Материалдар / Открытый урок по естествознанию в 6 классе. Поваренная соль.
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Открытый урок по естествознанию в 6 классе. Поваренная соль.

Материал туралы қысқаша түсінік
конспект урока для коррекционных школ, уяснить основные знания о поваренной соли запомнить виды поваренной соли;повторить и закрепить знания о полезных ископаемых
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Қазан 2020
315
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Управления образования ВКО











Открытый урок

Тема:

«Поваренная соль»









Подготовила и провела: учитель коррекционной школы

І квалификационной категории

Омарова А.Т.



Г.Семей



Тема урока: (Поваренная соль) Цель: изучить полезное ископаемое – поваренную соль. Задачи урока: коррекционно-образовательные: - уяснить основные знания о поваренной соли - запомнить виды поваренной соли; - повторить и закрепить знания о полезных ископаемых; коррекционно-развивающие: - корригировать зрительное восприятие через работу с различными источниками информации; - коррекция речи через расширение активного и пассивного словаря учащихся в ходе- изучения новой темы, умение составлять связный рассказ, правильно строить предложения при ответе на вопросы путем их перефразировки; - развивать и корригировать познавательный интерес, внимание, мышление, память; коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетради, опорные таблицы. Ход урока: І. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Добрый день, дорогие ребята!

Долгожданный дан звонок, Начинается урок ! -Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок ? Всё ли на месте, Всё ли в порядке. Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь отметку « 5 ». 

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на экскурсию в музей, но музей этот необычный-виртуальный.

Вы часто бываете в музее? Перечислите название музеев, в которых вы побывали.(Музей семьи Невзоровых, музей Абая, краеведческий музей). А что такое виртуальный музей? Виртуальный музей-это своего рода путеводитель по музею, который позволяет вам посетить выставочные залы не выходя из класса, из мониторов ваших компьюторов. Но чтобы попасть в музей, даже виртуальный, что мы должны сделать? Првильно , купить билет. Но и билет у нас необычный. На обратной стороне билета вопросы, ответив на которые мы проверим домашнее задание. Итак, вы готовы? Приобретаем билеты.

ІІ. Проверка домашнего задания. Учитель раздает билеты. Актуализация знаний. Об этом полезном ископаемом слагали легенды , сказки, стихи, на этом гадали, за это сражались, об этом издавали указы короли, это провоцировало бунты и восстания. Каждый мечтал заполучить это, но оно было не всем доступно. Это обожествляли и обвиняли.

Догадались, о чем мы будем говорить?

Еще нет, тогда слушайте загадки.

Этот камень можно есть, он в слезах и поте есть. Не вкусна в борще фасоль, Если пожалели ....( соль). ІІІ. Изучение новой темы. Правильно, это обыкновенная соль. ТҰЗ. Учитель в русском национальном костюме с хлебом с солью встречает учеников. Я прошу вас пройти по залам нашего виртуального музея, где мы узнаем о такой знакомой и в тоже время незнакомой соли.

Наш виртуальный музей состоит из нескольких залов:

  1. Исторический зал

  2. Литературный зал

  3. Географический зал

  4. Биологический зал

  5. Исследовательский зал Исторический зал

Давайте пройдем в самый первый зал-исторический. Здесь мы познакомимся с историей происхождения слова «соль», а также с самой историей, связанной с солью.

