Г.У. «Шалдайская средняя
общеобразовательная школа»
Разработка открытого
урока
по теме «Химические свойства
соединений кальция»
для учащихся 9 класса
общеобразовательных школ
Разработала: Муканова
Г.А.-
учитель химии Шалдайской
СОШ
Щербактинского
р-она,
Павлодарской
обл.
План
урока
Тема урока:
Химические свойства соединений
кальция
Тип
урока:
изучение нового материала
Цели
урока:
Образовательная:
создать условия для изучения нового материала,
новых химических понятий, расширения
кругозора.
Развивающая:
продолжить формирование логических навыков,
умение делать анализ и синтез, принимать правильные решения, делать
выводы.
Воспитательная:
воспитывать чувство коллективизма при работе в
группах, развивать интерес учащихся к изучению предмета
химии.
Задачи
урока:
- ознакомиться с природными
соединениями кальция, узнать о значении их для жизнедеятельности
живых организмов и практической деятельности
человека;
- изучить свойства соединений кальция,
а именно оксида, гидроксида и солей
кальция;
- научить составлять уравнения
химических реакций, отражающих свойства соединений
кальция;
- сделать вывод о свойствах соединений
кальция, акцентировать внимание на едких свойствах извести и
правилах техники безопасности при работе с
ней;
Межпредметные
связи:
биология, география;
Оборудование:
интерактивная доска, учебник химии за 9 класс,
карточки, химическое оборудование и хим.реактивы ( СаО,
Са(ОН)2;
индикаторы метил.оранж, фенолфталеин, лакмус; кислоты HCl,
H2SO4;
соли CаСO3, NaHCO3 ;
газированная вода для получения СО2)
Девиз урока:
« Не в количестве знаний
заключается образование, а в полном понимании и искусном применении
того, что знаешь.»
А.Дистервег
Схема
урока
1 Вводно- мотивационный
этап
а) Организация рабочих мест учащихся и
учителя
б) Формирование целевого пространства:
беседа учителя с учащимися по
вопросам:
- значение соединений кальция для живых
организмов и человека
- какие природные соединения кальция вы
знаете?
- в какой группе ПСХЭ Д.И.Менделеева
находится Са?
-к какой группе металлов относиться
кальций?
- какова формула его оксида и
гидроксида; свойства кислот или оснований они
проявляют?
Устные ответы
учащихся:
-Са находится во второй группе, главной
подгруппе ПСХЭ;
- относится к группе щелочно-земельных
металлов;
- формула его оксида СаО, гидроксида
Са(ОН)2 и
проявляют основной характер
Зрительное восприятие на интерактивной
доске:
-тема
урока;
- схема значения соединений
кальция;
Входят в состав костей, зубов,
кораллов, раковин моллюсков. Придают им
твердость.
↑
Соединения
Са
↓
Входят в сосав строительных и
стоматологических материалов.
Известь, цемент, стоматологические
пломбы.
- таблица, отражающая названия
соединений кальция, их формулы, месторождения в Казахстане.
Записать в тетрадь
Табл.1 Природные соединения кальция и
их месторождение в Казахстане
Название природного
соединения
|
Химическая формула основного
химического состава
|
Месторождения в
Казахстане
|
Известняк, мел, мрамор, ракушечник,
кальцит, жемчуг
|
СаСО3
|
Актюбинска область, Мангышлак (розовый
ракушечник) , Семепалатинская обл
|
Гипс
|
CaSO4*H2O
|
Жамбыльская
область
|
Фосфориты,
апатиты
|
Са3(РО4)2
|
Каратау,
|
Доломит
|
СаСО3* MgСО3
|
Каратау,
|
Лаб. раб. Рассмотреть коллекцию
природных соединений кальция.
2 Операционно-познаваельный
этап -
Получение знаний по новой теме, развитие личностных компетентностей
в работе по изучению новой темы. Выход на тему
урока:
Учитель:
Кальций, как очень активный металл, в
природе встречается только в виде соединений. Самым значимым
соединением кальция, известным человечеству издревле, является
известняк. Люди научились получать из него известь, которая
придавала жилищу прочность, освежала его и придавала приятно белый
цвет. А как можно получить известь
Са(ОН)2 из
известняка СаСО3?
