Материалдар / открытый урок на тему "Синтаксис.Cловосочетание"

открытый урок на тему "Синтаксис.Cловосочетание"

Материал туралы қысқаша түсінік
для учителей
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Ақпан 2021
437
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Саранский гуманитарно-технический колледж имени Абая Кунанбаева

Открытый урок по русскому языку.

















Тема: «Синтаксис. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания».

Автор: преподаватель русского языка и литературы Рутц Светлана Александровна.

Продолжительность урока: 1 час 20минут

Тема занятия: «Синтаксис. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания.

Цель занятия: обеспечить в ходе урока усвоение теоретических знаний по теме; формировать умение находить словосочетание

Задачи:

Обучающая: помочь овладеть знаниями о словосочетании, его строении и значении

Воспитательная: воспитание коллективизма;

Развивающая: развивать навык лингвистического анализа.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны понимать: виды подчинительной связи, смысловые отношения между словами в словосочетании

Учащиеся должны иметь ценностные установки: готовность к взаимопомощи

Учащиеся должны уметь: выделять словосочетания из предложений

Межпредметная связь: русская литература



Ход урока

1.Организационный момент. 1-2 минуты

Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с совета или пожелания, который даёт казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы.

«Крепко запоминай то, что ново для тебя, тогда появится стремление к поискам, любовь к науке, память хорошо усвоит и запечатлеет в себе то, что ты видел и слышал».

Кто автор этих строк? (Портрет Абая, флипчарт №1)

2.Сообщение темы, цели урока. (Флипчарт №2) 3-4 минуты

Сегодня на уроке мы начинаем повторение нового раздела языкознания. Какой это раздел вы сможете узнать, выполнив задание: определите звук по характеристике, обозначьте буквой, составьте из букв слово.

Согласный, глухой, мягкий, щелевой, переднеязычный, парный [з] – [с]

Согласный, звонкий, твёрдый, сонорный, смычно-проходной, носовой –[н]

Согласный, глухой, твёрдый, смычный, передне-язычный, парный [д] - [т]

Согласный, глухой, твёрдый, смычный, задне-язычный, парный [г]- [к]

Гласный, нелабиализованный, верхний ряд, передний подъём -[и]

Итак, мы начинаем повторение раздела « Синтаксис», который изучает строение словосочетаний и предложений. Тема урока «Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания».

3.Подготовка к усвоению новых знаний. (Флипчарт №3) 5-7 минут

Распределить определения по столбикам таблицы: словосочетание, сочинение, подчинение, простые и сложные словосочетания, согласование, управление, примыкание, словосочетания именные, наречные, глагольные; словосочетания определительные, объектные, обстоятельственные.

Знаю, могу объяснить

Знаю, но нужно повторить

Не знаю, новое




4.Усвоение нового материала. 30 минут

4.1Типы синтаксической связи. Словосочетание. (Флипчарт №4)

Перепишите предложение, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. (Флипчарт №4)

Если вы удачно выб…р…те труд и влож…те в него всю свою душу то счастье само вас отыщ…т.

  1. Объясните постановку знаков препинания и орфограммы.

  2. Выпишите из предложения все словосочетания.

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

Удачно выберете

Выберете труд

Вложите душу

Вложите в него

Всю душу

Свою душу

Само счастье

Отыщет вас

Записать предложение с комментированием, словосочетания выписать самостоятельно, сделать самопроверку.

Почему не являются словосочетаниями сочетания слов:

  • Вы выберете

  • Выберете и вложите

  • Счастье отыщет

  • В него

К словосочетаниям не относятся:

  1. Грамматическая основа предложения

  2. Однородные члены предложения

  3. Сочетания знаменательного и служебного слова

Как связаны слова «выберете и вложите»? (при помощи сочинительного союза и ) Есть ли в этом сочетании главное и зависимое слово? Значит эти слова не зависимы друг от друга, равноправны, и такой тип связи называется сочинением.

Сочинение – это соединение равноправных, независимых частей, которые соединяются при помощи соединительных союзов или интонации (слов, сложносочинённых предложений) Различаются два типа синтаксической связи: сочинение и подчинение.

Подчинение это соединение синтаксически неравноправных частей (слов, сложноподчинённых предложений). В предложении используется два вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинение.

