Материалдар / Открытый урок на тему "Причастие и деепричастие" 7"Б" класс

Открытый урок на тему "Причастие и деепричастие" 7"Б" класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Открытый урок на тему Причастие в 7 классе. Игра.Открытый урок на тему "Причастие и деепричастие" 7"Б" классОткрытый урок на тему "Причастие и деепричастие" 7"Б" класс
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Сәуір 2022
424
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



ГКОУ РД «ДАРАДАМУРАДИНСКИЙ ЛИЦЕЙ ГЕРГЕБИЛЬСКОГО РАЙОНА»






Shape1


по русскому языку в 5 классе по теме:

« Имя существительное»,

проведённого в рамках декады русского языка

и литературы.






Конспект урока разработала:

учитель русского языка и литературы

Изагахмаева Раисат Магомедовна




2018 г




Конспект открытого урока-путешествия по русскому языку в 5 классе по теме

«Имя существительное как часть речи»


Подготовила: учитель русского языка и литературы Изагахмаева Раисат Магомедовна


Цели урока:

предметные:

  1. Организация повторения по теме «Имя существительное».

  2. Организация обобщения и систематизации знаний по теме.

а) определение морфологических признаков

б) синтаксическая роль в предложении

личностные:

  1. Воспитание самостоятельности:

а) брать на себя ответственность;

б) брать ответственность за работу группы в целом.

  1. Воспитание патриотизма.

метапредметные:

  1. Развитие способности к анализу и обобщению.

  2. Развитие речи учащихся.

  3. Развитие творческих способностей

  4. Развитие познавательного интереса учащихся.

- деятельностная:  закрепить умения опознавать существительные в речи по морфологическим признакам;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  закрепить знания о существительном как о части речи.


Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.


Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  


Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения


Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация, карточки, цветные жетоны, маршрутные листы, эмблемы, тестовые работы.












ХОД УРОКА.

  1. Орг. Момент.

В классе дети разделены на две команды(рассажены в П-образной форме).

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.


2. Постановка проблемы и задач урока

На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».(1слайд)

- О какой части речи эта загадка?


- Прочитайте эпиграф урока:

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский

- Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

- А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)

- На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

- Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

- А что обозначают существительные? (предмет) (слайд 9)


- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие.

Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т .е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист, в нём указан путь нашего путешествия.

Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!

 

Маршрутный лист

остановка

Количество баллов

1

«Опознавательная»


2

«Теоретическая »


3

«Морфологическая»


4

«Синтаксическая»


 5

 «Проверочная»



ИТОГ:


 

3. Работа по теме урока

1 остановка «Опознавательная»

-Попробуем свои силы в первом испытании.

- Прочитайте стихотворение С.Есенина, найдите имена существительные, задайте вопросы, на которые они отвечают.

 Белая береза

  Под моим  окном

  Принакрылась снегом,

  Точно серебром.

             На пушистых ветках

             Снежною каймой

             Распустились кисти

             Белой бахромой.

   И стоит береза

   В сонной тишине,

   И горят снежинки

   В золотом огне.


2 остановка «Теоретическая»

-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова - доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю­дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы выполним второе задание .

 

На столах у вас лежат карточки.

1. Прочитайте слова:

2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом:

ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша,  стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль

1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша

2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)

3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),

4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),

5. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),

6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа

7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)

8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)

 

3 остановка «Морфологическая

-Распределите существительные по родам и сделайте выводы. 

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь


Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные , на собственные и нарицательные. Сделайте вывод.


Физкультминутка

-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.

Зима, утро, урок, море, ночь, пень, день кров, мороз.


4 остановка «Синтаксическая». Работа у доски

-Определите , какую роль играет дерево в приведённых предложениях:

1. Дерево поднялось выше.

2. на косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

3. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного


  1. Конечная остановка «Проверочная» .


Тест “Имя существительное”

1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются только по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.


2. Укажите имя существительное

А. смелость Б. смело В. смелый


3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.


4. Определить род существительных: честность, правда, книги.


5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?


Самопроверка

Ответы:

Б

А

Б

женский

неодушевленные

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа


-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике

Чтение правила в учебнике стр. 191

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту.


Опорный конспект

1. Существительное – отвечает на вопросы …

Обозначает …

2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.

Изменяется по числам, падежам

3. В предложении является ...................................


Лингвистическая сказка о Существительном.

В стране МОРФОЛОГИЯ, в городе Предметинск жили-были слова одной части речи, которые сочинили про себя хвастливую песенку: «Давно живем мы в мире этом, даем названья всем предметам».

Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только в мире появлялось новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем. Были жители ПРЕДМЕТИНСКА совсем не любопытные и задавали всего два вопроса КТО? и ЧТО?  Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО?, ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова. Недаром писатели и поэты постоянно пишут: Волга-матушка, но Дон-батюшка, Одесса-мама, но Ростов-папа. «С чистой красавицей-Волгой встретился Ганг быстротечный…».


Литературная минутка.

Анализ стихотворения С.Есенина «Белая береза».

 Белая береза

  Под моим  окном

  Принакрылась снегом,

  Точно серебром.

             На пушистых ветках

             Снежною каймой

             Распустились кисти

             Белой бахромой.

   И стоит береза

   В сонной тишине,

   И горят снежинки

   В золотом огне.

        Тема стихотворения Сергея Есенина  - восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

                 В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

                 Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые  снегом.  Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно  живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега.  А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

                   4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

                              А заря, лениво

                              Обходя кругом,

                              Обсыпает ветки

                              Новым серебром.

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

                     Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.


4. Выставление оценок.

5. Рефлексия (Продолжите фразу).

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

 

6. Домашнее задание:

Благодарю вас за урок!






















770 ₸ - Сатып алу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