Зрительное восприятие на интерактивной
доске:
Формулы основных соединений кальция и
их бытовые названия:
СаСО3 -
известняк
СаО – негашеная
известь;
Са(ОН)2 -
гашеная известь.
Учащимся предлагается составить
уравнения хим. реакций по схеме:
СаСО3→
СаО→ Са(ОН)2
Ответ
учащихся:
СаСО3→
СаО+ СО2 –
получение негашеной извести
СаО+ Н2О →
Са(ОН)2 –
гашение извести
- запись на доске и в
тетрадях.
Учитель: Как вы уже сказали, оксид и
гидроксид кальция проявляет основные свойства. Докажем это проведя
лабораторные опыты:
Демонстрация
опытов
1 Небольшой кусочек оксида кальция
помещаем в стакан с горячей водой (осторожно!). Идет бурная реакция
гашения негашеной извести с образованием гидроксида
кальция.
2 доказать, что это- основание с
помощью универсальной индикаторной бумаги или растворов индикаторов
(фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого). Сделать акцент на
щелочную едкость извести и соблюдение техники безопасности при
работе с ней.
Обрати
внимание!
Известь – едкое
вещество.
При работе с ней нужно соблюдать
осторожность! Избегать попадания её на кожу и
глаза.
Если это случилось, промыть большим
количеством проточной воды и, по возможности, нейтрализовать слабым
раствором уксусной или лимонной
кислоты
3 провести реакцию нейтрализации
растворами кислот (серной или
соляной)
4 пропустить через р-р гидроксида
кальция углекислый газ (можно из бутылки с газированной водой ) до
его помутнения,т.е. образования карбоната кальция нерастворимого в
воде, а затем и до прозрачности, т.е. образования
гидрокарбоната
По возможности, уч-ся выполняют
лаб.опыты в в группах либо наблюдают демонстрации учителя или
виртуально на инт.акт. доске.
После проведения опытов учащимся
предлагается составить уравнения проведенных реакций на
доске:
1. СаО+ Н2О →
Са(ОН)2
2. Са(ОН)2→
Са2+ +
2ОН-
л/c-
синий, ф/ф- малиновый, м/о - желтый
3.СаО +H2SO4→Са SO4+
Н2О
СаО + СО2→
СаСО3
Са(ОН)2 +2HCl→CaCl+
2Н2О
4.Са(ОН)2 +CО2→
СаСО3 ↓+Н2О
помутнение
р-ра
СаСО3↓+CО2+Н2О →
Са(НСО3)2
Записать их в
тетрадь.
3 Рефлексивный этап
- обобщение сведений, полученных на
уроке, закрепление их.
Умение работать с учебником. Работа в
группах.
Работа с карточками в группах для
выполнения дидактических заданий. Задания для групп
одинаковые.
10 мин. дается для выполнения задания.
После выполнения, группы меняются карточками и проверяют друг друга
и оценивают. Правильные ответы на интерактивной
доске.
При наличии 1- ой ошибки – 5
баллов
2-х ошибок –4
балла
3-5 ошибок – 3
балла
Более 5-ти ошибок – 2
балла
Дидактическая карточка с заданиями
для групп
1 Какие из перечисленных веществ нельзя отнести к
природным соединениям кальция? Подчеркните
их:
Са(ОН)2, СаСО3, СаО, Са SO4*2Н2О,
Са3(РО4)2
2 В
предложенных уравнениях реакций проставьте вместо точек формулы
нужных веществ из банка данных, уравняйте с помощью
коэффициентов:
Сa + HOH →…+
H2
CaO + …→
CaCl2
+
…
CaCO3→…+
CO2
Ca(OH)2
+
…→Ca3(PO4)2+H2O
Банк данных:
H2SO4,
H3PO4,
H2O, HCl, CaO,
CaHCO3,
Ca(OH)2
3 Запишите в виде уравнений трех реакций следующую
запись:
Известняк на заводе обожгли и получили
негашеную известь. Строители погасили её водой и получили
известь.
После побелки она на воздухе
«схватилась», высохла и стала
белой.
Проверка правильности ответов -
учащиеся сверяют правильные ответы, отображенные на интеракти