Дата: Класс: 5 урок19 |
Тема: Стилистический анализ текста |
Цель урока: вспомнить типы текстов; рассмотреть стили речи ; изучить особенности стили речи в русском языке, а также стилистический анализ текста; -развить самостоятельность мышления, коммуникативные навыки, навыки работы с текстом в целях определения стилей речи, а также для стилистического анализа данной единицы; |
Ожидаемый результат: завершить работу по ознакомлению учащихся с основными стилями речи; углубить представления о публицистическом стиле речи; |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине» | Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Рисунок на спине». |
Бумага А4 |
5 мин. | Проверка домашней работы. С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет проверку домашней работы.
Работа с терминами1.Стилистика –раздел науки о языке, изучающие стили литературного языка и языковые средства.2.Стиль языка- это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни.
| Ученики демонстрируют свои знания. На бумагах пишут все, что узнали о юморе и сатире. | Бумага А4 |
20 мин. | III. Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу. Задание:.
Групповая работаПрочитайте тексты, определите стиль речи1-я группа - научный стиль2-я группа - разговорный стиль3-я группа - художественный стильА теперь послушайте и определите. К какому стилю речи мы отнесем следующие строки?
Документ в законную силу вступает.В установленном порядке оформлен кредит.Банк гарантию предоставляет.Приговор обжалованию не подлежит.
- Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении.- Ребята, а где мы можем встретить такой стиль?( В организации, деловое письмо, справка.)
- Сравните:Диалог: - слышь, прикинь завтра у нас в гимназии клевое мероприятие будет! - Да? А где? - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь? - Не знаю, а во сколько? - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
( В разговоре учащихся информация не точная, много эмоций.А в объявлении - информация передана точно и с отсутствием эмоциональности, сухо и кратко.)Беседа по теме «Стили речи» и «Типы речи»Дождь идет. (Текст- повествование)Давно не было дождей. Вдруг налетели тучи. Крупные капли дождя застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поля, сады. Все покрылось зеленью.Дождь. (Текст- описание) Льет дождь. Из налетевшей тучи падают и падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве. По стеклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят и пузырятся лужи.В дождь приходится сидеть дома.Зачем нужен дождь? (Текст- рассуждение)Дождь очень нужен земле. Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги.Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы. В засуху возникают лесные пожары. А когда дожди бывают вовремя , созревает богатый урожай, и все люди рады. | Составляют ассоциативную карту. Отвечают на вопросы учителя. Находят выразительные средства. |
Учебник
|
10 мин. | Закрепление урока. По методу «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.Закрепление нового материала.1. Определите стиль текста. 1.В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах –дышишь и не надышишься. Под деревьями лежат глубокие чистые сугробы.2.-А где он живет?-В деревне Сосново.-Так это и есть Сосново.-Я знаю.Как же мне его найти?3.Степная зона –это Северный Казахстан. Здесь преобладает разнотравно-злаковая растительность: ковыль, типчак, полынь. 2.Работа в группе.3 группам раздаются стили речи: официально-деловой, научный, разговорный.Ученики должны составить по жанру текст.3.Выполнение тестовых заданий.4. Выполнение упр по учебникам.
| Проводят обсуждение по творчеству поэта. Отвечают на вопросы учителя. | Карточки |
5 мин. | V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.- Что тебе понравилось?- Что было трудным для тебя?- Что ты смог сделать без труда? | Оценивают работу своих одноклассников.На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
стикеры
оценочный лист |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
дополнительная информация |
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
|
|
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? | 1.
2.
1.
2. |