Материалдар / открытый урок по химии в 9 классе
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

открытый урок по химии в 9 классе

Материал туралы қысқаша түсінік
разработка урока для учащихся 9 класса. С целью развития познавательного интереса к предмету
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
13 Қазан 2020
442
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Г.У. «Шалдайская средняя общеобразовательная школа»











Разработка открытого урока


по теме «Химические свойства соединений кальция»


для учащихся 9 класса общеобразовательных школ


Разработала: Муканова Г.А.-

учитель химии Шалдайской СОШ

Щербактинского р-она,

Павлодарской обл.
























План урока

Тема урока: Химические свойства соединений кальция

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательная: создать условия для изучения нового материала, новых химических понятий, расширения кругозора.

Развивающая: продолжить формирование логических навыков, умение делать анализ и синтез, принимать правильные решения, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма при работе в группах, развивать интерес учащихся к изучению предмета химии.

Задачи урока:

- ознакомиться с природными соединениями кальция, узнать о значении их для жизнедеятельности живых организмов и практической деятельности человека;

- изучить свойства соединений кальция, а именно оксида, гидроксида и солей кальция;

- научить составлять уравнения химических реакций, отражающих свойства соединений кальция;

- сделать вывод о свойствах соединений кальция, акцентировать внимание на едких свойствах извести и правилах техники безопасности при работе с ней;

Межпредметные связи: биология, география;

Оборудование: интерактивная доска, учебник химии за 9 класс, карточки, химическое оборудование и хим.реактивы ( СаО, Са(ОН)2; индикаторы метил.оранж, фенолфталеин, лакмус; кислоты HCl, H2SO4; соли CаСO3, NaHCO3 ; газированная вода для получения СО2)

Девиз урока: « Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь.»

А.Дистервег

Схема урока


1 Вводно- мотивационный этап

а) Организация рабочих мест учащихся и учителя

б) Формирование целевого пространства: беседа учителя с учащимися по вопросам:

- значение соединений кальция для живых организмов и человека

- какие природные соединения кальция вы знаете?

- в какой группе ПСХЭ Д.И.Менделеева находится Са?

-к какой группе металлов относиться кальций?

- какова формула его оксида и гидроксида; свойства кислот или оснований они проявляют?


Устные ответы учащихся:

-Са находится во второй группе, главной подгруппе ПСХЭ;

- относится к группе щелочно-земельных металлов;

- формула его оксида СаО, гидроксида Са(ОН)2 и проявляют основной характер

Зрительное восприятие на интерактивной доске:

-тема урока;

- схема значения соединений кальция;

Входят в состав костей, зубов, кораллов, раковин моллюсков. Придают им твердость.

Соединения Са

Входят в сосав строительных и стоматологических материалов.

Известь, цемент, стоматологические пломбы.


- таблица, отражающая названия соединений кальция, их формулы, месторождения в Казахстане. Записать в тетрадь

Табл.1 Природные соединения кальция и их месторождение в Казахстане


Название природного соединения

Химическая формула основного химического состава

Месторождения в Казахстане

Известняк, мел, мрамор, ракушечник, кальцит, жемчуг

СаСО3

Актюбинска область, Мангышлак (розовый ракушечник) , Семепалатинская обл

Гипс


CaSO4*H2O


Жамбыльская область


Фосфориты, апатиты


Са3(РО4)2


Каратау,


Доломит


СаСО3* MgСО3


Каратау,



Лаб. раб. Рассмотреть коллекцию природных соединений кальция.


2 Операционно-познаваельный этап - Получение знаний по новой теме, развитие личностных компетентностей в работе по изучению новой темы. Выход на тему урока:

Учитель:

Кальций, как очень активный металл, в природе встречается только в виде соединений. Самым значимым соединением кальция, известным человечеству издревле, является известняк. Люди научились получать из него известь, которая придавала жилищу прочность, освежала его и придавала приятно белый цвет. А как можно получить известь Са(ОН)2 из известняка СаСО3?

