Тема
урока:
Освободительная борьба
казахов в 1860-1870-х гг.
Исследовательский
вопрос: В чем
проявилась преемственность народных требований в восстаниях 60-70-х
годов XIX века?
|
Школа: КГУ «ОСШГ №2» г.
Актобе
Учитель: Имамурзина Карлыгаш
Аскаровна
|
|
Дата: 20. 02. 2020
г.
|
|
|
Класс:
8
|
Количество присутствующих:
20
|
отсутствующих: -
0
|
|
Цели обучения, которые
достигаются на данном уроке (ссылка на учебную
программу)
|
7.3.1.5 – определять причины и последствия
национально-освободительной борьбы казахского народа против
колониальной политики
|
|
Цели урока
|
Выявляют причины освободительной борьбы казахского
народа в 1868-1869 гг ;
Оценивают действия
Хивинского ханства в 1869 году .
|
|
Критерии
оценивания
|
- Выявляют причины
недовольства реформой 1867-1868 гг каждой социальной
прослойкой;
- Определяют, почему недовольство было со стороны самых
различных слоев населения;
- Выявляют, как среднеазиатские ханства попытались ослабить
позиции царской России на территории Западного
Казахстана;
- Описывают события,
ставшие поводом к началу восстания.
|
|
Языковые цели
|
Слушают и обсуждают презентации
групп (навык слушания
и говорения);
Работа с раздаточным материалом
(навык
чтения).
Работа в малых группах при проведении
исследования материалов информационных текстов и исторических
источников, а затем предоставлять устный отчет результатов своей
работы перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устных
высказываний).
Лексика и терминология, специфичная
для предмета:
Фискальная политика царского
правительства, территориальный принцип, родоплеменные отношения,
антиколониальная борьба, «хивинский фактор»
Полезные выражения для диалогов и
письма:
Причинами поражения
восстаний являются...
Проявлением усиления колониального
угнетения были ...
Вовлечение Казахстана в систему новых
социально-экономических процессов привело...
|
|
Привитие ценностей
|
Воспитание
гражданственности, патриотизма, национального самосознания,
готовности служить интересам общества. Воспитание уважения к
окружающим, формирование навыков сотрудничества между учащимися
групповой и парной работе, академической честности
|
|
Межпредметные
связи
|
Всемирная
история, география
|
|
Применение ИКТ
|
Использование интернет ресурсов, видеоматериалов,
презентации
|
|
Предварительные знания
|
Учащиеся на предыдущих
занятиях получили знания о проникновении царских военных отрядов на
присырдарьинские районы и завершении процесса присоединения всей
территории Казахстана в состав Российской империи, а также о целях,
ходе и о последствиях административно-территориальных реформ
1867-1868 гг.
|
|
Ход урока:
|
|
Запланированные этапы
урока
|
Запланированная деятельность на
уроке
|
Ресурсы
|
|
Начало
урока
10
мин
|
У.
Тысячелетиями мы боролись за
свою независимость.
Отстаивая ее, мы отстаивали
свою землю и свое будущее. Поэтому независимость для нас –
священная ценность, которую мы должны беречь. Это завещано нам
мужественными предками - кочевниками Степи.
Н. А. Назарбаев.
Прием «Мозговой штурм»
- Вспомните, какие национально –
освободительные восстания проходили на территории нашей Родины в
18-19 вв.? (1 ученик записывает на доске)
Фронтальный опрос:
1. На какое количество
генерал-губернаторств были разделены казахские степи до реформы
1867-1868 гг.?
А) одно Б) два В) три Г) четыре. 2.
Назовите генерал-губернаторства, образовавшиеся в 1867-1868 гг.: А)
Уральское, Сибирское, Семиреченское. Б) Сырдарьинское,
Семипалатинское, Оренбургское. В) Оренбургское, Западно-Сибирское,
Туркестанское. Г) Семиреченское, Среднеазиатское, Оренбургское. 3.
Какие области вошли в Туркестанское генерал -губернаторство? А)
Семипалатинская, Семиреченская. Б) Верненская, Пишпекская. В)
Сырдарьинская, Семиреченская. Г) Среднеазиатская, Семиреченская. 4.
Какие области вошли в Оренбургское генерал -губернаторство? А)
Оренбургская, Торгайская. Б) Уральская, Тургайская. В) Тургайская,
Акмолинская. Г) Акмолинская, Уральская. 5. Какие области вошли в
Западно-Сибирское генерал -губернаторство? А) Акмолинская,
Торгайская. Б) Акмолинская, Семипалатинская. В) Акмолинская,
Оренбургская. Г) Акмолинская, Сырдарьинская. 6. К какой губернии
относились земли Бокеевского ханства? А) Оренбургской Б) Западно –
Сибирской. В) Туркестанской Г) Астраханской. 7. Какому генерал –
губернаторству было разрешено вести дипломатические переговоры с
иностранцами? А) Оренбургскому Б) Западно-Сибирскому. В) Степному
Г) Туркестанскому. 8. Кто освобождался от налогов по реформе 1867 –
1868 гг.? А) Бии Б) Баи В) Батыры Г) Чингизиды. 9. Назовите
положительные и отрицательные последствия реформ для казахского народа:
Положительные
последствия
|
Отрицательные
последствия
|
1. Открылись благоприятные возможности
для приобщения хозяйства казахов к капиталистической экономике
России.
