вопросы

Обратная связь, комментарии учащихся и учителя

Объект 3

Высчитывается общее количество баллов по Таблице оценивания









04 Сәуір 2025
113
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі