Материалдар / Открытый урок на тему "Жемчужины русского языка"

Открытый урок на тему "Жемчужины русского языка"

Материал туралы қысқаша түсінік
Данный урок для учителей русского языка .На уроке применены активные методы обучения.
Авторы:
25 Желтоқсан 2023
286
12 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

I четверть РАЗДЕЛ Язык – окно в новый мир



ФИО педагога: Калижарова З.Ж.

Лицей №44имени Оралхана Бокея

Дата


Класс 6

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Тема урока: Жемчужины русского языка

Цели обучения в соответствии с учебной программой

Г1. 6.2.1.1 – владеть словарным запасом, включающим фразеологические единицы;

Ч1. 6.3.1.1 – понимать основную информацию, определяя тему, цель назначение текста; ИЯЕ1. 6.5.1.1 – использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу

Цели урока

сопоставлять устойчивые словосочетания с фразеологизмами родного языка, подбирать к ним синонимы, антонимы и употреблять их в речи.

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оценивание


Начало урока

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний.

Открываем тетради, записываем число, тему урока. Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто захочет плевать в потолок, работать спустя рукава, а мы будем шевелить мозгами, подливать масла в огонь, работать бок обок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук. И зададим всем жару. Ведь мы семи пядей во лбу, стреляные воробьи. И мы возьмем любые геркулесовы столбы, преодолеем любые преграды, чтобы все от нас были без ума и мы оказались на седьмом небе от счастья. Я сегодня задам вам жару, буду ставить вас в тупик, обводить вокруг пальца, чтобы вы заткнули всех за пояс.Итак, мы начинаем.

(Льет как из ведра, водить за нос, кот наплакал, как с гуся вода.)

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос

Деление на группы

«Найди свою пару»













Прогнозирование учащимися темы урока.
















Собираются в группы по рисункам фразеологизмов




Компьютер Интерактивная доска




Учебник

Первая часть



ФО

«Взаимооценка.»








Середина урока



III. Изучение нового материала.

(К, И) Учитель предлагает прочитать на доске словосочетания золотые руки, острый язык, мухи не обидит, заячья душа.

Как вы думаете, что выражают данные словосочетания? Можно ли использовать эти словосочетания для характеристики человека?

Разминка З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)



Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложении он является одним членом. Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологическом словаре. Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим оборотам. Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.


IV.Творческая работа

Г.Задание №1

Замените слова фразеологическими оборотами.
1. Метко –
2. Неожиданно-

3. Молчать –
4. Тесно –

5. Усердно–
6. Обманывать –
7. Меткое зрение –

8.Бояться -



Физминутка Отгадайте
«фразеологические загадки»


1. Его вешают, приходя в уныние;
его задирают, зазнаваясь;
его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)

2. Не цветы, а вянут;
не ладоши, а ими хлопают,
если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают
чрезмерно доверчивые и любопытные.

(уши)

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле,
когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те,
кто их не ценит. (ветер)

4. Его проглатывают, упорно не желая говорить , он хорошо подвешен у человека,
за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами,
когда не хотят говорить лишнего.

(язык)


И З а д а н и е №2. (у доски 2 человека, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал».

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.

Задания для первой группы:



Г.Задание №3 Работа с текстом «Мир Зацепочкина»

Задания для первой группы:

1.Прочитайте текст

2 Найдите и выпишите фразеологизмы



Задания для второй группы:

1.Прочитайте текст

2 .Составьте простой план текста


Задания для третьей группы:

1.Прочитайте текст

2 составьте 2 «тонких » и 2 «Толстых»

вопроса

Г.З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно)

На экране выведены 102 фразеологизмов с разными значениями. 1группа выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ая – «обманывать», 3-ья – «быстро» (категории прописаны на доске)

  1. Сломя голову

  2. Сидеть сложа руки

  3. Во все лопатки

  4. Водить за нос

  5. Втирать очки

  6. Бить баклуши

  7. Во весь дух

  8. Вводить в заблуждение

  9. Со всех ног

  10. Высунув язык

  11. Считать ворон

  12. Палец о палец не ударит






V. Закрепление изученного материала.

К Задание 5 стр 22

Прочитайте и подберите подходящие по смыслу фразеологизмы. (каз и рус).Объясните ситуацию , в которой можно применить любой из фразеологизмов.

VI.Рефлексия Оцените себя, выбрав один из фразеологизмов

Как вы работали на уроке:

Засучив рукава- в поте лица-тяп да ляп-не покладая рук-так себе—нечего сказать- сложа руки

Работа по РР. Критерии оценивания:

  • Рассмотривая рисунки, определяют какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки;

  • Описывают устно ситуации, в которых можно употребить эти фразеологизмы;

  • Говорят, какие казахские устойчивые словосочетания подходят по смыслу к данным русским фразеологизмам;

  • Дают словесное описание;

  • Объясняют смысл фразеологизмов;

  • Переводят фразеологизмы на русский язык;

  • Устно описывают ситуацию, в которой можно употребить любой из этих фразеологизмов.
























Ученики выполняют задания.

















Работа в группах



Учащиеся собирают фразеологизмы и объясняют значения











Учащиеся отгадывают загадки




























Проводится работа в группах














Читают текст с выделенными фразеологизмами. Находят и выписывают фразеологизмы.



Читают текст с выделенными фразеологизмами. Составляют простой план



Читают текст с выделенными фразеологизмами. Составляют вопросы к тексту





Каждая группа выписывает фразеологизмы


Учебник



Shape1


































Слайдовая презентация














Физкультурная минутка



















































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