Каковы отличительные признаки словосочетания?


4.2 Классификация словосочетаний. . (Флипчарт №5)

Составьте определение словосочетания, восстановите схему. Задание выполняется устно, коллективно на интерактивной доске. Слова для составления определения на доске: подчинительной связи, связанных по смыслу, на основе и грамматически, соединение, знаменательных слов, двух или более




Словосочетание- это







Shape1 Shape4 Shape3 Shape2

Словосочетания по структуре

Словосочетания по главному слову

Словосочетания по виду связи

Словосочетания по смысловым отношениям






Shape12 Shape11 Shape10 Shape9 Shape5 Shape8 Shape7 Shape6

простые

Глагольные

?

атрибутивные





?

наречные

?

обстоятельственные





объектные


?

примыкание




Shape16 Shape15 Shape14 Shape13

Shape19 Shape20 Shape18 Shape17

Местоимение

?

?

Имя числительное









4.3 Согласование, управление, примыкание. (Флипчарт №6)

Найти в тексте слова для составления определения, прочитать текст, определить автора и название произведения. Прочитайте полученное определение, найдите в тексте примеры словосочетаний с данным видом связи.

Задания выполняется в группах, у каждой группы свой текст и определение.

Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы форма к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах главного слова, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, определяет форму розовые кусты еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, род, число, падеж, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного зависимого обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором…



Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только зависимое слово глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, в том косвенном а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их какого, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, требует главное сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких падеже , как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. 

Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором…

Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже неизменяемые своим видом раздражали его. Опыт научил часть речи его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но зависят стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или только по смыслу науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Когда Старцев от главного пробовал заговорить даже с либеральным обывателем, например, слово о том, что человечество, слава богу, идет вперед и что со временем оно будет обходиться без паспортов и без смертной казни, то обыватель глядел на него искоса и недоверчиво…

Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором…

Запишите в тетради определения и к ним 2-3 примера из текста, выделите главное и зависимое слово. Какими частями речи выражены зависимые слова при согласовании, управлении, примыкании?

Согласуются следующие зависимые слова:

имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, например: 1) доро­гая книга(в этом словосочетании зависимое прилагательное дорогая согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, именительном падеже); 2) моей книгой (в этом словосочетании зависимое местоимение-прилагательное согласуется с существительным книга в единственном числе, женском роде, творительном падеже); 3) улыбающееся дитя (в этом словосочетании зависимое причастие улыбающееся со­гласуется с существительным дитя в единственном числе, сред­нем роде, именительном падеже); 4) второго сорта(в этом сло­восочетании зависимое числительное второй согласуется с существительным сорт в единственном числе, мужском роде, ро­дительном падеже); 5)река Днепр (в этом словосочетании за­висимое существительноеДнепрсогласуется с основным суще­ствительнымрекав единственном числе, именительном па­деже)

Изменяем главное слово – изменяется зависимое.

Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-сущест­вительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных, например: 1) ку­пить книгу(в этом словосочетании зависимое существительное книга стоит в винительном падеже и обозначает предмет, на который направляется действие, выраженное переходным гла­голом купить);2)войти в комнату(в этом словосочетании зависимое существительное комната стоит в винительном паде­же с предлогом в и обозначает предмет, внутрь которого направлено действие, выраженное глаголом соответствующего значения); 3)поссориться с ним(в этом словосочетании зави­симое местоимениеонстоит в творительном падеже с предло­гом с и обозначает одного из участников совместного действия, выраженного глаголом соответствующего значения); 4)кро­вать больного(в этом словосочетании зависимое слово боль­ного —субстантивированное прилагательное — стоит в роди­тельном падеже и указывает лицо, которому принадлежит то, что обозначено главным словомкровать;5)встретился с тро­ими (в этом словосочетании зависимое числительное трое сто­ит в творительном падеже с предлогом с и обозначает число лиц, на которых направлено действие, обозначенное глаголом встретиться).

Изменяем главное слово – зависимое не изменяется.


Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие) или неизменяемые формы слова (инфинитив, деепричастие, прилагательные в сравнительной степени), например: тихо шептать, предложить войти, говорить тише.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