Актуализация опорных
знаний.
Игра «Похлопаем-
потопаем»
- Ребята, посмотрите на доску, на ней стена из
кирпичей. Чтобы сегодня узнать на уроке новое, мы должны преодолеть
препятствие, разрушить эту стену. На каждом кирпичике вопросы, на
них нужно ответить». Если отвечаете верно, класс хлопает, если
неверно класс топает.
- Чтобы узнать тему нашего урока, необходимо
разгадать ребусы
(разгадывают ребусы и ставят цели
урока)
-Сегодня на уроке мы будем учёными
–исследователями. И объектом нашего изучения что
будет? (объектом изучения будет
почва)
- Так для
чего мы будем проводить опыты? (Для того чтобы ответить на
вопросы.).
-Опыты
выполняем строго по алгоритму.( на каждой
парте)
-Результаты исследований будем заносить в
схему ( у каждого
на парте )
Практическая работа. «Состав
почвы».
- Что
будем исследовать в опыте №1?
Опыт № 1
Есть ли в почве
воздух?
-
Возьми стакан с водой.
-
Брось небольшой комок сухой почвы.
-
Что ты заметил?
4. Сделай вывод.
Размешай почву палочкой.
Результат занеси в таблицу.
-Продолжим изучение
почвы
- Что будем исследовать в
опыте №2?
Опыт № 2
Есть ли в почве
вода?
-
1. Возьми бумажную салфетку.
2. Насыпь на неё немного почвы.
-
3. Придави её плотно к бумаге.
-
4. Стряхните почву в стакан с водой.
-
5. Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно)
Размешай почву палочкой и
отставь стакан в сторону.
Нагреем немного почвы, над
почвой установим стекло.
-Что происходит?
(стекло стало
влажным)
-Что доказывает этот
опыт? (в почве
есть вода)
-Не
забываем заносить результат.
Опыт № 3
Есть ли в почве перегной и из чего он
состоит?
Будем продолжать нагревать почву.
- Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе
неприятный запах)
- Из-за чего это происходит?
Сделайте вывод. ( в почве есть перегной,состоящий из
перегнивших остатков растений и животных)
-
В почве
есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части
насекомых, червей- это и есть перегной или гумус.
Перегной или
гумус-это
разложившиеся остатки растений и животных.
И чем больше перегноя или
гумуса, тем лучше почва. И тогда на ней родятся такие плоды, как
сейчас вы видите
-Продолжаем дальше исследовать
почву.
-На какой
вопрос мы должны ответить?
Опыт № 4
Есть ли в почве песок и
глина?
1. Возьми стакан с водой и почвой.Что вы видите
на поверхности воды?(перегной)
2. Что видите на дне стакана? (муть)
3. Рассмотрите внимательно эту муть.
4. Попробуй сделать вывод. ( в почве есть нерастворимые вещества- песок и
глина)
- На какой вопрос будем
искать ответ опыте №5?
Опыт № 5
Есть ли в почве
минеральные соли?
-
Профильтруй воду, в которой долго находилась
почва.
2. Несколько капель этой воды поместим на
стекло.
-
3. Подержим стекло над огнём.
4. Пронаблюдай, что
происходит.Что осталось на стекле? На что это
похоже?
5. Сделаем вывод
( в почве есть соли.)(
результат заносим в схему.)
-
Соли –это
питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые
живут в почве.
Вывод по результатам
исследования.
Итак,
ребята, мы исследовали почву и как настоящие учёные вы должны
сделать вывод, что входит в состав почвы?
(слайд)
Минутка отдыха
Для разминки из-за парт поднимаемся на
старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей,
быстрей!
Делаем вперед наклоны –
Раз-два-три-четыре-пять!
Мельницу руками крутим, чтобы плечики
размять.
Начинаем приседать –
Раз-два-три-четыре-пять!
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все
вместе!
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться!
Работа по учебнику.
Работа по схемам о составе
почвы
Первичная проверка новых
знаний
Работа в тетради.
(Учитель
предлагает желающим участвовать в сценке, распределяет роли —
составные части почвы. Остальные дети должны отгадать эти части.
Разыгрывается
сценка.)
Сценка
— Послушайте мой
рассказ о приключениях
Жука.
Глубоко-глубоко
в земле жил маленький Жучок. Был он
очень
славный,
неугомонный и любознательный. Но скучно, грустно и одиноко ему
было. «Неужели эта черная сырая и противная земля — мой дом?!» —
постоянно думал
он.
И решил он
отправиться в путешествие, прокладывая себе путь наверх. И...
неожиданно в пути он обнаружил других
обитателей.
С ними и вы
сейчас
встретитесь.
Ученик
1. Я помогаю корням
растений дышать.
(Воздух.)
Ученик
2. Я помогаю
растениям пить, жить и развиваться.
(Вода.)
Ученик
3. Я являюсь
хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням
растений.
(Песок.)
Ученик
4. Я хорошо
удерживаю воду.
(Глина.)
Ученики 5,
6. Мы являемся
питательными веществами, необходимыми для роста и развития
растений. (Минеральные
соли.)
Ученики 7,
8. Мы — остатки
растений и животных. Всегда дружим. Вместе образуем вещество
темного цвета.
(Перегной.)
Ученики 9,
10. Мы — живые
организмы, превращающие перегной и умершие организмы в минеральные
соли.
(Бактерии.)
Ученик
11. Сделал
дыру, вырыл нору, солнце сияет, а я и не знаю.
(Крот.)
Ученик
12. Мой хвост
не отличишь от головы. Меня в земле найдете вы.
(Червяк.)
— Кто из вас
догадался, что же является домом для этих обитателей?
(Почва.)
Очень
обрадовался жучок: «Теперь-то я знаю, что и мой дом — почва и я
здесь живу среди
друзей».
|