2. Стали рушиться
патриархально-средневековые
порядки.
3. Между отдельными областями Казахстана
налаживались экономические связи.
4. Расширялось товарное
производство.
5. Началось развитие капиталистических
отношений.
|
1. Усилился колониальный гнет
народа.
2. Изымались земли
кочевников.
3. Увеличились
налоги.
4. Действие чиновников обостряли и без
того тяжелое положение трудящихся.
5. Новые правила землепользования (земли
были объявлены государственной собственностью).Это было чуждо
веками сложившимся при представлением кочевников о
земле.
6. Государственные земские сборы и
повинности.
7. Ясачный сбор со
скота.
8. Покибиточный
сбор.
9. Билетный
сбор.
10. Представления подвод
войскам.
11. Бедные и богатые платили
одинаково.
12.
Харадж- 1/10 часть снятого урожая.
|
Вывод: по реформе 1867-1868 гг., планировали
ускорить колонизацию и освоение Казахстана в интересах растущей
промышленности империи. Несмотря на отдельные их положительные
стороны, усилили колониальную зависимость Казахской
степи.
|
Презентация
|
|
Середина
урока
20 мин
Конец урока
10 мин
|
Изучение новой
темы
Курмангазы куй «Адай»
- Слышали ли вы, куй Курмангазы Сагырбай
улы «Адай»?
- Какие ассоциации возникали у вас, когда
вы слушали, куй «Адай»?
Вся жизнь Курмангазы
прошла в борьбе с несправедливостью и угнетением, против
произвола и деспотизма. В кюе «Адай» он передает и воспевает
мечты казахского народа о свободе, выражает протест против
столкновения общественных интересов. Кюй «Адай» передает энергию и
героизм наших предков.
Тема нашего урока:
Освободительная борьба казахов в 1860-1870-х
гг.
Исследовательский
вопрос: В чем
проявилась преемственность народных требований в восстаниях 60-70-х
годов XIX века?
Электронный учебник
(видеоматериал)
- Кто такие «адай»?
(Выступление ученика) (Приложение
1)
Работа в группах с информационным
материалом.
1 группа – Причины и территория восстаний,
движущие силы, характер, руководители восстаний 1868-1870 –х гг. 19
века.
2 группа – Основные события в ходе
восстаний 1868 -1870 – х годов. Календарь событий.
3 группа – Карательные отряды царизма в
ходе восстаний.
4 группа – Причины поражений и
историческое значение.
Дескрипторы к заданию:
- Выявляют
причины недовольства реформой 1867-1868 гг каждой социальной
прослойкой; - определяют территорию восстаний, движущие силы,
руководителей восстания; - описывает событие, ставшее поводом к
восстанию в Уральской и Тургайской областях и попытку участия Хивы
в восстании; - описывают конец восстаний 1868 – 1870 – х годов.; -
определяют причины поражений и место в историографии.
К. Каждая группа презентует результаты
своих работ в виде постера. ФО учащиеся обмениваются результатами работ и
проводят взаимооценивание в виде устного комментария.
Закрепление:
А. Работа с контурной картой. Отметить на
карте основные очаги восстаний. Б. Заполните сравнительную таблицу
на странице 126
учебника
№
|
Вопросы для
сравнения
|
Восстания в
Тургайской
и
Уральской областях
|
Восстание
на
Мангыстау
|
1
|
Время
|
|
|
2
|
Очаги восстания
|
|
|
3
|
Движущие силы
|
|
|
4
|
Карательные отряды
|
|
|
5
|
Основные события,
битвы.
|
|
|
6
|
Результат,
последствия
|
|
|
Рефлексия. «Сигналы рукой»
Проверяется уровень понимания того, что
объясняет учитель. Метод «большой палец»
Если вы сегодня усвоили новую тему, то
поднимите большой палец верх, большой палец горизонтально – я почти
понимаю, большой палец вниз – я не понимаю.
Домашнее задание: Параграф
33 Написать эссе на тему: «В
чем проявилась преемственность народных
требований в восстаниях 60-70-х годов XIX века?»
|
|
|
Дополнительная
информация
|
|
Дифференциация – каким образом Вы
планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете
поставить перед более способными учащимися?
|
Оценивание – как Вы планируете
проверить уровень усвоения материала учащимися?
|
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
|
|
Каждый этап урока
содержит в себе скрытую дифференциацию. При общем обсуждении в
классе выявляется уровень понимания учащимися вопросов, развитие
навыков критического мышления и работы с раздаточным материалом.
Более способные учащиеся смогут оценить политическое положение
Центральной Азии на фоне событий, охвативших Казахстан в 60-х
гг XIX века. Большинство учащихся в
классе смогут главные причины восстаний 1868-1869
гг.
|
Устная оценка,
проводится индивидуальное, парное оценивание
|
Для сохранения здоровья
учеников в случае необходимости, рекомендуется проводить
физкультминутки. Выключить интерактивную доску в ненужное
время.
|
|
Рефлексия
Были ли цели урока/цели обучения
реалистичными?
Все ли учащиеся достигли
ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация
на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы
урока?
Какие отступления
были
|
Используйте данный раздел
для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем
уроке из левой колонки.
|
|
|
|
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо
(подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению
урока (подумайте, как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе
или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо
обратить внимание на последующих уроках?
|