Итак, происхождение слова «соль» связано со славянским названием Солнца- Солонь. Также есть предположение, что слово «соль» произошло от латинского слова «sal»,- означающего «море». С солью связано множество суеверий и примет. Какие приметы связанные с солью вы знаете? Правильно, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. В старину и в настоящее время хлебом с солью встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с втречающим «пуд» соли, готов разделить все их беды и заботы. Также, охотники уходя из таежного приюта обязательно оставляли спички и соль для случайных путников. Кроме того, ребята, соль в некоторые исторические периоды ценился наравне с золотом. Кто имел соль, тот имел богатство и власть. А все потому, что добыча соли была ручным и трудоемким процессом. В давние времена соль варили. Вываркой соли на Руси руководил опытный варничный мастер, или повар, которому помогал подварок. Повар сам затапливал печь, кладя дрова в печи кучкой, а подварок в это время наливал в котел для выварки рассол. Варничный мастер внимательно следил за тем, как кипел рассол, высматривая момент, когда в нем начнет появляться соль. При появлении первых кристаллов соли в котел добавляли свежие порции рассола пока не получался густой "засол". По окончании варки рабочие сгребали соль и выбрасывали ее на деревянный помост. На полатях соль сушили и затем ссыпали ее в мешки. Такой способ получения соли с небольшими изменениями просуществовал почти до конца XIX в. Соль доставалась большим трудом, поэтому и ценилась высоко. А слова "варя", "повар" легли в основу названия современной соли - "поваренная". Сейчас, конечно, солевой прмысел оснащен современной техникой, котрая называется солекомбайн. Эти комбайны Эти комбайны добывают и погружают в вагоны по 300 тонн в час, заменяя 250-300 рабочих. Обслуживают такой комбайн всего 4 человека. И соответственно выполняет несколько операции: разрыхляет соляной пласт, всасывает образуемую при этом соль, обезвоживает ее, дробит обезвожженную соль, прмывает ее специальным рассолом с целью устранения нерастворимых примесей. Затем соль отгружался в открытые вагоны. Существуют несколько видов соли: Обычная поваренная соль, которую мы хорошо знаем и мы привыкли готовить пищу.

  1. Соль тонкого помола «Экстра». Для супов она не подойдет, зато ее удобно добавлять в различные салаты, приправы и закуски.

  2. Морская поваренная соль хороша для засолки рыбы, но не подходит.

для консервирования

Интересно, дальше будет еще интересней...

У кого вопросы?

Пройдем дальше-следующий зал.

Прежде чем пройти в этот зал давайте проведем логопедическую разминку, чтобы наша речь была правильная и красивая. Потому что этот зал называется Литературный зал. Чистоговорка:

По-по-по- пошли мы искать богатства

Не-не-не-в недраз маленькой Земли.

Со-со-со-мы нашли солончаки,

Цы-цы-цы- вот такие молодцы!

О соли разные народы слагали легенды и сказки. У вас на столах есть пословицы о соли прочитайте и объясните, о чем хотели сказать люди, когда говорили их?

  1. «Деритесь, сердитесь, а за хлебом-солью мирись»,

  2. «Хлеб да соль не бранятся»,

  3. «Уйти несолоно хлебавши»,

  4. «Пуд соли вместе съели».

Молодцы наш класс очень дружный и я надеюсь, что все эти пословицы пригодятся вам в жизни, и мы вместе съедим не один пуд соли.

Ребята, я прошу вас пройти в следующий зал нашего виртуального музея-Географический.

Здесь вы узнаете в каких странах, городах впервые появилось это полезное ископаемое. И как связан тот или иной город с солью. Оказывается если собрать всю соль, которая находится на нашей планете и посыпать ее всю Землю, то слой, покрывающий ее будет примерно равен 42 см. Самые крупные месторождения соли образовались более 25 миллионов лет назад. В местах, где добывали соль возникали крупные города. В честь соли названы многие города, реки и озера: Солигорск,Соликамск, Сольвычегодск, Сольцы, Усолка, река Зальцах и родина композитора Моцарта Зальцбург в Австрии, озеро Солтон- Си и Солт Лейк Сити в США- таких примеров на географической карте можно найти множество и вряд ли какое-либо другое полезное ископаемое способно соперничать в этом отношении с поваренной солью.

Основными источниками поваренной соли у нас в Казахстане являются соленые озера.

Какие соленые озера вы знаете?

Ответы детей.

Правильно, Балхаш, Алаколь-уникальное лечебное озеро, который расположен на территории нашей Восточно-Казахстанской области.

Физминутка.

После такой разминки мы отправляемся в следующий зал нашего виртуального музея, который непосредственно связан с человеком- это

Биологический зал.