Зрительное восприятие на интерактивной доске:

Формулы основных соединений кальция и их бытовые названия:

СаСО3 - известняк

СаО – негашеная известь;

Са(ОН)2 - гашеная известь.

Учащимся предлагается составить уравнения хим. реакций по схеме:

СаСО3→ СаО→ Са(ОН)2


Ответ учащихся:

СаСО3→ СаО+ СО2 – получение негашеной извести

СаО+ Н2О → Са(ОН)2 – гашение извести

- запись на доске и в тетрадях.

Учитель: Как вы уже сказали, оксид и гидроксид кальция проявляет основные свойства. Докажем это проведя лабораторные опыты:

Демонстрация опытов

1 Небольшой кусочек оксида кальция помещаем в стакан с горячей водой (осторожно!). Идет бурная реакция гашения негашеной извести с образованием гидроксида кальция.


2 доказать, что это- основание с помощью универсальной индикаторной бумаги или растворов индикаторов (фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого). Сделать акцент на щелочную едкость извести и соблюдение техники безопасности при работе с ней.

Обрати внимание!

Известь – едкое вещество.

При работе с ней нужно соблюдать осторожность! Избегать попадания её на кожу и глаза.

Если это случилось, промыть большим количеством проточной воды и, по возможности, нейтрализовать слабым раствором уксусной или лимонной кислоты


3 провести реакцию нейтрализации растворами кислот (серной или соляной)


4 пропустить через р-р гидроксида кальция углекислый газ (можно из бутылки с газированной водой ) до его помутнения,т.е. образования карбоната кальция нерастворимого в воде, а затем и до прозрачности, т.е. образования гидрокарбоната


По возможности, уч-ся выполняют лаб.опыты в в группах либо наблюдают демонстрации учителя или виртуально на инт.акт. доске.

После проведения опытов учащимся предлагается составить уравнения проведенных реакций на доске:


1. СаО+ Н2О → Са(ОН)2

2. Са(ОН)2→ Са2+ + 2ОН-

л/c- синий, ф/ф- малиновый, м/о - желтый

3.СаО +H2SO4→Са SO4+ Н2О

СаО + СО2→ СаСО3

Са(ОН)2 +2HClCaCl+ 2Н2О

4.Са(ОН)2 +CО2→ СаСО3 ↓+Н2О

помутнение р-ра

СаСО3↓+CО22О → Са(НСО3)2

Записать их в тетрадь.

3 Рефлексивный этап - обобщение сведений, полученных на уроке, закрепление их.

Умение работать с учебником. Работа в группах.

Работа с карточками в группах для выполнения дидактических заданий. Задания для групп одинаковые.

10 мин. дается для выполнения задания. После выполнения, группы меняются карточками и проверяют друг друга и оценивают. Правильные ответы на интерактивной доске.

При наличии 1- ой ошибки – 5 баллов

2-х ошибок –4 балла

3-5 ошибок – 3 балла

Более 5-ти ошибок – 2 балла

Дидактическая карточка с заданиями для групп


1 Какие из перечисленных веществ нельзя отнести к природным соединениям кальция? Подчеркните их:

Са(ОН)2, СаСО3, СаО, Са SO4*2Н2О, Са3(РО4)2


2 В предложенных уравнениях реакций проставьте вместо точек формулы нужных веществ из банка данных, уравняйте с помощью коэффициентов:

Сa + HOH →…+ H2

CaO + …→ CaCl2 + …

CaCO3→…+ CO2

Ca(OH)2 + …→Ca3(PO4)2+H2O


Банк данных: H2SO4, H3PO4, H2O, HCl, CaO, CaHCO3, Ca(OH)2


3 Запишите в виде уравнений трех реакций следующую запись:

Известняк на заводе обожгли и получили негашеную известь. Строители погасили её водой и получили известь.

После побелки она на воздухе «схватилась», высохла и стала белой.

Проверка правильности ответов - учащиеся сверяют правильные ответы, отображенные на интеракти

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!