Класс: 9 |
Тема: Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. |
Цель урока: интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;показать, как находит отражение исторический факт в художественном произведении, чем «Слово» отличается от летописи;
|
Ожидаемый результат: умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы; |
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности |
3 мин. | I. Организационный моментЦель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Хорошее настроение». Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! | Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу. |
|
5 мин. | Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.
| Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. | Разноуровневые карточки |
5 мин. | Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Корзина идей» проводит первичное восприятие о жизни и творчестве писателя.- Когда и как начиналась русская литература? (В конце X века, возникновение связано с принятием христианства).- Какие произведения древнерусской литературы вы помните? («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой»,«Задонщина», др.)- Известны ли имена их авторов? (И да, и нет. Летописец Нестор, князь Владимир Мономах, игумен Киево-Печёрского монастыря Феодосий. Но чаще авторы ненизвестны).- А какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
| Демонстрируют свои знания. На стикерах записывают все, что знают о Пушкине. |
Мяч |
15 мин. | IV. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.«Таблица Фила» ученики самостоятельно изучают биографию писателя.Слово о полку Игореве» — своеобразный литературный и исторический памятник культуры Древней Руси. «Слово...» могло не дойти до нас, как не дошли другие великие повести и сказания. Как известно, произведение сохранилось только в одном списке, который находился в древнерусском сборнике, приобретенном в начале 90-х годов 18 века собирателем русских древностей графом Александром Ивановичем Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоилия Быковского. С рукописи «Слова...» были сняты копии. Одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 году вышло первое издание «Слова...», выполненное Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с лучшим археографом того времени Н. Н. арамзиным. В 1812 году единственная рукопись сгорела вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания Мусина-Пушкина в большом московском пожаре. Неточности переписчиков (как древних, так и более поздних) породили проблему «темных мест», которые истолковываются исследователями по-разному. Много загадок в «Слове...» Почему киевский летописец с такой страстью описал темные дела полоцкого князя Всеслава, ведь Всеслав жил за сто с лишним лет до похода Игоря Святославовича? На это у каждого свой ответ. | Проявляют интерес к изучаемому материалу. Ученики приводят высказывания других поэтов, писателей, критиков о А.С. Пушкине.1.Схема основных этапов жизни и творчества А.С.Пушкина.1) Детские годы поэта.2) Жизнь в лицее.3)Петербургский период.4)Политическая лирика поэта.5)Южная ссылка.Болдинский период.6)Последние годы жизни.Ученики заполняют таблицу. |
Учебник
«Таблица Фила»
|
10 мин. | V. Закрепление урока. 1 группа Чтобы наша работа была эффективной, мы в процессе урока будем заполнять таблицу, она у каждого из вас лежит на парте. Помогать нам будут историки и литературоведы, назначенные заранее.Начните с истории открытия «Слова о полку Игореве», повторим ее еще раз. (сообщение ученика)2 группаРассмотрите подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова»).3 группа Давайте заполним графы таблицы. Вспомните, какие исторические реалии нашли отражение в произведении.
| Демонстрируют свои знания, опираясь на таблицу, составленную ими.
| Карточки
|
5 мин. | VI. Итог урока. С помощью метода «Телеграмма» проводит итог урока.Оценивание фишками Проводит рефлексию.- За что бы вы себя могли похвалить?- Какие трудности встретились на уроке? | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока, и отправляют своим одноклассникам телеграмму. Оценивают работу своих одноклассников. |
Светофор
Стикеры
|
2 мин. | VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.Составить хронологическую таблицу основных моментов жизни и творчества А. С. Пушкина, используя материалы урока…
| Ученики записывают в дневниках. | Дневник |
дополнительная информация |
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
|
|
рефлексия.были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Проводит рефлексию.-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
Итоговая оценкаКакие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
| 1.
2.
1.
2. |