В теле человека содержится 300 граммов соли, запас которой расходуется и нуждается в ежедневном пополнении. Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека и всех живых существ. Без соли прекращается пищеварение и не происходит обмен веществ. Любое живое существо гибнет, если не получает соль в необходимых количествах.

Как вы думаете много ли соли нужно человеку? Физиологической нормой для одного человека считается 10-15 граммов соли в день. В условиях жаркого климата, вследствие повышенного потоотделения человек должен потреблять до 25-30 г соли в день. Оказывается, человек может выдержать полное отсутствие соли в диете не более 10-11 суток. Но в то же время, по данным Всемирной организации здравоохранения, систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к повышению кровяного давления, к разнообразным болезням сердца и почек, раку желудка. Поваренная соль может стать причиной заболеваний глаз и отёка век.

Итак, ребята мы пришли в очень интересный зал нашего музея

Исследовательский.Это зал практической работы, т,е мы немного займемся опытами.

Но прежде чем приступить, давайте рассмотрим и назовем свойства соли.

(Потрогайте.понюхайте, попробуйте ) Учитель предлагает каждому ученику контейнера с солью.

Ответы детей.

1. Твердое вещество в виде кристалликов

2. бесцетное

3. без запаха

4. соленая на вкус

Опыт №1. Перед вами две одинаковой посуды: в одной –соленая вода, в другой –пресная. Возьмите сырое яйцо и опустите одну в соленую воду, другую в пресную. Свои наблюдения расскажите, обьясните.

Вывод: если вода содержит соль, то плотность воды повышается, предмет а в данном случае яйцо поднимается вверх.. Этот опыт показывает, что если кто-то из вас не умеет плавать, то вы можете легко научиться плавать в соленых водоемах.

Опыт №2.

Оборудование: вырезанные из бархатной бумаги огурец, ложка и солонка,

Ваша задача аккуратно, равномерно посолить огурец, посыпая сначала с помощью ложки, а затем солонкой.

В каком случае соль распределилась равномерно? Почему?

Ответы детей.

Это изобретение человек позаимствовал у природы. У однонго растения, который очень пожож на солонку. Может кто-то догадался?

У мака. Один австрийский ученый изобрел солонку,когда он в своих опытах пытался равномерно высеять микроорганизмы. Он попробовал много разных способов, и в конце концов ему пришла идея использовать головку мака, который равномерно разбрасывает семена. Успех превзошел все ожидания. И уже почти сто лет человечество пользуется его изобретением.

Видите, ребята оказывается даже у простой солонки есть своя история.

Вот такая необычная история про очень известную всем простую соль.

На этом история про соль не заканчивается, еще очень много интересного можно рассказать. Но за один урок мы не можем все это сделать. Поэтому мы еще не раз будем говорить об этом очень простом,но очень необходимом веществе.

ІҮ. Закрепление. А сейчас проверим, насколько вы запомнили наш сегодняшний материал. Для этого вам необходимо выбрать любую цифру, которая прикреплена на доске, на обратной стороне которого вопрос. Ваша задача-ответить на нее.

(На доске карточки с числами. Ученик называет номер карточки, читает вопрос на обратной стороне и отвечает).

Итог урока. Молодцы. Таким образом, ХХІ век- время, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни: у них есть теплые дома и квартиры, красивые и быстрые машины, умные работы и компьютеры, которые облегчают труд людей, их быт и жизнь вцелом. И человечество уже очень привыкло к стиральным и посудомоечным машинам, сотовым телефонам, интернету, что нам сложно представить, как люди жили без всего этого в недалеком прошлом. Но в жизни есть и простые вещи, которым мы не придаем болшого значения и воспинимаем, как само собой разумеющееся.Например: зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар...Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую поваренную соль.

И прежде чем закончить нашу экскурсию, я хочу поблагодарить вас за участие, за вашу культуру поведения вмузее, внимание, за ваши знания и оценить вашу работу лишь на «хорошо» и «отлично»

Оценки за урок.

Домашнее задание. Сочинить сказку о полезных ископаемых.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!